- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Рейтинг IT/Телеком зрелости: десять портретов компаний-победителей
По итогам рейтинга IT/Телеком зрелости украинских компаний, подготовленного редакцией Delo.UA и опубликованного в журнале "Рейтинг ТОП-100 крупнейших компаний", наиболее IT-продвинутым предприятием из нетехнологической отрасли оказался "ДТЭК".
В рейтинге, подготовленном совместно с экспертами из "Киевстара", "Астелита" (ТМ life:)), IT-Solutions, Cisco, SAP и "Инкома", представительство банковских учреждений ожидаемо высокое. Но есть также и предприятия из горно-металлургического комплекса, нефтегазовой промышленности, сельского хозяйства и ритейла. Delo.UA отобрало 10 самых интересных с нашей точки зрения кейсов, в которых компании описывали, какие вопросы IT-интеграции они уже решили, а какие еще предстоит решить.
ООО "ДТЭК"
- Количество сотрудников: 140 000 человек
- Количество сотрудников ИТ-подразделения: 800 человек
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру: более 1 млрд грн (в 2010-2013 гг.)
- В 2013 году "ДТЭК" направил в ИТ около 0,5 млрд грн
- Ежегодный бюджет на ИT — 150 млн грн
- ИТ-директор — Сергей Детюк
Самая важная задача, которую удалось решить
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaРазработка и реализация пятилетней (2008-2012) ИТ-стратегии. Создание полноценной ИТ-сервисориентированной функции в группе компаний "ДТЭК". Экономический эффект после завершения централизации ИТ-подразделения по сравнению с децентрализованной моделью составил 15%. В среднем "ДТЭК" ежегодно направляет на ИТ-обслуживание около 150 млн грн. Таким образом, экономический эффект составил 22-23 млн грн.
ИТ-функция "ДТЭК" за период 2008-2012 гг. прошла два этапа:
Первый. Реактивность
- Утверждение ИТ-стратегии
- Начата централизация управления ИТ (инсорсинг)
- Создание единой корпоративной ИТ-инфраструктуры
- Внедрение SD и базовых процессов управления ИТ
- Стандартизация пользовательского окружения
Второй. Проактивность
- Масштабирование корпоративной ИТ-инфраструктуры (интеграция)
- Внедрение единой технической политики
- Централизация бизнес-приложений
- Начало внедрения SAP ERP
- Внедрение ITSM и процессов управления ИТ
Результаты и достижения в цифрах:
31 предприятие (556 географических площадок)
26 000 пользователей
110 970 обслуживаемых единиц техники
50 единиц ИС (различные информационные системы)
130 ИТ-сервисов
22 000 запросов на обслуживание в месяц
степень удовлетворенности пользователей ИТ-услугами 95%
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Запуск программы автоматизации бизнес-процессов "Платформа" как ключевой формы реализации ИТ-стратегии. В "Платформе" четко определены ключевые проекты, необходимые бизнесу (30 проектов разделены на два уровня по приоритетности), их экономический эффект, модель взаимодействия внутренних заказчиков и ИТ, ресурсы бизнеса и ИТ. Остальные (более 100 ИТ-проектов в компании) реализуются в текущем режиме. Прогнозируемый результат: до конца 2015 года создание технологической основы для успешного управления и развития бизнеса и получение необходимых инструментов для достижения стратегических бизнес-целей.
Ключевые направления программы "Платформа":
• автоматизация бизнес-процессов — внедрение программных систем, автоматизирующих учет и планирование в управлении деятельностью предприятия, формирование отчетности для принятия решений — например, ERP, HCM, BI, ECM и др.
• технологическая автоматизация — применение систем и аппаратных комплексов, обеспечивающих мониторинг и диспетчеризацию технологических процессов, а также сервисные функции — такие как производственная связь и контроль параметров внешней среды;
• обеспечение компании надежной инфраструктурой, то есть базовыми ИТ инструментами и механизмами — например, каналами и сетями, центром обработки данных и серверами, системами авторизации и разграничения доступа и т.д.
"Альфа-Банк"
- Количество сотрудников: 6 000 человек
- Количество сотрудников ИТ-подразделения: 250 человек
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру — нет данных
- ИТ-директор — Андрей Саченко
Самая важная задача, которую удалось решить
Среди последних ключевых задач, внедренных "Альфа-Банком" в рамках своей инновационной политики:
Построен и внедрен "с нуля" автоматизированный процесс продажи кредитной карты Gold "Максимум", который не имеет аналогов на рынке;
"Альфа-Банк" первым запустил уникальный сервис переводов средств с любой карты на любую другую карту в режиме реального времени — технология Person2Person;
Запуск технологии интернет-эквайринга и вскоре — достижение лидирующих позиций на рынке по этой услуге;
Совместно с партнерами внедрен уникальный новый сервис на рынке — Alfa-Pay, который представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий полностью заменить кассовый узел на предприятиях и в магазинах;
С помощью широкой автоматизации оптимизированы внутренние процессы корпоративного кредитования: реализовано единое окно для пользователей для работы с различными базами данных, установлен электронный архив документов и внедрен генератор договоров для автоматического формирования пакета документов по кредитной сделке. Все это интегрировано в единый и непрерывный "workflow";
Автоматизирован процесс сопровождения факторингового бизнеса;
В конце прошлого — начале этого года в "Альфа-Банке" внедрена новая аналитическая платформа, призванная повысить стабильность сервиса управленческого учета и гибкость в модификации вычислений и отчетных форм;
Собственными силами реализован программный комплекс AlfaCollection — конвейер для автоматизации работы по взысканию кредитной задолженности
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
В начале 2014 года "Альфа-Банк" запустил масштабный проект по построению собственного процессинга.
Основной фокус находится в области создания и развития продуктов транзакционного и электронного бизнеса как для физических лиц, так и для сегмента массового и корпоративного бизнеса. "Альфа-Банк" сосредоточен на развитии технологий, направленных на ускорение и упрощение обслуживания своих клиентов.
UkrLandFarming PLC
- Количество сотрудников: до 20 000 человек
- Количество сотрудников ИТ-подразделения: 45
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру: нет данных
- ИТ-директор: Юрий Лобунец
Самая важная задача, которую удалось решить
Построение единой учетной системы для всех предприятий группы UkrLandFarming PLC (крупнейший в Украине вертикально интегрированный аграрный холдинг, управляющий самым большим в стране и восьмым в мире банком плодородной черноземной земли площадью 653 тыс. гектаров).
Период реализации — с 2012 года по 2014 год.
Этапы внедрения:
- Проектирование единой учетной информационной политики;
- Внедрение единой системы управления справочной информацией (контрагенты, договора, номенклатура, статьи затраты и т.д.);
- Перевод всех систем учета на всех предприятиях группы UkrLandFarming PLC на единую учетную систему на базе системы "1С:Предприятие 8 УПП";
- Интеграция учетной системы с системами, обеспечивающими контроль за операционной деятельностью по всем основным направлениям бизнеса (выращивание зерновых культур, производство яиц и яичной продукции, производство сахара, животноводство и производство мяса, дистрибуция сельхозтехники и других товаров).
Благодаря решению описанной задачи группе UkrLandFarming PLC удалось сократить время принятия управленческих решений, стандартизировать и унифицировать бизнес-процессы как внутри компании, так и при взаимодействии с партнерами.
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Сейчас перед ИТ-подразделением стоит еще более важная задача: внедрение общей системы электронного документооборота на всех предприятиях группы UkrLandFarming PLC, обеспечить эффективные взаимодействия между структурными подразделениями группы UkrLandFarming PLC.
Первоначально планируется автоматизация работы с входящей, исходящей корреспонденцией, перевод официальной внешней документации в электронный вид, и как следствие возможность быстрой и эффективной обработки почты.
После автоматизации работы с входящей и исходящей документации предприятий группы UkrLandFarming PLC планируется полностью автоматизировать работу по согласованию и сопровождению договоров как между предприятиями группы UkrLandFarming PLC так и с внешними контрагентами.
ПриватБанк
- Количество сотрудников: 30 тыс.
- Количество сотрудников, задействованных в ІТ: 2,3 тыс.
- Количество пользователей корпоративной ОС на базе Linux: 30 680 рабочих станций
- Объем инвестиций в ІТ-инфраструктуру (в 2010-2013 годах): порядка 1 млрд грн
- Ежегодный бюджет на ІТ: на зарплаты — около 300 млн грн, на оборудование и программное обеспечение — 280 млн грн
- ІТ-директор: Дмитрий Дубилет, заместитель председателя правления ПриватБанка, руководитель направления информационных технологий
Самая важная задача, которую удалось решить
ПриватБанк неоднократно получал различные награды как "самый инновационный банк" (одна из последних — победа в соответствующей номинации Ukrainian Banker Awards 2013).
Наиболее важные для рынка внедрения ПриватБанка:
Мобильный банкинг. В 1999 году ПриватБанк первым в мире предложил клиентам SMS-банкинг. Все владельцы пластиковых карт ПриватБанка получили полный контроль за расходами по карте, а также возможность пополнять мобильный телефон в любое время с помощью SMS -команд.
Интернет-банкинг. В 2000 году банк первым в Украине внедрил данную услугу. На сегодня обслуживает более 1 миллиона активных пользователей.
Динамические SMS-пароли. В 2000 году ПриватБанк запустил одноразовые динамические пароли для интернет-банкинга за счет привязки карты к номеру мобильного телефона. Это позволило полностью исключить мошеннические операции в интернет-банкинге (Приват24). С 2009-го технология усовершенствована за счет подключения карты клиента к программе безопасных платежей Verified by Visa или MasterCard Secure Code. Каждая интернет-транзакция подтверждается одноразовым динамическим паролем, который высылается в SMS на телефон клиента — такое сочетание делает платежи максимально безопасными.
Терминалы самообслуживания. Сегодня в сети банка более 11 000 банковских автоматов, через которые можно оплатить услуги связи, коммунальные счета, пополнить карту или счет, погасить кредит, пополнить депозитный счет и т.д. Освоение новых рынков — продажи билетов, бронирование гостиниц и пр.
Платежный мини-терминал. В 2010 ПриватБанк запустил платежные мобильные терминалы (ридеры) — самый простой способ для клиента принимать к оплате карты Visa/MasterCard.
Первый в мире NFC-банкомат запущен в 2013 году, который работает на ОС Android и позволяет управлять снятием наличных со смартфона.
Первый в мире облачный NFC-кошелек (2014 год), который позволит владельцам смартфонов проводить бесконтактные платежи с любого банковского счета или карты без необходимости приобретения специальных карт, стикеров или телефонных SIM-карт.
Новая система банкинга по технологии "консоли" (2014 год). Новый формат банковских приложений состоит из трех интуитивно понятных клиентам рабочих зон — зоны контроля с информацией об остатках на основных счетах, зоны управления для проведения платежей по шаблонам клиента и наиболее часто выполняемых операций, а также совершенно новой в архитектуре банкинга "консоли" — зоны прямых коммуникаций с банком. Интеллектуальная зона консоли дает возможность пользоваться банковскими и другими услугами в формате обмена сообщения со своим персональным банкиром.
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Повышение стабильности программных комплексов в условиях постоянного роста, поскольку ІТ-задач всегда больше, чем пропускная способность разработчиков.
"Киевоблэнерго"
- Характеристика ИТ инфраструктуры — нет данных
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру — нет данных
- ИТ-директор — Андрей Дмитренко
Самая важная задача, которую удалось решить
В 2012-2014 годах в компании "Киевоблэнерго" был реализован целый ряд проектов, самый значимый из которых — перенос системы управления предприятием с зарубежного хостинга на свой собственный и постройка центра обработки данных (ЦОД). Данный проект стал частью комплексной модернизации и оптимизации ИТ-инфраструктуры компании, что потребовало детального планирования, изучения рынка хостинга в Украине и пересмотра некоторых процессов компании. Ранее система базировалась в удаленном ЦОДе, что требовало высоких финансовых затрат и не гарантировало быстродействия системы согласно темпам развития бизнеса. В течение года был разработан и реализован проект по постройке собственного ЦОДа (наиболее оптимальное решение с учетом всех необходимых факторов, в том числе в сравнении с размещением системы на внешних датацентрах), перенесена и запущена в продуктивную эксплуатацию система с минимально возможным временем простоя для бизнеса (1 бизнес-день).
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Все будущие задачи связаны с основной функцией компании "Киевоблэнерго" — качественным предоставлением услуг по бесперебойной поставке электроэнергии потребителям. Исходя из этого, приоритетными для функции ИТ можно выделить следующие задачи: разработка и построение геоинформационной системы предприятия; модернизация личного кабинета потребителя для предоставления большего спектра услуг; оптимизация затрат на использование оргтехники в подразделениях компании; разработка и внедрение программных продуктов, нацеленных на оптимизацию работы региональных подразделений (автоматизация и прозрачность процессов присоединения, снятия показаний, и т.д.); предоставление потребителям возможности работы с сервисами компании из любой точки, без привязки к месту проживания (оплата через интернет, предоставление показаний счетчиков, формирование счетов); модернизация работы колл-центра для предоставления качественного и своевременного сервиса.
EastOne
- Количество сотрудников: 300.
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру: нет данных
- ИТ-директор: Андрей Погорелый
В компании реализованы передовые решения в области ИТ, используются средства виртуализации, построены отказоустойчивые решения. Стандарты оборудования IBM, Cisco. Существует каталог ИТ услуг, каждая услуга имеет характеристики доступности, восстанавливаемости, стоимости, что отражено в SLA (service level agreement).
Самая важная задача, которую удалось решить
Полный переход на безбумажные технологии
В компании существовало более 100 видов/типов документов, процесс согласования, и, соответственно, принятия решения, был очень долгим (от 2 до 30 дней), что влияло на эффективность компании
Задача: оптимизация процессов компании с последующей автоматизацией
Решение:
1. Стратегия — автоматизировать все сервисные функции компании (ИТ, HR, АХО и др.) в едином окне
2. Тактика — в качестве первого шага были описаны и автоматизированы ключевые ИТ-процессы (управление инцидентами, конфигурациями), автоматизирована подача заявок по ИТ услугам, реализована единая линия приема обращений сотрудников, потом реализовали остальные функции
3. Ориентация на пользователя. Компания приняла концепцию "Сообщи о проблеме в два клика", то есть пользователь не должен был делать более двух движений "мышью", чтобы проинформировать о своей проблеме, так как большинство полей система должна была заполнять автоматически. В соответствии с такой "философией" происходила реализация системы, которую пользователи приняли очень быстро.
Результат:
Оптимизировано более 50 процессов
В компании не ходит ни одного бумажного документа, даже обходной лист подписывается в электронном виде.
100% заявок регистрируется в системе, работа сервисных функций компании и стала измеряемой и управляемой. Пользователь например имеет возможность оценить работу ИТ-сотрудника по конкретной заявке/инциденту, руководство имеет возможность оценить работу ИТ по показателю скорость (в % выполненных вовремя заявок), и качество (оценки по 5 бальной шкале)
Повышение эффективности в денежном эквиваленте составило более $1 млн/год при затратах около $50 тыс.
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Дальнейшее повышение эффективности сотрудников компании от использования ИТ решений в условиях ограниченных бюджетов
Снижение стоимости ИТ услуг за счет инновационных решений (например разумное использование облачных вычислений) без потери качества и конфиденциальности.
VAB Банк
- Количество пользователей: до 1000
- Количество поддерживаемых площадок: 135
- Количество поддерживаемых бизнес-приложений: около 40
- Инвестиции в ІТ-инфраструктуру: размер контролируемого бюджета в 2013 году: OPEX — 5% от общего, CAPEX — 44% от общего
- ІТ-директор: Дмитрий Юшин
Самая важная задача, которую удалось решить
Наиболее сложной задачей, которую банк решал после своей централизации, было создание "Эффективного клиента банка". Для повышения эффективности клиентов и работы с клиентами была разработана и реализована стратегия "Эффективного клиента", в рамках которой мы должны были ответить на следующие вопросы:
1) полнота информации о клиенте;
2) качество полученной информации о клиенте;
3) обработка полученной информации;
4) цели использования полученной информации;
5) увлеченность и заинтересованность клиента.
Ответы на поставленные вопросы стали проводником к созданию инструментов повышения и развития "Эффективного клиента банка". Успешно были спланированы и реализованы следующие проекты:
- Сегментация клиентской базы.
Мы понимали, что нельзя бесконечно объединять физические лица в категорию "розничный клиент" и в лучшем случае выделять состоятельных клиентов. Банк принял за основу принцип — разделяй и властвуй. Таким образом, мы получили 5 групп клиентов, которые были объединены по продуктовым, транзакционным и историческим показателям, что, в свою очередь, позволило нам создать программу лояльности в зависимости от потребности клиентов.
- Обслуживание клиентов не от продукта — к клиенту, а от клиента — к продукту.
Принципиальное изменение условий обслуживания клиентов, которое основывается на персональном подходе и индивидуальном решении. Каждому сегменту клиентов доступны свои специально созданные продукты, условия, программы лояльности и привилегии. Сотрудники в региональной сети могут обслуживать клиентов только на условиях, соответствующих их сегменту.
- Технология привлечения клиентов Member Get Member.
Даная технология основана на трех принципах:
Сервис — нельзя требовать от клиента делать то, что мы можем сделать сами.
Качество — сегодня мы качественно обслуживаем клиента, а завтра будем обслуживать троих его друзей.
Мотивация — каждый клиент должен видеть конечную цель.
Данную технологию мы смогли реализовать в наших системах, что поводило автоматизировать аналитику клиентов, коммуникацию с клиентами, настройку и оформление предложений.
- Формализация клиентских данных.
Качество информации клиентов обеспечивает качество их обслуживания. В наших информационных системах для каждого поля существуют правила его заполнения и сроки, когда информация должна быть заполнена, а также подсказки по заполнению для обеспечения эффективной работы. Требования качества информации распространяются на всех клиентов (как новых, так и существующих) и до их выполнения работать с клиентом и предложениями для него просто невозможно.
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Переход на следующий уровень зрелости организации требует постоянного управления и оптимизации своих бизнес-процессов. Для достижения этой цели прежде всего необходимо сформировать качественные и количественные показатели, характеризующие состояние каждого бизнес-процесса, а также методики из оценки и пересмотра. Только получив полное описание "как есть" и методику оценки изменения состояния, можно начинать проектирование целевой модели "как надо". Целевая модель также предполагает наличие описания итерационных шагов по оптимизации каждого бизнес-процесса. Основными задачами, которые необходимо будет решить в рамках данной стратегии, являются:
- снижение стоимости отдельных операций в бизнес-процессах;
- увеличение скорости вывода продуктов на рынок;
- увеличение скорости ознакомления сотрудников с новыми продуктами и уменьшение зависимости от человеческого фактора;
- уменьшение количества ошибок и, как следствие, увеличение скорости и качества обслуживания.
"АрселорМиттал Кривой Рог"
- Пользователей ПК — 6 000
- Физических серверов — 93
- Виртуальных серверов — 153
- Унифицированные голосовые коммуникации — 14 000 (телефон, радио, мобильный, громкоговорящая связь)
- Основные технологии: SAP R/3, MS SharePoint/Exchange/Project, Documentum
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру — нет данных
- ИТ-директор — Михаил Литвиновский
Самая важная задача, которую удалось решить
Обеспечение непрерывности бизнеса
Контроль ресурсов компании
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Внедрение инструментов:
оптимизации планирования производством (APS)
контроль производственных циклов (MES)
управление транспортной сетью
"Концерн Галнафтогаз"
- Характеристика ИТ инфраструктуры — 1 900 пользователей ПК
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру — 3,5 млн долл.
- ИТ-директор — Андрей Вишневский
Самая важная задача, которую удалось решить
Внедрение SAP ERP для планирования ресурсов предприятия.
Цель — централизация, контроль и внедрение единой учетной политики в компании.
В результате внедрения SAP ERP в компании "Галнафтогаз" создано единая учетная среда и оптимизирована структура предприятия. Системой SAP ERP пользуется около 700 пользователей во всех регионах Украины
Внедрение онлайн-расчетов для корпоративных пользователей. Цель — увеличение продаж, удовлетворение запросов и потребностей бизнес-клиентов.
Внедрение "видео-конференц-связи" (ВКС) Microsoft Lync. Это позволило повысить управляемость предприятием и качество коммуникаций между сотрудниками. ВКС сократил затраты на командировки, сократил время принятия решений.
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
Разделение ИТ-функции на проектную и процессную. Это позволит четко разграничить задачи по развитию, а также по поддержке и обслуживанию ИТ-инфраструктуры. Цель — повысить удовлетворенность внутренних клиентов от использования ИТ-сервисов, а также улучшить управляемость портфелем ИТ-проектов.
Построение функции информационной безопасности.
Внедрение платформы ITIL/ITSM
НАЭК "Энергоатом"
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру: нет данных
- ИТ-директор — Александр Лесовой
Самая важная задача, которую удалось решить
Спроектирован Центр обработки данных
На двух площадках, с удалением 28 км по оптоволоконной линии связи
Запущена в эксплуатацию первая фаза на одной из площадок
На второй площадке завершаются работы по проектированию общестроительной части, модернизации электроснабжения, побочных работ по перепрофилированию других помещений
В проекте использованы технологии виртуализации от Hewlett-Packard, EMC2, Cisco, VMWare
ЦОД предназначен для обеспечения работы корпоративных информационных систем на платформах SAP ERP, EMC2, Primavera, и других.
В настоящий момент завершается первый проект внедрения Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) на платформе SAP ERP, обеспечивающий единую по Компании функциональность управления закупками в Компании от момента возникновения потребности в ТМЦ, внешних работах или услугах, через процедуры агрегирования потребностей до момента отражения затрат
Самая важная задача, которую еще предстоит решить
В среднесрочной перспективе планируется:
- Расширение функциональности ЕИАС для унификации, автоматизации и повышения оперативности, прозрачности и контролируемости процессов бюджетирования и контроллинга, централизованного управления финансовыми ресурсами внедрения процессов управления человеческими ресурсами (квалификация персонала, оптимизация загрузки персонала) выход на управление техническим обслуживанием и ремонтом основного оборудования. внедрение централизованной системы электронного документооборота ведение проектно-конструкторской документации по строящимся, эксплуатируемым и снимаемым с эксплуатации объектам взаимоувязанные подсистемы организационно-распорядительной, нормативной, финансовой документации внедрение во взаимосвязи с ЕИАС централизованных систем управления инвестиционной деятельностью, управления конфигурацией, других специализированных приложений развитие корпоративной системы передачи данных, инфраструктуры доступа к корпоративным сервисам, повышение доступности приложений развитие систем обеспечения информационной безопасности при работе в информационных системах
- для унификации, автоматизации и повышения оперативности, прозрачности и контролируемости процессов бюджетирования и контроллинга, централизованного управления финансовыми ресурсами
- внедрения процессов управления человеческими ресурсами (квалификация персонала, оптимизация загрузки персонала)
- выход на управление техническим обслуживанием и ремонтом основного оборудования.
- внедрение централизованной системы электронного документооборота ведение проектно-конструкторской документации по строящимся, эксплуатируемым и снимаемым с эксплуатации объектам взаимоувязанные подсистемы организационно-распорядительной, нормативной, финансовой документации внедрение во взаимосвязи с ЕИАС централизованных систем управления инвестиционной деятельностью, управления конфигурацией, других специализированных приложений развитие корпоративной системы передачи данных, инфраструктуры доступа к корпоративным сервисам, повышение доступности приложений развитие систем обеспечения информационной безопасности при работе в информационных системах
- ведение проектно-конструкторской документации по строящимся, эксплуатируемым и снимаемым с эксплуатации объектам
- взаимоувязанные подсистемы организационно-распорядительной, нормативной, финансовой документации
- внедрение во взаимосвязи с ЕИАС централизованных систем управления инвестиционной деятельностью, управления конфигурацией, других специализированных приложений
- развитие корпоративной системы передачи данных, инфраструктуры доступа к корпоративным сервисам, повышение доступности приложений
- развитие систем обеспечения информационной безопасности при работе в информационных системах