ICQ ищет покупателя

AOL попросила банки Morgan Stanley и Allen & Co подготовить к продаже "аську" – instant messenger ICQ. Покупателя будут искать за пределами США, где ее популярность невысока

об этом, никак не подтвержденная официально, появилась в редакционном блоге Wall Street Journal.

Учитывая любовь к "аське" в России, "неамериканцем" мог бы быть российский покупатель, например, самый известный отечественный собиратель интернет-активов Digital Sky Technologies, принадлежащий Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову. Владелец долей в Mail.ru, "Одноклассниках", и миноритарных пакетов "Вконтакте", HeadHunter, игрового холдинга Astrum Online Entertainment и 3,5% Facebook. Компания отказалась от ответов на любые вопросы, связанные с ICQ.

Источник, близкий к компании AOL, убежден, что, компания пока не нашла, кому продать актив а информационный вброс нужен, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей. На это может указывать разница в возможных ценах продажи сервиса – в англоязычных блогах говорят о 300 млн долларов, а в израильских, на родине ICQ, о 100 млн долларов. Куплена "аська" была в 1998 году за 412 млн долларов, пишет Slon.ru.

Почему "аське" не повезло

На нынешнем этапе развития истории интересно не столько, кто купит "аську", сколько то, что он с ней будет делать. Как это ни удивительно для российского пользователя, проводящего круглые сутки в "аське", ICQ – далеко не самый популярный мировой сервис обмена сообщениями. По мнению блога Billions Connected, год назад опубликовавшего свое видение мирового рынка мессенджеров, – статистика этого рынка весьма редка – доля ICQ в России составляет 55%, в Германии 44%, в Швеции 10%, а в Швейцарии 8%. В остальных исследованных странах она не дотягивает до 5%.

Трудно поверить, что половина Рунета не пользуется "аськой", используя в каждом пятом случае мессенджеры Yahoo, а в каждом десятом – MSN. Но даже если исследователи занижают долю этого мессенджера в нашей стране, то, что ICQ не популярен в мире, – факт. Сервис был создан в 1997 году и в те времена имел действительно отличные шансы укрепиться в качестве мирового лидера, однако не сумел противостоять давлению соперников. Все главные мировые конкуренты "аськи" продвигали ее альтернативы как приложения к собственным продуктам, будь то почта, портал или операционная система. ICQ родительского продукта не имел, и только некоторая пассивность Microsoft и Yahoo во времена дележа рынка быстрых сообщений уберегла его от падения в России.

ICQ умрет и в России?

Помимо конкурентного давления, "аська" в России испытывает технологический прессинг. Хорошо известно, что оригинальный клиент ICQ – не самый популярный мессенджер в России. Аналитик "Финама" Леонид Делицын полагает, что альтернативные "асечные" клиенты использует до половины российских пользователей. Правда, в число этих альтернатив он включает не только "режущие" рекламные баннеры QiP, Pidgin и "Mail.ru Агент", но и официальные, авторизованные "специальные издания" ICQ от "Рамблера" и "Яндекса". Правда, по словам того же Делицына, ICQ все равно остается достойной рекламной площадкой, и "Рамблер" на своей официальной версии ICQ в 2007 году заработал около 6 млн долларов.

Весьма вероятно, что популярность ICQ в России будет сокращаться. Даже если консервативная часть аудитории сохранит ей верность ради наработанной базы контактов, то к услугам новых пользователей интернета есть множество новых интересных сервисов. Чтобы извлечь пользу из покупки, новому хозяину ICQ придется предпринимать воистину революционные инновации. Юрий Мильнер из Digital Sky Technologies как раз говорил, что был выбран владельцами Facebook из числа потенциальных инвесторов за свой уникальный опыт монетизации интернет-проектов.