Все три 3G-лицензии нужно выдать и запустить одновременно — Дмитрий Фурман, life:)

Компания "Астелит" вместе с "Киевстар" и "МТС Украина" стоит в очереди на 3G последние несколько лет. Компания считает, что для эффективного и быстрого старта услуги необходимо создать равные возможности ее внедрения для всех участников рынка

Согласно данным GSM-Ассоциации, на нашей планете насчитывается около 500 коммерческих высокоскоростных 3G-сетей в 205 странах мира. В Украине же связь стандарта 3G ожидают последние 10 лет, и все это время ее массовое внедрение откладывается. Сегодня все три мобильных оператора готовы воспользоваться возможностью запустить "третье поколение", но видят этот процесс по-разному. Об отношении к лицензированию и 3G-планах третьего на украинском рынке оператора бизнес-порталу Delo.UA рассказал Дмитрий Фурман, директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям мобильного оператора life:) ("Астелит").

По вашему мнению, какие есть подводные камни в процессе лицензирования "третьего поколения" на данном этапе? Каким должен быть этот процесс?

Весь рынок ожидает, что процесс по выдаче разрешений на "третье поколение" мобильной связи будет запущен в ближайшее время. Наша страна и так оказалась в серьезном технологическом разрыве с рынками даже близлежащих стран. Поэтому сегодня Украине, которая как никогда нуждается в экономических стимулах, крайне важно быстро и эффективно сформировать 3G-рынок. А это возможно лишь при условии доступности услуг нового поколения связи для максимального количества потребителей, при наибольшем демографическом и географическом охвате населения. Достичь такого максимального покрытия можно лишь при условии, что все 3G-лицензии буду выданы одновременно и, что еще важнее, операторы, получившие эти лицензии, одновременно приступят к коммерческому запуску нового стандарта в своих сетях.

А если кто-то из операторов сможет раньше запустить?

Как раз в этом мы и видим возможные подводные камни и риски для рынка. Давайте рассмотрим от противного. Допустим, операторы получили три лицензии одновременно. Один из держателей лицензии решил быстрее остальных запуститься, анонсировав об этом на всю страну. Что этот оператор сделает в первую очередь? Наверняка, он использует collocation, то есть установит необходимое 3G-оборудование там, где у него уже стоят базовые станции для GSM. Разместив таким образом небольшое количество базовых станций в кратчайшее время, не создав при этом национального покрытия, оператор сможет анонсировать о запуске 3G сети.

Но почувствует ли абонент изменения в качестве услуги, если покрытие будет не национальным, а исключительно точечным? Нет, он не увидит той скорости, которую так ожидают украинские потребители! Это приведет к тому, что долгожданная услуга, дарующая высокоскоростной интернет, превратится в "мыльный пузырь"… При запуске в стиле "кто быстрее" абонент рискует получить нестабильную работу 3G-сети и плавающую скорость из-за постоянного мигрирования терминала между 3G и 2G-сетями. Вот поэтому мы выступаем не только за одновременное лицензирование, но и за одновременный запуск, который, как бегунам на стартовой дорожке, просигналит операторам о начале старта 3G-забега.

Если у оператора будет некачественное покрытие, то абонент будет голосовать деньгами — он ведь может поменять оператора?

А если предположить, что только один оператор запустил 3G-сеть, причем услуга получилась абсолютно неудовлетворительной в связи с тем, что за короткий промежуток времени оператор не успел обеспечить полноценное национальное покрытие? Какова будет реакция потребителя? Какой продукт он получит? Поэтому наша позиция такова: прежде всего нужно обеспечить качество услуги, для чего запуск именно национальных сетей всеми операторами одновременно имеет решающее значение.

Второй момент — это как раз конкуренция на рынке. При запуске одной-единственной 3G-сети оператор получает определенное конкурентное преимущество, а именно — возможность нерыночными методами регулировать ценообразование. Не имея какой-либо медианы, не ощущая конкуренции на рынке, он может попытаться значительно увеличить цены на новый продукт. Абонент, который ввиду отсутствия конкурентного предложения не поймет, что ему предлагают продукт по завышенной цене, скорее всего попытается как минимум его попробовать. И вынужден будет платить экономически необоснованную цену за 3G-услуги. Кроме того, как я уже говорил ранее, еще есть и риск получить не самое лучшее качество при завышенной цене.

Но ведь со временем рынок все расставит на свои места?

Безусловно, рынок это сделает. Но пройдет время, и к тому моменту, когда следующие операторы выйдут на рынок с качественными продуктом, абонент может уже разувериться в "третьем поколении". Тогда поднять рынок, привлечь потенциальных пользователей будет намного сложнее.

Второй важный момент — это тарифы. Ведь мы все хотим видеть телеком-отрасль конкурентной: чтобы тарифную составляющую регулировал рынок при определенном влиянии регулятора на тех рынках, где конкуренция неэффективная, а не единственный его игрок, который, пользуясь своим конкурентным преимуществом, может диктовать собственные условия и цены.

Еще один интересный факт, касающийся рыночного регулирования, относится к опыту других европейских стран. Дело в том, что в Европе при запуске 3G-сетей рынок мобильной связи был недостаточно насыщен: проникновение телеком-услуг достигало 70-80%. При таком низком проникновении отсутствие одновременного запуска было совершенно нормальным явлением, и появление каждой новой сети только активизировало абонентов. При таком высоком проникновении мобильной связи, как в Украине (125% и выше), разные стартовые возможности для запуска 3G негативно отразятся на конкуренции и качестве услуги и, как следствие, на потребителе.

То есть, вы утверждаете, что необходимо, чтобы телеком-регулятор прописал в тендерных условиях одновременный запуск?

Это было бы оптимальным решением. У нас перенасыщенный рынок услуг мобильной связи с более-менее равными качественными показателями, на котором, в условиях отсутствия регулирования абонентских тарифов и наличия высокой ставки интерконнекта, редким драйвером конкуренции новых для потребителя 3G услуг остается вопрос цены. Очевидно, что в случае предоставления таких услуг только одним игроком рынка фактор цены и конкуренция между операторами нивелируются: правила игры определяются эксклюзивным провайдером сервиса. Таким образом, скорее всего не будет потребности и в улучшении качества услуги, и в создании разнообразия предложений. Поэтому мы отстаиваем идею равного для всех владельцев лицензии "подготовительного" периода. Он даст определенность по временным рамкам держателям лицензий и возможность всем быть в равных конкурентных условиях.

Какой период, по вашему мнению, необходим? Как его определить?

Помимо Национальной комиссии, которая осуществляет госрегулирование связи и информатизации (НКРСИ) и утверждает тендерные условия, к этому процессу, на наш взгляд, должен быть привлечен и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), играющий важную роль в оценивании конкуренции на рынке. Именно этот регулирующий орган может дать компетентную оценку необходимости установить разумный подготовительный срок для одновременного запуска всех сетей. Мы считаем, что такой срок должен занять от шести до девяти месяцев от дня выдачи последней лицензии.

Насколько рынок и, в частности, сами пользователи готовы с точки зрения терминальной части?

Когда мы говорим о развитии сетей 3G или 4G, мы понимаем, что терминального, абонентского оборудования у нас в стране пока недостаточно много, особенно абонентских 4G устройств.

Но 3G-аппаратов много.

В среднем, если суммировать по стране, то 30% сотовых пользователей владеют устройствами, поддерживающими 3G. LTE — значительно меньше. Другими словами, 70% абонентских мобильных телефонов в Украине — это оборудование из эры GSM.

Недавно на рынке прозвучало, что life:) не готов инвестировать в 3 G. Что вы можете ответить?

Не хотелось бы комментировать чьи-то предположения и домыслы… Если вопрос заключается в том, будем ли мы финансово участвовать в развитии 3G в Украине, то ответ — да, конечно, будем. Это же подтверждает тот факт, что мы подали заявку на участие в тендере. Это очевидно и исходя из нашей стратегии, и из того факта, что на протяжении всей нашей работы на украинском рынке мы являемся одним из наибольших телеком-инвесторов и инноваторов.

Какая стоимость 3 G-лицензии является приемлемой для вашей компании?

При формировании стоимости лицензии НКРСИ рассмотрела аналогичную лицензию, в определенное время проданную в стране, которая по территории и населению сходна с Украиной, и вышла на сумму в пределах $88-141 млн за одну лицензию.

Однако при этом остается открытым вопрос, почему в своем расчете НКРСИ использовала статистические данные, которые не скорректированы ни с ВВП Украины, ни с покупательной способностью населения?

Какое ваше видение по ценообразованию 3G-лицензии?

При определении цены на лицензии надо учитывать три вещи: ВВП, покупательная способность и явное отставание Украины по срокам запуска 3G сетей. Соответственно, если взять окончательную стоимость выданных лицензий в других странах и скорректировать эту стоимость на вышеуказанные факторы, то медиана составит порядка 90 млн долларов США за одну лицензию с учетом стоимости конверсии.

Получение лицензии — первый этап, так сказать — фиксация намерений развивать в Украине новые технологии.

С нашей точки зрения, экономически обоснованные финансовые требования, а также равные и справедливые условия для всех заинтересованных операторов позволят 3G-технологии стать тем самым импульсом для украинской экономики, который так необходим сегодня нашему рынку.