Eсли внедряется комплексная система безопасности, то смертность на дорогах сразу уменьшается на 50% — Александр Куринной, директор "Акксон Софт"

О сложностях создания в Украине "безопасных городов", внедрения систем фотовидеофиксации, мировой практике и спасенных на дорогах жизнях Delo.UA рассказал директор компании "Акксон Софт" Александр Куринной

Каково состояние украинского рынка систем безопасности сейчас?

Украинский рынок безопасности и систем видеонаблюдения на сегодняшний день находится на стадии стагнации и за последние пару лет упал по меньшей мере в четыре раза. Конъюнктура рынка показывает, что количество предложений по системам видеонаблюдения значительно превышает спрос на них. Основные причины падения — девальвация гривни и проблемы с бюджетированием безопасности как в коммерческих учреждениях, так и в государственных структурах. В результате люди начинают находить обходные пути, приобретая "китайский ширпотреб", который в итоге приносит только убытки.

Как распределяется рынок между коммерческими и государственными проектами?

Если говорить о компаниях или их продуктах, то между коммерческим сектором и государственным всегда было понятное распределение. Зачастую никто не переходил никому дорогу, и каждый предоставлял услуги в своем секторе. Сейчас тенденция изменилась, и "голодные компании" начали хвататься за любые проекты, где есть финансирование. К примеру, недавно был случай, когда один из объектов "разморозился", получил финансирование, и еще до оглашения тендера заявки подали 35 компаний. Это говорит о том, что качественных проектов в Украине очень мало, и каждая компания сейчас норовит отхватить себе кусочек, взяв на себя часть работы.

В коммерческих проектах при достаточном финансировании компании могут выбирать себе качественный продукт по доступным ценам. В госсекторе из-за банального распила средств и демпинга качественный продукт выбрать не получается. К сожалению, несмотря на попытки снижения объемов коррупции в нашей стране, за всеми уследить нельзя.

Но успешные проекты, реализованные совместно с госорганами, все-таки есть?

Да, одним из них является проект "Безопасный город", по иронии судьбы впервые реализованный в Донецке. Ясно, что сейчас из-за происшествий в стране он технически не работает. Несмотря на это, опыт в других областях показывает, что можно работать и дальше. Примерами последнего сотрудничества стали Винница, Житомир, Львов, Черновцы, Вышгород, Киев, Днепропетровск, Запорожье, Ровно и другие города, которые ставят своей целью работать и получать качественный результат.

Но и здесь не все гладко. Из-за тенденции выделения средств на безопасность по остаточному принципу качество устанавливаемых систем изрядно снизилось, а когда приходит понимание, что нужно устанавливать качественные системы, денег на это не хватает. В итоге начинается поиск дополнительных средств через гранты или частные инвестиции.

Грантодатели хотят видеть продвижение в улучшении социального уровня, в то время как инвесторы ищут во вложениях "точку безубыточности" и возврат инвестиций. С нашим государством это очень рисковые проекты, которые все охотно обходят, но тем не менее, переговоры идут и все надеются на улучшение.

На каких условиях в плане финансирования обычно реализуются такие проекты?

Есть три варианта обеспечения государственных проектов: коммерческие инвестиции, госбюджет и местный бюджет. В первом случае это очень рисковые проекты, так как частным инвесторам не хватает украинской законодательной базы для вывода инвестиций напрямую через бюджеты и никто за эту работу браться не хочет. Со вторым вариантом никто не хочет связываться, так как нет никаких гарантий, что вернутся средства из бюджета страны. Третий вариант — самый практичный, так как решение по выделению средств на установку системы принимают местные власти. Такими примерами для нас стали проекты "Безопасный город", для реализации которых городу пришлось изыскать местные бюджеты для обеспечения безопасности.

Инвестиционно привлекательные проекты по фотовидеофиксации также интересны самим местным властям. Наша рабочая группа, к примеру, для такого проекта разрабатывает поправки к существующим законам, а именно нормативно-правовые акты и другие документы, которые будут четко и жестко регламентировать каждый отдельный элемент взаимодействия. Как результат, в этой структуре расщепление прибыльных средств будет происходить по принципу: часть бюджету страны, часть местному бюджету и остальное на возврат инвесторам.

Каковы основные направления проектов с государством?

Основными проектами являются "Безопасный город" и автоматическая фотовидеофиксация. Преступность, дорожные нарушения, коррупция — это одни из основных проблем нашего государства. К примеру, в Одессе, в связи с военными действиями и сменой мест отдыха преступность увеличилась в 4,8%, а в сезонное время и того больше.

Проект "Безопасный город" нацелен на эффективное решение этих проблем путем установки систем фотовидеофиксации нарушений ПДД на дорогах, а также использования единой системы видеонаблюдения по всему городу. К примеру, в одном из городов результатом работы системы на протяжении двух недель стало уменьшение количества правонарушений в пять раз, и эта тенденция продолжалась еще долгий период. Ключевую роль сыграла не только установка самой системы и камер видеонаблюдения, а и работа СМИ, благодаря которой жители города и правонарушители в частности узнавали, что система функционирует и уже есть первые результаты и пойманные на "горячем" преступники.

Какие основные проблемы возникают при интеграции решений в существующем контексте? Насколько готова Нацполиция, местные власти к введению таких решений?

Наша система легко адаптируется к существующей инфраструктуре: установленным системам безопасности, видеокамерам. Но время показывает, что тенденции не стоят на месте и всегда нужно совершенствоваться.

Вопрос чаще всего упирается в организационные моменты, так как не все коммерческие структуры готовы предоставлять на использование свои камеры местным властям и полиции. В этом случае нужно отметить, что, например, забирая второй поток с этих видеокамер, мы решаем задачу безопасности города, и это никоим образом не скажется на работоспособности существующей локальной системы предпринимателей. Вторая проблема — техническая. Далеко не все программное обеспечение способно работать с разными брендами камер, их моделями, прошивками, протоколами и другим сопутствующим оборудованием. В этом отличие нашей системы от других на рынке — нам от конечного оборудования нужен только видеосигнал. Неважно в каком он формате он, мы все равно сможем наложить на него свою видеоаналитику.

Касательно Национальной полиции — это одна из реформ, которая видна своим новым подходом к работе. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с верхними эшелонами власти в Национальной полиции с целью разработки и внедрения системы, которая бы обеспечивала ее автоматическую работу, например, в местах, где случилось ДТП, угон или разбой. Мировой опыт показывает, что подобного рода инциденты максимально оперативно расследуются благодаря техническим средствам. Таким образом, удастся уменьшить количество правонарушений на дорогах, сделать прозрачной систему оплаты штрафов и уменьшить время обнаружения преступника либо виновника ДТП.

Можете ли привести данные, как поможет введение систем централизованного видеонаблюдения в плане наполнения бюджета, сокращения правонарушений?

Согласно нашему международному опыту, если внедряется комплексная система безопасности, то смертность на дорогах сразу уменьшается на 50%. Установка такой системы имеет две стороны: социальную и коммерческую. Финансируют такие системы сами нарушители. Наш одесский опыт показал, что только на одном узле Клеверного моста за сутки было зафиксировано в среднем около 500 правонарушителей скоростного режима. Посчитать рентабельность на этом объекте очень просто: количество правонарушений, умноженное на минимальный штраф в 255 грн, дает сумму в 127 тыс. грн в сутки. Мы лоббируем вариант, при котором часть этих средств (10–20%) должна уходить на возврат инвестиций и поддержку самой системы, а остальные — распределяться пополам между государственным и местным бюджетом. Таким образом, этой системой можно уменьшить социальную нагрузку, образовать дополнительный приток средств как в государственную, так и в городскую казну.

Каковы примеры и результаты внедрения систем в других странах?

Наша компания работает в 49 странах мира. Украинский офис успешно сотрудничает с Аргентиной, Колумбией, Казахстаном, АОЭ, Сингапуром, ЮАР, Азербайджаном и рядом европейских стран. Проекты в этих странах в среднем показывали уменьшение социальной нагрузки на 50% и увеличение притока финансирования в независимости от того, местный это инвестор или зарубежный.

Если сравнивать Украину с другими странами, то мы единственная страна в Европе, за исключением Кипра, где нет автоматической системы фотовидеофиксации нарушений ПДД. У нас самые высокие показатели смертности на дорогах. По оценкам ведомственных украинских служб, в среднем 17 людей гибнет на дорогах за сутки.

Если взять в пример казахский город Актау, то после внедрения системы фотовидеофиксации смертность на дорогах уменьшилась в 2,4 раза, количество ДТП сократилось на 50%, а коэффициент прироста экономики составил 18, то есть в 18 раз автоматическая система работает эффективнее, чем человек. Этот город стал одним из показательных в нашей работе, так как наши первичные прогнозы достигали лишь коэффициента 10.

Что сдерживает развитие украинских городов в сфере безопасности и что необходимо для преодоления этих факторов?

Одни из главных факторов — двойственные законы. Вроде бы закон есть, но нормативных актов, регламентирующих работу в той или иной сфере, нет. Если ты их создаешь, то не факт, что ты пройдешь все "круги ада" с подписями и распоряжениями. Поэтому управленцы в городах вынуждены изыскивать свои резервы для результата, вопреки этой бюрократической системе. И даже после того, как решение прошло все тесты и дело доходит до тендера, как правило, недобросовестные участники тендера, поставив низкие цены и завышенные характеристики оборудования, рушат хорошую идею. После таких инцидентов доверие и у людей исчезает и опускаются руки. Но все-таки даже из таких положений есть выход. Я надеюсь, что правильное принятие подзаконных нормативных актов в вопросе фотовидеофиксации и опыт, который у нас есть, будет услышан. Благодаря этому люди на местах получат намного больше возможностей в безопасном существовании, а системы фотовидеофиксации помогут развитию государства в целом и выведут нашу страну на новый уровень.

Каковы прогнозы по продвижению в этом вопросе?

У нас прогнозы весьма оптимистичные, мы не сидим без дела и ничего не просим. Единственное, что нам нужно — это легализация поправок к законам, и мы привнесем изменения в социальную, экономическую и электоральные сферы. Например, новая команда в Одессе мыслит совсем другими категориями. Это и область, и город, и новая полиция, которые понимают все тенденции. Они уже смогли их оценить на местном уровне и вносят в пакет реформ Одессы по продвижению на национальном уровне таких технологий, которыми мы обладаем. Таким образом, если власти поспособствуют общему развитию безопасности на национальном уровне, в Украину придут инвестиции по меньшей мере для старта проекта порядка $200 млн, которые помогут сохранить еще больше человеческих жизней, улучшить инфраструктуру и сделать "Безопасную Украину" в целом.