Компьютеру сложно дать взятку — Юрис Гулбис, глава Lattelecom

Латвия уже прошла начальную стадию создания и запуска электронного правительства, но завершенным этот процесс считать нельзя. Глава Lattelecom Юрис Гулбис рассказал Delo.UA об успехах и ошибках при внедрении в Латвии самых современных информационных технологий и поделился своим мненим о том, как опыт Латвии может быть полезен для Украины
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Какой вид деятельности для Lattelecom сейчас основной в Украине?

В Украине мы предоставляем услуги нашего центра обработки данных (ЦОД), расположенного в Латвии, — это на сегодня является нашим главным бизнесом. В условиях ограниченных бюджетов бизнес ищет возможности для оптимизации. Мы предоставляем услуги по виртуализации и хранению данных по более конкурентным ценам, чем другие страны в Европе.

Какие еще конкурентные преимущества ЦОД в Латвии?

Во-первых, мы близко. Во-вторых, мы разговариваем на понятном языке. И, в-третьих, мы находимся в Евросоюзе, в прогнозируемой юрисдикции и в достаточно предсказуемом географическом месте. С часовым поясом тоже проблем нет.

Какие из услуг Lattelecom еще могут быть востребованными на украинском рынке?

Развитие электронного правительства и электронных услуг для населения. У Lattelecom большой опыт разработки электронных услуг в Латвии и Литве. Мы сотрудничаем со всеми министерствами Латвии именно с точки зрения электронизации процессов и электронных услуг для населения. В частности мы разработали электронную систему для таможни, которая интегрирована с Госслужбой доходов Латвии и Европейской таможенной системой.

Какие украинские компании являются основными клиентами компании?

Торговые предприятия — розничные и оптовые — у которых большие базы данных и которым нужно обеспечить их сохранность. Телекоммуникационные операторы, которым нужны услуги виртуализации их инфраструктуры. Они получают удаленных доступ к установленным у нас виртуальным машинам и решают свои задачи по резервированию данных. Есть и строительные компании. Мы стараемся покрыть достаточно широкий перечень отраслей.

Как повлияли на бизнес Lattelecom в нашей стране события последнего года?

Наши сотрудники здесь были в самый разгар Майдана. Наши клиенты оценили то, что мы не ушли, не покинули их в столь сложное время.

Несмотря на сложившуюся геополитическую ситуацию, в Украине спрос на наши услуги есть. Хотя мы растем и не так, как рассчитывали.

А на что Вы рассчитывали?

Мы идем к цели — рост 5-7% в год. Рынок настолько не вырос.

Мы не конкурируем с местными дата-центрами. Специфика нашего предложения именно в том, что наш центр обработки данных находится вне Украины. Мы конкурируем с Амстердамом, Франкфуртом, Лондоном.

Если в прошлом году мы наблюдали замедление инвестиций в нашу отрасль со стороны местных участников рынка, то теперь я вижу, что интерес опять возрос. Местные операторы думают о вложениях в центры обработки данных и в облачные технологии.

Офис пока не думаете открывать?

Пока нет, но мы надеемся, что сможем принять участие в создании электронного правительства в Украине. Тогда будет иметь смысл расширить свое присутствие.

С нашим государством трудно работать?

С государством везде трудно работать. Я думаю, что электронное правительство во многом сможет решить проблемы, в том числе и коррупции. Компьютеру сложно дать взятку. Это один из огромных плюсов, который дает э-правительство всему обществу.

Какие шаги нужно сделать на законодательном и инвестиционном уровне для успешного внедрения в Украине электронного правительства?

Прежде всего необходимы политическая воля и законодательство, которое определяет оборот электронных документов на одном уровне с бумажными. Без этого ничего не получается. Нужно, чтобы законы заставляли чиновников принимать электронные заявления наравне с бумажными.

Нужна прочная и стабильная ИТ- и телеком-инфраструктура. Если вы пытаетесь сдать по Интернету декларацию, а система "зависает", то этим никто пользоваться не будет. Надо обеспечить удобство пользования и идентификации. Мы очень много времени потратили на то, чтобы сделать услуги удобными не только для ИТ-экспертов, но и для простых людей.

Важно, чтобы было достаточно денег на внедрение электронного правительства. Очень важно, чтобы со стороны правительства были очень квалифицированные закупщики. Потому что составить требования для комплексных систем — это отнюдь непросто. Чиновник в свободное от своих основных обязанностей время сделать это не может. Нужно нанимать квалифицированных ИТ-консультатнов, платить им нормальные деньги, чтобы они все грамотно и очень детально расписали.

Почему Вы так акцентируете именно на этой стороне вопроса?

Потому что очень большая проблема возникает, когда государство что-то заказывает, а потом оказывается, что нужно что-то поменять. А тендер уже прошел и изменить что-либо очень сложно. Потом еще и возникает ситуация, когда закупленное оборудование не интегрируется с другими системами.

Управление проектами со стороны государства — это самые большие риски. Именно здесь образуются наибольшие проблемы. Поэтому люди, умеющие управлять проектами — это самая критическая составляющая при внедрении электронного правительства.

У нас в Латвии самые большие проблемы были с формированием требований к системе и управлением проектами со стороны государства. Этот процесс никогда не заканчивается, потому что систему постоянно надо улучшать, поскольку меняется законодательство, процедуры. Нужно постоянно приспосабливаться к требованиям времени и новых технологий.

Три или четыре года назад никто не мог и предположить, что электронные услуги должны работать еще и на смартфонах. А сейчас это необходимость. На сегодня порядка 25% населения Латвии при взаимодействии с электронными услугами используют именно мобильные устройства. Для этого необходимы очень серьезные инвестиции в "оптику" и 4G.

Очень важный элемент — это обучение, как пользоваться электронными услугами. У молодежи проблем нет с компьютерными навыками. У людей пожилого возраста это составляет очень большую проблему, есть большой психологический барьер.

Как Ваша компания справилась с этой задачей в Латвии?

Lattelecom с Министерством регионального развития, Министерством образования, Министерством благосостояния сделал социальную программу, в рамках которой обучает людей среднего и преклонного возраста ИТ-навыкам. Мы уже обучили около 30 тыс. человек.

В Латвии около 400 электронных услуг, муниципальных и государственных. Я недавно пытался вспомнить, когда я последний раз получал услуги на бумаге. И не смог вспомнить. Налоговые можно сдать в электронном виде, детей в школу записать и еще много чего. Ходить уже никуда не надо.

Как Lattelecom решил вопрос идентификации пользователей?

У нас есть ID-карта, но использовать ее не очень удобно, она распространена в основном госсекторе и крупном бизнесе. Все государственные услуги предлагают ряд разнообразных способов аутентификации. Один из них — электронная цифровая подпись. Можно использовать банковские системы — это удобно, ведь моя карточка практически всегда со мной.

В Эстонии все банки поддержали государственную систему. Это хорошо и удобно с точки зрения оптимизации. В Латвии банки опередили государство при внедрении электронных услуг, поэтому у нас есть разные способы идентификации.

На какой пример лучше равняться Украине?

Лучше посмотреть на наш опыт. В Латвии, Литве и Эстонии уже прошли внедрения, все ошибки хорошо видны. Вот у Эстонии можно перенять единую систему аутентификации. Главное — это грамотное управление проектами со стороны государства. Чтобы была высококвалифицированная прослойка ИТ-менеджеров, которых бы не меняли каждые полгода. А лучше отдать эти процессы на аутсорсинг.

У вас в Латвии правительство отдает что-то на аутсорсинг?

Не очень. Не так важен аутсорсинг, как единый подход к инфраструктуре и закупкам в госсекторе. Если все строить и покупать на единых стандартах, то необязательно отдавать на аутсорсинг.

Проблема в том, что у каждого министерства и ведомства свой бюджет и они стараются строить систему под себя, а она не всегда взаимодействует с другими.

На сегодня это решается с помощью унификации. Я дал информацию о себе государству и второй раз оно уже не имеет права спрашивать меня о том же. В этом году я сдавал налоговую декларацию, у меня это заняло пять минут. Мне не надо ничего от руки заполнять, я экономлю кучу времени.

Как, по Вашему мнению, Украина двигается по пути внедрения э-правительства?

Со стороны государства у вас есть политическое желание развивать электронные услуги. Еще нужно иметь большой финансовый ресурс. Если у Украины есть возможность привлечь ресурсы за счет Восточноевропейского партнерства, то есть смысл это использовать.

Какие у Вас прогнозы и пожелания по развитию украинского рынка информационно-коммуникационных технологий?

Рынок облачных решений однозначно будет расти, ведь это возможность сэкономить. Но для этого необходима хорошая интернет-инфраструктура. Местные операторы уже готовятся к тому, что объемы трафика вырастут. Они готовы инвестировать в облачные технологии и сети, потому что видят там источники получения будущей прибыли.

По нашим оценкам, рынок дата-центров и облачных технологий в Украине по итогам прошлого года составил около $24 млн. Наша цель — в течение года-двух завоевать долю рынка около 9%.

Традиционные услуги — голос и Интернет — больше не растут. Нужен следующий шаг, более быстрая инфраструктура, которая обеспечит качественную работу новых услуг.

У нас облачные услуги начали продаваться на новом качественном уровне, когда появилась мощная оптическая инфраструктура.

Надо тянуть до квартиры оптоволокно. Это хорошая инвестиция. В 2008 — 2009 годах наши инвесторы сомневались в необходимости такого шага. Но сейчас мы видим, что это было верное решение. Тот, кто первый построит стабильную оптическую инфраструктуру до каждой квартиры, тот и завоюет рынок. Тот, кто первый построит 4G — тоже будет в выигрыше. Это возможность развивать сразу все онлайн-услуги, видео, телевидение. Все что угодно.