Полезная Skoda

Более десяти лет завод "Еврокар" на Закарпатье выпускает собранные руками украинцев автомобили из модельного ряда Volkswagen Group
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Создание в 2001 году на Закарпатье свободной экономической зоны привлекло в регион множество международных компаний. На территории области разместили свои предприятия Jabil (производство автомобильной электроники), Yazaki (комплектующие для автомобилей), "Точприлад" (электронные компоненты), Flextronics(электроника по контракту).

От производителей электроники решили не отставать и представители машиностроения, и в селе Соломоново возле Ужгорода, на расстоянии всего в несколько километров от границы с Венгрией и Словакией был открыт завод компании "Еврокар" — украинского производителя чешских автомобилей Skoda. "Для инвесторов тогда был очень высокий уровень льгот и преференций, — вспоминает Елена Чепижко, отвечающая в компании "Еврокар" за стратегическое развитие. — Благодаря этому в регионе появилось несколько тысяч новых рабочих мест".

Помимо налоговых льгот, Соломоново привлекло "Еврокар" и выгодным географическим расположением. Логистика компании продумана с прицелом на осуществление поставок на рынки как СНГ, так и Евросоюза. Так, завод имеет хорошо развитые автомобильные и железнодорожные каналы (протяженность ж/д полотна от завода до железнодорожной станции Чоп — 2 км, венгерской станции Захонь — 6 км, словацкой Чиерна-над-Тисоу — 8 км). Кроме того, он связан с крупной трансъевропейской автомагистралью M6/E50, которая является одной из основных дорог, соединяющих Киев и границы ЕС.

Постоянная модернизация

За прошедшее с момента технического запуска завода в 2001 году время общий объем инвестиций в проект составил $250 млн. За 14 лет предприятие прошло несколько этапов модернизации. Так, в 2006 году была открыта вторая часть проекта по производству автомобилей — мелкоузловое производство, при котором монтаж автомобилей осуществляется на конвейерной линии с использованием технологического процесса, аналогичного Skoda Auto a.s. В 2011 году запущено сварочное и покрасочное производство, в котором используются роботокомплексы, система vario shuttle и высокотехнологичные геометрические станции (в связи с падением рынка эти мощности "Еврокар" пока законсервировал).

Еще в начале деятельности предприятия персонал, занятый непосредственно на производстве автомобилей, прошел специальное обучение в Чехии на предприятиях ŠKODA Auto a.s. продолжительностью 1,5-2 месяца. "При любой смене модельного ряда, типа двигателя или процессов наши люди отправляются на обучение", — рассказывает Елена Чепижко.

А пять лет назад на заводе было создано собственное учебно-методическое подразделение по подготовке кадров. "Многие бывшие сотрудники "Еврокара" работают на производствах в Венгрии, Словакии и Чехии. Но это не предмет для гордости. Намного правильней было бы для Украины экспортировать автомобили, а не квалифицированную рабочую силу", — с горечью говорит представитель компании.

Использование высокотехнологического подхода к производству и квалифицированный персонал позволили заводу "Еврокар" пройти в 2003 году сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001: 2000. А в 2009 году к нему добавился сертификат соответствия международному стандарту OHSAS 18001: 2007.

За 2007-2014 год компания произвела чуть больше 148 тыс. легковых автомобилей, из них 89% пришлось на модели Skoda. Помимо чешских автомобилей, до начала 2009 года способом частичной сборки (SKD) завод в Соломоново выпускал Volkswagen и Seat, в 2004-2005 году — Audi. Это было целесообразно ввиду схожести платформ. Так, на платформе Octavia А5 можно было выпускать сразу около 8 автомобилей других брендов (в т.ч. Skoda, Volkswagen, SEAT). Таким образом, до 2009 года (когда рухнул автомобильный рынок) завод фактически работал в режиме контрактной сборки автомобилей для импортеров — они размещали на "Еврокар" заказ на производство автомобилей того или иного бренда, а уже продажами занимались самостоятельно.

На сегодняшний день "Еврокар" занимается производством автомобилей Skoda и их продажами на украинском рынке. В 2013-2015 годах предприятие наладило производство нового модельного ряда чешского бренда. Так, в 2014 году компания запустила производство новых моделей Skoda Rapid и Spaceback, а также нового поколения Octavia А7, которая сменила бестселлер украинского рынка Octavia А5. В текущем году начался выпуск нового поколения Fabia и Superb. Таким образом, по состоянию на осень 2015 года украинское предприятие производит всю модельную линейку Skoda (кроме модели Sitigo) с минимальным отрывом по времени от запуска производства на заводе автоконцерна Skoda в Млада-Болеславе (Чехия).

К сожалению, степень локализации производства "Еврокара" довольна низкая, всего 17-20% — преимущественно это расходные материалы (различные жидкости, бензин, иногда шины). Участие украинских производителей в производстве автомобилей Skoda могло бы быть и больше, но для этого отечественным предприятиям необходимо пройти сертификацию Volkswagen Group. "Еврокар" жестко ограничен корпоративной политикой — завод может закупать комплектующие только у сертифицированных поставщиков", — поясняет Елена Чепижко.

Спасти рынок

Сегодня "Еврокар" полностью закрывает потребности украинского рынка в автомобилях Skoda, хотя его мощности позволяют работать и на экспорт, выпуская до 100 тысяч автомобилей в год, а оборудование завода приспособлено для производства почти всех легковых автомобилей классов А-Е.

Сейчас завод в Соломоново способом крупноузловой сборки выпускает по 100-150 автомобилей в месяц (причем в некоторые месяцы ужгородское предприятие было единственным, которое производило легковые авто). За январь-октябрь текущего года с конвейера "Еврокар" сошла 1 тысяча автомобилей ( все автопредприятия Украины выпустили в январе-октябре 2015 года 5189 авто, что в 5,3 раза меньше по сравнению с тем же периодом 2014 года). "Это катастрофически мало", — отметила Елена Чепижко. По ее словам, еще два года назад — в 2013-ом — завод выпустил 11 тыс. машин.

Стагнация рынка сильно отразилась на финансовых результатах работы "Еврокара". Доход компании в 2014 году упал на 40,3% и составил 955 млн грн. В прошлом году компания получила убыток 362 млн грн, тогда как в еще в 2013 году ее прибыль составила 14 млн грн.

Чтобы переломить ситуацию, увеличить уровень локализации производства автомобилей с дальнейшей перспективой развития экспорта, уверяют в "Еврокаре", нужно добиться постоянства правил игры на отечественном рынке. Технические же возможности для увеличения производства и выхода на зарубежные рынки у компании есть. "Ну не может Налоговый кодекс меняться 43 раза за два года, — возмущается Елена Чепижко. — Как можно объяснить постоянные изменения регуляторной среды партнеру-европейцу, например немцу? Шансы найти понимание подобных изменений у внешнего партнера невелики, если не сказать сведены к нулю".

Большие надежды "Еврокар" возлагает на изменение законодательства, в частности на зарегистрированный в Верховной Раде законопроект об индустриальных парках, который, в частности, предполагает обнуление пошлин (сейчас от 3-5%) и НДС на ввоз оборудования для создания новых производственных мощностей, а также отмену налога на прибыль, которая реинвестируется в развитие.