Денис Довгополый, BVUGroup: "В Украине уже сформировалась экосистема поддержки стартапов"

Что изменилось для украинских стартаперов за последние годы и что еще должно измениться в ближайшие несколько лет

На предстоящем iForum-2013 Денис Довгополый, со-основатель BVU Group (в которую входит бизнес-инкубатор GrowthUP) будет вести поток "Стартапы". В преддверии мероприятия Delo.UA встретилось с Денисом, чтобы расспросить, чего сегодня не хватает начинающим предпринимателям, что изменилось в их жизни с появлением бизнес-инкубаторов и чему их будут учить на iForum.

Говоря о стартапах, в первую очередь подразумевают бизнес в интернете. Это соответствует действительности?

Д. Д.: Не совсем. Мы работаем в индустрии, которую можно назвать IP-бизнес (IP — Intellectual Property). То есть, бизнес, который построен на интеллектуальной собственности. Помимо IT и телеком-сектора, сюда входят медицина, биотехнологии, альтернативная энергетика, энергосбережение и даже технологии для аграрного сектора. Хотя 95% новых проектов — это действительно IT-индустрия. Все остальное укладывается в 5%.

Количество стартаперов растет?

Д. Д.: Да, число стартапов заметно увеличивается. Правда, доля "мусорных" проектов, которые вряд ли представляют ценность для рынка, как была, так и остается более 90%, и, к сожалению, эта пропорция не уменьшается. Иными словами, качество остается на прежнем уровне. Тем не менее, количество хороших проектов выросло в пять раз за счет роста общего числа.

А за счет чего такой скачок?

Д. Д.: Здесь есть несколько причин. Во-первых, люди стали получать больше информации на подобную тематику, а значит начали больше задумываться об этом. Распространению знаний способствуют и социальные сети. Во-вторых, в сегодня уже сформировалась экосистема поддержки стартапов. Сюда входят различные бизнес-инкубаторы, программы поддержки начинающего бизнеса и т. д. Например, в конце марта компания IBM запустила программу "Глобальный предприниматель", которая нацелена на развитие экосистемы инновационного бизнеса в Украине. Такие же программы есть у других крупных IТ-корпораций.

И в-третьих, у стартапов появился доступ к инвесторам на ранней стадии, что раньше было не очень развито. Теперь можно профинансировать совсем ранние стадии создания продукта. Все это стимулирует людей, у которых есть предпринимательская жилка, строить свой бизнес.

Помимо IBM , об инициативе помощи стартапам также объявила Microsoft , причем еще несколько лет назад. Но насколько доступ к их программному обеспечению и различным технологиям полезен для начинающего бизнеса? Может, им нужны исключительно деньги?

Д. Д.: Не совсем так. Например, Microsoft может предоставить в распоряжение избранным стартапам своего эксперта, который поможет системному архитектору начинающей компании построить правильную архитектуру продукта. Такая экспертиза на рынке стоит очень дорого. А у стартапов есть возможность привлекать специалистов Microsoft на определенные часы в рамках программы помощи молодому бизнесу бесплатно. Это намного ценнее, чем бесплатные лицензии на ПО. Более того, если стартап докажет, что его идеи заслуживают внимания, то Microsoft может помочь с построением каналов продаж, процесса сбыта и т. д. То есть, их программа значительно шире, чем о ней известно.

То же самое касается и IBM. Программа поддержки молодых предпринимателей очень емкая. Большинство наших людей документацию по таким программам дальше первой страницы не читают, но те, кто дочитает, поймут, что у них есть возможность получить значительно больше, чем кажется на первый взгляд.

Государство что-то делает или, может быть, планирует делать для поддержки молодых предпринимателей?

Д. Д.: Я не верю, что государство может помочь в таких вопросах, тут главное, чтобы оно не мешало. Достичь западного уровня чрезвычайно сложно в силу разных причин. Чтобы играть в одной весовой категории, нам потребуется лет 20. Центр инновационного начинающего бизнеса в мире — это США, на втором месте — Израиль, далее следует Азиатский регион и, наконец, — Европа. Если мы станем частью экосистемы Европы, то сможем всерьез конкурировать за четвертое место в мире с таким странами, как Германия, Швейцария, Англия, Голландия, Франция, у которых уже достаточно давно это все есть. Но я верю, что мы развиваемся в правильном направлении.

К вопросу экосистемы и увеличения количества источников информации о запуске бизнеса — о чем в этом году будут рассказывать на потоке "Стартапы, E-Commerce"?

Д. Д. В последние годы мы много экспериментировали с форматом подачи информации на iForum. И в прошлом году, как нам кажется, получили наиболее оптимальный формат. Теперь намерены его масштабировать: планируем делать короткие доклады знаковых спикеров, каждый из которых будет раскрывать одну небольшую, но важную тему. Таких докладов хотим сделать очень много. В прошлом году было около 15-20-минутных выступлений, в этом году хотим сделать примерно столько же. В настоящее время у нас уже есть договоренности с экспертами из Европы, России, Украины, это очень интересные спикеры и великолепные доклады.

Помимо секции стартапов, мы планируем организовать еще три: e-commerce, мобильная и игровая. Все секции будем формировать примерно по такому же принципу: меньше воды, больше конкретики.

В рамках iForum моя задача состоит в формировании правильных потоков. Чтобы сделать полезное мероприятие, необходимо представить действительно много ценного контента, тогда у участника конференции будет выбор.

В программе форума есть поток "Стартапы" и есть поток " E - Commerce ". Где прилегает та тонкая грань между ними?

Д. Д.: Оба потока будут проходить в одном зале последовательно. Мы специально так сделали, понимая, что E-Commerce и "Стартапы" дополняют друг друга. Точно так же дополняют друг друга мобильный и игровой потоки. Поскольку те компании, что занимаются играми, чаще всего не интересуются электронной коммерцией, мы продумали формат мероприятия таким образом, чтобы потоки проходили параллельно и целевая аудитория не разбивалась на две части.

Вы как-то отслеживаете эффективность конференции для начинающего бизнеса?

Д. Д.: Дело в том, что в прошлом году наши участники, которые брали стенды, являлись уже достаточно зрелыми компаниями. Для них это был больше маркетинг, а не привлечение инвестиций, поскольку их бизнес на тот момент уже был достаточно хорошо развит.

В этом году мы намерены пригласить более молодые компании, которые, в том числе, ищут инвесторов, пребывают в поиске своей ниши, пытаются создать свой уникальный продукт и т. д. А для представителей стартапов iForum — это мероприятие, где можно получить ответы на актуальные вопросы и познакомиться с правильными людьми.