Украинские вузы выпускают ИТ-специалистов, готовых лишь на 30%

Почему украинские вузы готовят специалистов, не соответствующих требованиям бизнеса, какие языки программирования нужно начинать учить уже сейчас и почему в ИТ-сфере так мало женщин? На эти и другие вопросы Delo.UA отвечал Богдан Кириченко, директор проектов SAS Украина

Многие ИТ-компании сетуют, что украинские вузы выпускают специалистов, не соответствующих требованиям современных технологических компаний. Сталкиваетесь ли вы с такой проблемой?

Не могу сказать, что украинские вузы выпускают готовых к работе специалистов. Я и сам являюсь выпускником Национального технического университета "Киевский политехнический институт", и когда после его окончания мне необходимо было трудоустроиться, полученных в институте знаний не хватало.

В чем причина? Вузы находятся на скудном государственном финансировании и у них нет возможности осваивать современные методы обучения, или все же проблема в бюрократии, из-за которой вузы не могут принять новые программы обучения?

Я думаю, что все в комплексе. Отсутствие финансирования — это реальность: в известных университетах мира, таких как Стэнфордский или Технион, лаборатории доступны студентам в любое время суток, а в некоторых вузах нашей страны даже отопления нет, чернила в ручках замерзают — что уже говорить о техническом оснащении.

Также далеко не все преподаватели могут и хотят осваивать последние технологические веяния, новые продукты, не говоря уже о бизнес-составляющей украинского и международного ИТ-рынка. У них нет опыта работы в бизнес-структурах, они не могут дать студентам необходимую бизнес-хватку, потому что сами ей не обладают.

Готов ли бизнес частично решить проблему нехватки знаний у студентов?

В рамках Глобальной Академической программы SAS мы работаем с Национальным техническим университетом "Киевский политехнический институт", Киевским национальным университетом имени Шевченко, Украинской академией банковского дела НБУ (г. Сумы) и Харьковским национальным университетом им. В. Н. Каразина, где готовим студентов конкретно под наши потребности, даем им знания о наших продуктах, чтобы впоследствии, после выпуска из вуза, они были интересны нам в роли сотрудников.

Речь идет о встречах со студентами или об отдельном учебном курсе?

Это серия факультативных курсов по аналитике, текст майнингу и программированию с использованием технологий и программного обеспечения SAS для студентов 3-6 года обучения. После завершения этих курсов они могут программировать, понимая, как устроена наша платформа продуктов и как ее можно модифицировать.

Насколько охотно вузы идут на сотрудничество с бизнесом?

Вузы открыты для такого сотрудничества, так как хотят быть в тренде. Но они открыты зачастую лишь в рамках бесплатных программ обучения. То есть если потенциальный работодатель заинтересован, он может проводить для студентов вуза собственный курс или читать лекции и тратить на это свое время и деньги, рассчитывая на то, что в будущем эти студенты придут к нему работать.

А потом эти студенты уезжают работать за границу…

Действительно, сегодня в Украине есть нездоровая тенденция, когда молодые специалисты стремятся всеми силами покинуть Украину и переехать в любую другую европейскую страну в надежде, что там будет лучше. Не все из них реально понимают, действительно ли за границей они больше заработают, действительно ли смогут быть конкурентными на европейском рынке. Конечно, в Европе стабильнее, но, например, налогообложение в Украине в 4 раза меньше, чем в Европе (до 40% в странах ЕС, в то время как у нас 4-8%, если работать как ЧП). На встречах со студентами мы показываем молодым специалистам, что у них есть возможность построить успешную карьеру в Украине, достойно зарабатывать, участвовать в интересных проектах, использовать знания и навыки, соответствующие их специальностям, и при этом жить в родной стране.

Какой процент выпускников выезжает за границу сразу, даже не начиная работать в Украине?

На мой взгляд, 90% выпускников ИТ-специальностей не конкурентоспособны, тем более для работы за границей. Иностранные компании не нанимают на работу juniors, их интересуют уже готовые, бывалые специалисты.

Как правило, механизм следующий: студент ищет работу в Украине, чтобы набраться опыта, посещает специализированные курсы, и уже после того как получает уровень middle, ищет возможности для переезда. Кроме того, многие компании специально растят в Украине специалистов и после перевозят их в свои же офисы в странах Европы.

По вашим оценкам, на сколько процентов готов к работе студент после окончания вуза?

Все зависит от характера работы. Если нам нужен специалист, который будет только программировать, то, возможно, и на 100%. Но в целом по рынку выпускники готовы на 30% и им приходится учиться на работе. Университет дает им базовые навыки, умение мыслить, анализировать, искать информацию, готовить презентации. Но, к сожалению, студенты получают профессии, которые в большинстве своем не востребованы.

Сколько времени нужно выпускнику, чтобы компенсировать недостающие знания?

Если речь идет о системном анализе, студент может начать работу сразу после университета или параллельно с обучением подключаться к проектам. Например, SAS дает возможность стажировки без отрыва от учебного процесса, при этом у студентов есть реальная перспектива остаться в компании. Если говорить о программировании, то выпускнику надо минимум полгода-год чтобы освоить тот или иной язык. Кроме того, в распоряжении стажеров бесплатные программные продукты SAS, а также возможность встреч с экспертами, участия в профильных мероприятиях и т.д. Если компании нужен бизнес-консультант, срок подготовки такого специалиста займет не один год.

Какие украинские вузы, на ваш взгляд, самые сильные в подготовке ИТ-специалистов?

На мой взгляд, это Национальный технический университет "Киевский политехнический институт" и Национальный авиационный университет.

Говорят, что в Украинском католическом университете во Львове очень сильный курс.

Про ИТ-образование в Украинском католическом университете во Львове я не слышал. Действительно, Львов в последнее время активно предлагает западным компаниям ИТ-специалистов, и там создается определенное количество аутсорсинговых и продуктовых компаний. Скорее всего, там востребованы выпускники местных вузов.

В последнее время в Украине появилось очень много всевозможных ИТ-курсов. Какие плюсы и минусы вневузовского обучения?

Я убежден, что программист — это в первую очередь человек, который обладает системным мышлением. К сожалению, ИТ-курсы, которых в последнее время стало очень много, не научат вас системному мышлению, а лишь дадут конкретные навыки. Системное мышление дают только университеты.

Плюсы вневузовского ИТ-образования в том, что за 3-5 месяцев вы получаете необходимые навыки для работы на конкретной позиции. Минусы — очень сложно понять, какие из этих курсов действительно стоящие, они могут стать тратой времени и денег.

На что необходимо обращать внимание при выборе таких курсов?

На отзывы выпускников, которые устроились после курсов на работу, их стоит расспросить о том, что именно было полезно, а чего не хватило.

На самом деле, можно пройти и бесплатные онлайн-курсы Гарвардского, Стенфордского университета или Массачусетского технологического. Они также могут быть эффективны — помимо получения образования вы подтягиваете и английский.

Какие специалисты нужны рынку в первую очередь?

Ежегодно из украинских вузов выпускается примерно 16-20 тыс. студентов технических специальностей. Да, многим из них не хватает навыков, но спрос на рынке достаточно большой. Украина занимает существенное место на мировой карте аутсорсинга (более 5 млрд долларов в год) — украинские программисты опытные и быстрые, обладают большим набором навыков за меньшие деньги, чем их европейские коллеги. И при этом они не так удалены от Европы, как, например, восточные и азиатские страны.

Сейчас в Украине очень востребованы программисты Java, .NET, PHP, Javascript, Ruby, Python, C++, мобильные разработки под iOS, Android, embedded.

На какие специальности следует поступать сегодня, что быть востребованным завтра?

Предугадать тенденции рынка очень сложно. Я затрудняюсь сказать, какой язык программирования будет востребован через 5 лет. Но студентам сегодня важно обучаться универсальным вещам, чтобы потом, имея базу, быть способными осваивать новые направления за маленький временной промежуток.

Технологии Big data действительно являются одним из наиболее перспективных направлений сегодня, а спрос на профессию data scientist — специалистов, которые умеют работать с данными, владеют технологиями data mining, способны анализировать данные, выявлять закономерности и выполнять преобразования данных, оптимизировать и визуализировать их для принятия решений бизнес-руководителями, в ближайшие 2-3 года будет только расти.

Может ли выпускник-гуманитарий, но с хорошими аналитическими способностями, стать ИТ-специалистом?

Действительно, в связи с тем что ИТ-специалисты в большинстве своем получают бОльшую зарплату, которая в основном всегда имеет привязку к курсу гривни по отношению к доллару либо евро, многие гуманитарии начали осваивать специальности ИТ-направления.

Есть успешные примеры, когда гуманитарии становись тестировщиками. Для этого достаточно обладать какими-то общими знаниями и пройти трех-пятимесячные курсы. Стать программистом тоже возможно, но для этого необходимо больше усидчивости и мотивации самостоятельно осваивать огромные массивы информации.

В итоге на рынке сейчас переизбыток juniors.

Переизбыток есть, но хороших специалистов не так много. Аналогичная ситуация была в начале "нулевых", когда все хотели быть юристами, а теперь — "айтишниками".

Какие специалисты сейчас в дефиците?

На рынке сложилась немного парадоксальная ситуация — в Украине есть достаточно много хороших специалистов, но они не могут быть задействованы в международных проектах только потому, что плохо владеют английским языком.

Если говорить о специализации, то не хватает толковых бизнес-аналитиков, архитекторов информационных систем — их не готовят ни в одном вузе, эти навыки приобретаются с опытом работы непосредственно в компании.

Плохое знание английского — это единственная слабая сторона украинских программистов?

Еще лет 5 назад об Украине мало что было известно и заказчики чаще выбирали программистов из Индии, не понимая, в чем разница между индийскими и украинскими компаниями. Сейчас ситуация поменялась: очень много компаний сотрудничают или открывают офисы в Украине. Преимуществом работы с Украиной является невысокая стоимость специалистов, близкий к европейскому менталитет, неплохой уровень знания английского языка, ответственность, системный подход к разработке, умение слышать бизнес-потребности заказчика.

На данный момент серьезным конкурентом Украины на ИТ-рынке является не Индия, а Польша, Латинская Америка (в первую очередь Бразилия и Аргентина), Малайзия.

Почему Украина остается в большей степени страной ИТ-аутсорсинга, а не производителем собственного уникального программного обеспечения?

Есть несколько моделей бизнеса — аутсорсинговая и продуктовая. В Украине на самом деле очень много продуктовых компаний, но они продают свой продукт на Западе, потому не широко известны внутри страны. Аутсорсинг не переходит в продуктовый бизнес и наоборот. С аутсорсингом легко стартовать и окупить вложенные средства, в отличие от продуктовых компаний — тут нужны достаточно большие инвестиции.

Почему в ИТ-сфере в основном работают мужчины?

Мужчин действительно больше, но это не значит, что женщин в ИТ-сфере вообще нет. Как правило, женщины в основном работают тестировщиками, так как программирование — это больше о точных науках, усидчивая и кропотливая работа, требующая аналитического склада ума. Не всегда женщинам это интересно.