"Укрзалізниця" в шаге от трансформации?

Железные дороги — основа транспортной системы Украины. Ее эффективность является одним из условий успеха всей экономики

По оценке Министерства инфраструктуры страны, 81% доходов украинских железнодорожников приходится на грузовые перевозки. В своем недавнем сообщении ведомство отметило, что больше 90% тяги и около 80% вагонов находится в неудовлетворительном состоянии. "Укрзалізниці" приходится брать "на буксир" убыточные пассажирские перевозки. В связи с выпавшими на Украину испытаниями у нашей страны появился уникальный шанс получить поддержку Европы и стать полноправной частью континентальной транспортной системы. Поэтому стоит задуматься, в первую очередь, о стратегических инновациях в "сердце" организации — в системе управления железной дорогой.

Украина уже делает для этого важные шаги: в этом году правительство вплотную занялось реформированием железнодорожной отрасли. По оценке Мининфрастуктуры, проблемы здесь можно разделить на три уровня — системный, организационный и базовый. В их числе — неэффективная бизнес-модель функционирования железных дорог, сложности тарифного регулирования, незрелость организационной структуры, низкая мотивация персонала и — что особенно важно с учетом мирового опыта — отсутствие современной ERP-системы по управлению ресурсами предприятия. Для решения этих проблем правительство разработало стратегию реформирования отрасли. Предстоит провести корпоратизацию "Укрзалізниці", модернизировать ее организационную структуру, принять важные изменения в законодательном поле, внедрить эффективную и прозрачную систему закупок, реформировать тарифную систему. Уже одно перечисление всех этих необходимых мер наводит на мысль о том, что очень важно их направить по одним рельсам, целостно, согласованно друг с другом. Именно поэтому вопрос использования современных ИТ-инструментов для управления крупнейшим отраслевым комплексом предприятий становится как никогда злободневным.

Внедрение единой управленческой системы трансформирует не только бизнес компании, но и всю отрасль, может сократить расходы и высвободить дополнительные ресурсы. "Укрзалізниця" — единственная железная дорога в Европе, где еще нет ERP; все остальные железнодорожные предприятия используют систему этот ИТ-инструмент. Многие начинали проекты по внедрению ERP в ситуациях, схожей с "Укрзалізницею" — низкая управляемость бизнеса, низкая доходность или убыточность, низкая производительность и низкая эффективность использования активов. При этом каждая железная дорога считала свое положение перед решением о внедрение ERP "уникальным". Практически везде присутствовал конфликт интересов, связанный с развитием текущих систем, но концепция внедрения единой системы в конечном счете побеждала, поскольку является безальтернативной для масштабных инфраструктурных и сервисных компаний. Все понимали, что промедление с принятием решения сулило компаниям лишь отягощение ситуации и упущенную выгоду.

Комплексное решение по управлению предприятием можно сравнить с сердцем организма. Как по кровеносной системе, ERP поставляет бизнес-пользователям полную, правдоподобную и своевременную информацию. От такого подхода в выигрыше весь коллектив, ведь характер работы каждого пользователя качественно меняется. Целый пласт ежедневных проблем "подготовьте мне немедленно отчет", "а почему тут такие цифры, а в другом отчете другие", "пойдите и запросите немедленно информацию в таком-то ракурсе" и так далее искореняются в корне. Бизнес-пользователь, работающий в ERP, имеет больше возможностей уделять внимание смысловой части своей работы, а не механической. Все это в конечном счете приводит к существенному росту производительности и повышению ориентации на результат.

В последние 10-15 лет железнодорожная отрасль всего мира пережила настоящий бум бизнес-трансформации. Зарубежный опыт показывает: выбирая между покупкой нескольких единиц подвижного состава вдобавок к существующим сотням и тысячам и внедрением ERP-решения, ведущие европейские железнодорожные компании предпочли качественный результат количественному. "Белорусская железная дорога" использует SAP ERP для управления ключевыми бизнес-процессами уже более десяти лет. В мае 2015 года масштабный проект по внедрению высокопроизводительной инновационной платформы S/4HANA для полной автоматизации ключевых бизнес-процессов начало и АО "Грузинская железная дорога". Годом ранее проект по модернизации существующей ИТ-инфраструктуры и переходу SAP ERP на платформу SAP HANA запустили "Польские государственные железные дороги". В результате процесс предоставления отчетности на предприятии ускорился в 30-50 раз и теперь занимает всего нескольких минут, значительно упростилось принятие управленческих решений, повысилась точность планирования и контроля. На решениях класса ERP работают все государственные железные дороги Европы.

После автоматизации бизнес-процессов железнодорожные операторы могут на созданной базе внедрять и развивать различные инновационные решения в соответствии с требованиями отрасли. Например, железнодорожный оператор Deutsche Bahn AG, в своей работе использующий решения SAP, уже начал подготовку к дальнейшим инновациям. В документе, посвященном будущим трендам транспорта и логистики 2030, Deutsche Bahn AG выделил девять сценариев развития отрасли. Среди них — мониторинг товаров в режиме реального времени на основе концепции "интернета вещей" (подключенных к Сети устройств), более эффективное использование инфраструктуры за счет интеллектуальных систем мониторинга трафика, повышение безопасности транспортного сообщения, использование умных грузовых вагонов.

Как видно из прогноза, всего через каких-то 15 лет железнодорожная отрасль выйдет на кардинально новый уровень развития. Компании, неспособные подстроиться под требования рынка, работающие по устаревшей и негибкой бизнес-модели, рискуют остаться "за бортом" или будут поглощены за бесценок. Говоря об "Укрзалізниці", сейчас наиболее удачное время для коренных преобразований: правительство поддерживает реформу железнодорожной отрасли, европейские инвесторы заинтересованы во вложении в инфраструктуру будущей участницы ЕС, а накопленный опыт бизнес-трансформации железнодорожных предприятий доступен в полном объеме.