"Киевстар" через суд "притормозил" MNP, НКРСИ подаст апелляцию (обновлено)

Окружной административный суд Киева удовлетворил иск крупнейшего мобильного оператора, тем самым поставив под вопрос запланированное на 1 июля текущего года внедрение "переносимости номера". Регулятор намерен опротестовать решение судебной инстанции
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Суд признал незаконными целый ряд пунктов в решении №248 от 25 апреля 2013 года Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Напомним, что услуга Mobile Number Portability (MNP) должна была появиться на рынке Украины еще осенью прошлого года, но администратор централизованной базы данных (ЦБД) не смог ввести ее в эксплуатацию. Поэтому Нацкомсвязи установила новую дату — 1 июля 2014 года.

В пресс-службе "Киевстара" по поводу судебного решения заверили, что "полностью поддерживают предоставление услуги по переносу номера в Украине как необходимую и полезную для рынка и абонентов". Но в то же время некоторые положения о MNP противоречат законодательству. Свое обращение в суд компания объяснила надеждой на то, что документ будет доработан и "недостатки устранены".

Член НКРСИ Игорь Сиротенко сообщил Delo.UA, что регулятор опротестует постановление Окружного административного суда Киева. "Считаем, что решение комиссии отвечает действующему законодательству, было зарегистрировано Минюстом и содействует развитию конкуренции на телекоммуникационном рынке в интересах потребителей", — подчеркнул господин Сиротенко.

Считается, что услуга по "переносимости номера" — показатель развития телекоммуникационной отрасли, и ее внедряют для того, чтобы предоставить более широкие возможности для абонентов по выбору операторов и усилить конкуренцию на устоявшемся рынке. В Украине, например, из-за высокой стоимости межсетевых звонков по сравнению с условно бесплатными внутрисетевыми появилась категория мульти-симеров, использующих несколько номеров для звонков по различным направлениям. Регулятором также учитывается фактор "привязанности" сотовых абонентов к номеру, из-за чего они отказываются от смены оператора. Но в случае введения MNP такая возможность появляется без потери привычной комбинации цифр.

Два крупнейших мобильных оператора — "Киевстар" и "МТС Украина" — неоднократно подвергали критике инициативы НКРСИ по внедрению "переносимости номера". Поскольку обе компании обслуживают наибольшее число пользователей — соответственно 25,8 млн. и 22,27 млн. по итогам 2013 года — они опасаются оттока из своих сетей недовольных абонентов. Свидетельство тому — заградительные тарифы на звонки по номерам "чужих" операторов.

Комментарий пресс-службы "МТС Украина"

Во время разработки нормативной базы услуги сохранения номера у опереторов возникло довольно много замечаний и вопросов в практической плоскости. Так, мы обращали внимание на необходимость доработки механизма предоставления услуги, на риски для операторов и абонентов, возникающих из-за определенных условий. Ведь, в конце концов важно, чтобы абоненты, которые захотят воспользоваться услугой, не получили негативного опыта (например, риск похищений телефонных номеров). Также мы обращали внимание регулятора на несоответствие некоторых положений нормативной базы MNP законодательным актам высшей юридической силы (в частности, Гражданскому кодексу Украины и др.). Частично наши замечания были учтены, частично — нет.

Но поскольку решение о MNP закреплено законом, мы будем его выполнять. В плане технической подготовки мы сделали все, что от нас зависело. Техническое решение, в целом, готово, но остается выполнить ряд работ ИТ и технического характера, которые мы не можем начать из-за отсутствия согласованной инструкции по использованию централизованной базы данных. Эту инструкцию нам должен был предоставить администратор ЦБД еще в январе этого года. В связи с этой задержкой сроки запуска услуги сдвигаются на второе полугодие.

Если НКРСИ внесет изменения в положения о MNP, и порядок предоставления услуги изменится, мы будем действовать в соответствии с ситуацией. Но это повлечет еще большее смещение сроков.

Пресс-служба мобильного оператора "Астелит":

Уже не один год рынок ожидает запуска услуги переносимости номера (MNP) и широко обсуждает данный вопрос. С нашей точки зрения порядок реализации услуги, предложенный решением НКРСИ, является наиболее удобным для абонентов, полностью отражающим их интересы. Он обеспечивает быструю, бесплатную, простую и понятную процедуру перехода с одной сети на другую, когда абонент может с помощью СМС в течение суток сменить оператора. Таким образом, услуга отменяет "крепостное право" на абонента и увеличивает конкуренцию между игроками рынка. Для абонента MNP означает возможность выбора из всех предложений, представленных на рынке различными операторами, без каких-либо дополнительных ограничений и привязок.

Мы также продолжаем настаивать на том, что запуск MNP зависит лишь от желания всех вовлеченных сторон и их сотрудничества. Нынешние барьеры для внедрения услуги скорее являются результатом отсутствия желания запустить MNP, чем результатом реальных обстоятельств, что представляет собой серьезную угрозу появлению сервиса на мобильном рынке Украины в целом.