Правильно процессировать платежи — это целая наука — Дмитрий Дубилет, "ПриватБанк"

С помощью современных технологий "ПриватБанк" ищет новые возможности роста в смежных отраслях, осваивая сопровождение покупок на сайтах, доставку товаров и предлагая оплату прямо на экранах смартфонов и планшетов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Самые неожиданные перспективы для роста бизнеса открываются на стыке отраслей. Это хорошо понимают банки, спрос на традиционные услуги которых год от года падает, а потому они все пристальнее следят за новинками в сфере IT и телекома, стараясь компенсировать депозитно-кредитный отток комиссионными за высокотехнологичные услуги. Впрочем, "ПриватБанк", являющийся лидером банковского рынка по величине активов и кредитно-депозитному портфелю, стал лидером в применении технологий вовсе не из-за проблем с бизнесом. О дальнейших планах по развитию ИТ-направления и об уже достигнутых результатах Delo.UA рассказал заместитель председателя правления и руководитель направления информационных технологий "ПриватБанка" Дмитрий Дубилет.

Как вы оцениваете состояние и перспективы развития рынка мобильных платежей и насколько этот сегмент интересует банки?

Если вы под мобильными платежами имеете в виду платежи через мобильные приложения, то этот сектор растет как сумасшедший, потому что проникновение смартфонов растет как сумасшедшее.

Например, соотношение операций в Privat24 в вебе и в мобильных приложениях год назад составляло 5:1, а сейчас — 3:1.

Насколько "ПриватБанку" удалось разгрузить свои отделения с помощью Privat24?

Интернет-банкинг — далеко не единственный способ разгружать отделения. Помимо Приват24, есть еще другие каналы самообслуживания — колл-центр, терминалы самообслуживания, SMS-банкинг и т.д.

Что же до самого Privat24, то количество пользователей в нем удваивается практически ежегодно. Вот, например, сегодня (15 сентября) Privat24 воспользовалось 599 712 клиентов. Мобильное приложение установлено на 1,9 млн Android и 540 тыс. — на iOS. За сутки пользователи приложений совершают 325 тыс. транзакций.

А вообще мы очень много инвестируем в обучение клиентов. Возможно, вы слышали: сейчас все сотрудники наших отделений работают с iPad. Это не дань моде, а делается ради того, чтобы сотрудник, обслуживая клиента, сидел с ним рядом и показывал свои действия на планшете, а не находился по ту сторону экрана монитора.

Много у вас iPad?

По количеству сотрудников в отделениях, за исключением кассиров. Это около восьми тысяч человек.

Насколько перспективным вы считаете сотрудничество с мобильными операторами в области мобильных платежей?

Наверное, тема, которая здесь более всего на слуху, это бесконтактные платежи NFC. Например, Киевстар и Альфа-банк недавно объявили о запуске совместного продукта, что логично, ведь это сестринские компании.

Мы пока только рассматриваем возможность партнерства с кем-либо из операторов в этой области. Вполне может оказаться, что NFC, которое делается на базе SIM-карты, это вчерашний день, так как эту технологию будет поддерживать все больше смартфонов, и тогда для бесконтактной оплаты смартфоном SIM-карта будет не нужна. Хотя пока что NFC-модули имеют смартфоны только в высокой ценовой категории, да и сама NFC технология очень непростая, но это постепенно меняется.

А вообще, правильно процессировать платежи — это очень непросто, целая наука. Равно как и обеспечивать мобильную связь. Возможно, компетенции процессирования платежей и оказания услуг мобильной связи уживаться в одной компании не могут.

Кстати, дискуссия о том, как в конце концов эволюционирует банковская карточка, идет уже лет десять. Постоянно ощущение, что вот-вот карточка исчезнет, превратится или в часы, или в брелок, или в телефоны, или еще во что-то... Но наше текущее понимание заключается в том, что как бы мы или мобильные операторы ни старались, пока что банковская карточка является достаточно удобным инструментом, и предпосылок для исчезновения "пластика" пока не то что у нас, но и на Западе нет. Хотя есть, конечно, опыт той же Африки с M-Pesa, да и тот же Apple, наконец, встроил в свою новую модель NFC модуль.

"ПриватБанк" благодаря разветвленной инфраструктуре фактически участвует в цепочке оплаты услуг на рынке почтовой связи. Насколько перспективным вы считаете данный сегмент?

У нас сейчас есть пилот с целым рядом почтовых операторов, в рамках которых в наших отделениях организовываются пункты выдачи товаров, так называемые почтоматы. Чтобы клиенты могли на терминале самообслуживания или через сотрудника сказать: "Вот моя карточка — хочу получить товар".

Наше преимущество заключается в том, что нашим клиентам не нужно повторно проходить идентификацию, ведь они могут верифицироваться простым "чирком" карточки или подтверждением через SMS-пароль.

Фактически, вы выходите на новый рынок...

Мы просто пытаемся создать еще один сервис, полезный для наших клиентов, с использованием нашей инфраструктуры.

Карточки "ПриватБанка" часто можно увидеть в объявлениях для оплаты во многих интернет-магазинах — объясните причины, почему потребители предпочитают именно такой способ взаимодействия?

Обычно под e-commerce — по крайней мере, в нашем банке — имеют в виду интернет-эквайринг. Но вы правы: большая часть безналичных оплат в интернет-магазинах идет, судя по всему, не через эквайринг, а напрямую на карточку, открытую на одного из сотрудников магазина. Ведь что получается — переводы на карточку дают такую же свободу с точки зрения отношений с налоговой, что и оплата наличкой, но при этом обладают преимуществами безналичной оплаты — отсутствие риска наличия кэша у курьера, мгновенность пересылки и информирования, доступность 24/7 и так далее. Вместе с тем уход от налогов чреват штрафами со стороны налоговой, так что мы рекомендуем клиентам использовать стандартный интернет-эквайринг.

К слову, сейчас наши карточки также активно используются волонтерами для сбора денег. Еще со времен Евромайдана мы каждый день получаем благодарности за то, что деньги у нас ходят мгновенно и круглосуточно. Это нас очень поддерживает.

Какой объем инвестиций в новые технологические проекты в "ПриватБанке" считают приемлемым и как оценивают эффективность этих инвестиций?

Возможно, я вас разочарую, но при запуске новых проектов, пилотов, экспериментов мы почти никогда не считаем затраты на разработку. Если эксперимент не удается — инвестиции не окупаются, а если удается, то затраты на разработку покажутся материальной точкой.

Каким является эффект по внедрению терминалов самообслуживания по сравнению с открытием полноценных отделений?

Позитивным. В каких-то локациях объем бизнеса для полноценных отделений может быть недостаточным или в них технически нельзя организовать рабочие места, тогда мы можем ставить туда устройства самообслуживания.

Иногда складывается впечатление, что технологические новинки у "ПриватБанка" появляются раньше, чем готовится сервисная основа. Как решается эта проблема?

Мы очень много инвестируем в тестирование новинок. Например, практически все большие релизы сначала делаются на наших же сотрудников, а только потом — для клиентов. Кроме того, наши инструменты для тестирования постоянно совершенствуются. Вот недавно мы прочитали классную книгу "Как тестируют в Google" — рекомендую всем коллегам-айтишникам.