Украинцы переходят на онлайн-торговлю с Россией — исследование Allbiz

Украинский онлайн-бизнес не обращает особого внимания на фактор войны с Россией и бойкот российских товаров частью украинских потребителей в оффлайне
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По данным Кабинета министров, объем взаимной торговли Украины и России в январе-августе 2015 года упал на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — с $17,1 до $7,4 млрд. При этом темпы спада поставок со стороны каждой из стран практически сравнялись: экспорт украинских товаров в Россию упал на 57%, встречный экспорт — на 58%. Отметим, что по итогам 2014 года экспорт из Украины в РФ снизился на 35%, тогда как поставки российской продукции на территорию Украины упали более чем на 50%.

При этом сохраняется доминирование российских товаров в структуре взаимной торговли. Так, за 8 месяцев из России в Украину поставлена продукция на сумму $4,25 млрд, встречно — на сумму $3,14 млрд. Сальдо взаимной торговли остается отрицательным для украинской стороны — минус $1,1 млрд против минус $2,3 млрд января-августа 2014 года.

При этом, как свидетельствуют данные исследования международного центра интернет-торговли Allbiz, подготовленного специально для Delo.UA, объемы онлайн-товарооборота Украины с Россией в І полугодии 2014 года, напротив, увеличились. Так, количество заказов импортной продукции из России украинскими компаниями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 8%. Количество заказов украинской экспортной продукции в России выросло на 2,7%.

Таким образом, отказ Украины от евразийского торгового вектора фактически никак не проявил себя в сфере онлайн-торговли. Сегодня доля России в общем объеме экспортных и импортных операций на Allbіz составляет около 60% от объема экспорта из всех европейских стран.

В украинской онлайн-торговле в І полугодии 2015 года объемы российского импорта даже незначительно возросли. Если в прошлом полугодии доля запросов в РФ составляла 16,46%, то по итогам первого полугодия 2015 года она достигла почти 20%. То есть, каждый пятый запрос на импортную продукцию, отправленный украинскими компаниями через систему Allbіz, поступал в Россию. Впрочем, Польша догоняет Россию по числу полученных из Украины запросов. На сегодня разница между странами составляет 11%.

Что наши компании заказывали в России

В структуре импорта лидерство — за рынками пищевой продукции и оборудования для сельского хозяйства, пищевой промышленности и стройматериалов.

Состав топовых отраслей импорта при этом существенно изменился. Так, в самой популярной рыночной категории продуктов и напитков количество импортных заказов по итогам полугодия выросло в два раза по сравнению со вторым полугодием прошлого года.

Категория сельского хозяйства выросла на 32%.

Заявки в отрасли транспорта также подросли — на 40%. Значительно выросли и заказы на рынке промышленной химии — на 65%. Категория текстиля и кожи выросла еще существеннее — на 80%.

В то же время третья по объему статья онлайн-импорта из РФ — промышленность — упала на 23%. Заметно просел и еще целый ряд рыночных категорий, которые были топовыми во втором полугодии прошлого года. Так, количество заказов в сегменте дерева и пиломатериалов снизилось на 61%. Категория товаров для спорта и отдыха упала на 68%. Сегмент приборов и автоматики просел в количестве заказов на 25%, а рынок электротехники — на 60%.

Топ-10 рыночных категорий в структуре украинского онлайн-экспорта в Россию
Что российские компании заказывали в Украине

Объемы украинского экспорта в Россию в онлайн-торговле в І полугодии 2015 года, как и импорта, выросли. Причем даже более заметно, чем в случае с поставками российской продукции в Украину. Всего количество заказов экспортной продукции в Россию выросло на 2,7 %.

В то же время доля России в украинском онлайн-экспорте немного сократилась. Так, если во втором полугодии 2014 года на долю РФ приходилось 22,8%, то по итогам первой половины текущего года, этот показатель составил 21,8%.

В основе украинского онлайн-экспорта лежит сельхозпродукция, пиломатериалы, металл и пищевые продукты, что коррелирует с экспортом в оффлайне.

Налажены поставки не только сырья и сельхозтоваров, но и технологичной продукции — производственного оборудования.

Состав топовых отраслей экспорта при этом практически не изменился. Так, в самой популярной рыночной категории продуктов и напитков количество экспортных заказов по итогам полугодия выросло на 5% по сравнению со вторым полугодием прошлого года.

Категория сельского хозяйства выросла на 17%.

Заявки в отрасли одежды и обуви также подросли — на 40%. В сфере промышленности заказов стало больше — на 16%. Категория стройматериалов выросла — на 9%.

Остальные пять отраслей из списка топ-10 ведущих также показали незначительный рост.

Топ-10 рыночных категорий в структуре украинского онлайн-экспорта в Россию