52% крупных компаний ведет электронную слежку за подчиненными

Обязательное условие при приеме нового сотрудника в "Лабораторию Касперского" — сдача паролей от всех аккаунтов в соцсетях. 60% россиян считают слежку на работе нормой. Об это дискутировали журналист, адвокат и производитель оборудования для слежки

О защите частной жизни говорили на семинаре "Проблема прайвеси в офисах и электронная слежка за сотрудниками компаний", который провел в Москве Сахаровский центр и портал "Агентура.ру". Дискуссия опубликована на Openspace.

Проблема тотального электронного наблюдения за людьми на рабочем месте, не стоявшая еще 10-20 лет назад, появилась сейчас из-за того, что средства для наблюдения стали доступны, считает Ирина Бороган, заместитель главного редактора Agentura.ru.

52% компаний, где трудятся свыше пяти тысяч сотрудников, работодатели ведут электронную слежку за подчиненными

Так, согласно опросу рекрутингового портала Superjob, в 52% компаний, где трудятся свыше пяти тысяч сотрудников, работодатели ведут электронную слежку за подчиненными. В секторе среднего и малого бизнеса каждая третья компания старается устанавливать видеонаблюдение и контроль за корреспонденцией сотрудников.

"В основном это наблюдение осуществляется с согласия работника, а часто все вообще начинается с того, что при приеме на работу у человека требуют пароли ко всем его аккаунтам в социальных сетях и мессенджерах. Причем сопротивление встречается довольно редко: многие из тех, с кем я разговаривала, просто отдают свои пароли, поскольку у них нет выбора, ведь работодатели зачастую просто не берут тех, кто отказывается", — рассказала Ирина Бороган.

В мире высоких технологий существует глобальная кооперация

Владимир Андриенков, исполнительный директор компании "Трафика" (разработчика системы, отслеживающей интернет-активность сотрудников офисов) отметил, что вопрос глобальной слежки и сбора информации о человеке совсем не такой простой, как кажется. "На мой взгляд, поезд вообще давно ушел, и мы живем в некой реальности, где человек не то, что раздет, он просвечен рентгеновскими лучами, о нем известно практически все. В Европе почти везде установлены камеры, ваше перемещение можно отследить, Google и Apple известно любое ваше действие, если вы расплачиваетесь кредитной картой, банки знают, где вы находитесь, что вы покупаете, каким классом самолета вы полетели, в какой гостинице остановились, и эта информация постоянно накапливается, — заметил он. — Кроме того, большинство людей сами все рассказали про себя в социальных сетях, люди собрали о себе такое количество информации, которое агенты всяческих спецслужб не могли бы собрать и за десятки лет".

Сегодня лидеры кибербезопасности — это США и Израиль. США попали в этот список по понятным причинам — это страна, где интернет вообще зародился, где высоко развита сфера высоких технологий, где находится Силиконовая долина и офисы всех крупнейших корпораций. И вот эти высокие технологии, создававшиеся, конечно, для военных целей, привели к обширным электронным досье, в которых хранится информация об интимных деталях жизни каждого человека, не обязательно проживающего только на территории Америки — они мыслят гораздо глобальнее.

Кроме того, в мире высоких технологий существует глобальная кооперация. Не кто-то один производит системы слежения, а эти системы состоят из самых разных частей, которые производятся в самых разных местах. Например, мы знаем, что есть такая компания Saab, которая производила автомобили, потом авиационную технику, но вроде как обанкротилась. А о том, что это один из крупнейших производителей частей кибероружия, мы практически ничего не знаем, а это правда. Saab производит системы для комплексов ведения сетецентрических войн и очень известен на этом рынке.

В соцсетях люди собрали о себе такое количество информации, которое агенты всяческих спецслужб не могли бы собрать и за десятки лет.

Чем больше развита сфера IT в стране, тем глобальней контроль

Даже сегодня многим гражданам неведомо, что каждый день их жизнь тщательным образом конспектируется, автоматически сортируется и при необходимости анализируется до мельчайших подробностей. Чем больше развита сфера IT в стране, тем глобальнее контроль. Достаточно одного хакера, чтобы изменить человеку прошлое, сломать жизнь, сделать нищим, а еще и натравить ФБР и полицию. Если у человека есть телефон, совершенно неважно, включен он или выключен, его легко отследить методом триангуляции с точностью до метра. А если мы говорим о современных телефонах, компании, которые их производят, могут ими дистанционно управлять: включать, выключать, фотографировать и так далее. Чуть более сложная задача, если у человека нет телефона. Например, он выбросил все свои телефоны и позвонил с какого-нибудь аппарата. Даже в таких случаях в развитых странах местоположение звонящего будет определено минут через десять.

Единственный законный метод — это поручительство

Аппаратура, которую мы делаем, построена на технологии DPI, технологии глубокого чтения, которая не только позволяет прочитать весь текст того или иного сообщения, но и ответить на вопросы, интересующие службы безопасности, например, не содержится ли в определенном месте какая-нибудь часть базы клиентов или чьи-то паспортные данные. Система, которую мы создали, помогает отслеживать интернет-активность сотрудников в офисе, включая общение в социальных сетях, мессенджерах и электронной почте. Можно ли с помощью этой системы просмотреть всю информацию о том, что происходит в офисе? Да, можно.

Разные компании относятся к этому по-разному: кто-то просто закрывает доступ к некоторым сайтам, а кто-то ставит более интеллектуальные системы защиты, и делает это корректно: работодатель предупреждает человека о том, что такая система стоит. И единственный законный метод — это поручительство, когда сотрудник поручает своему работодателю проверку электронной почты на наличие вредоносных программ, порнографии, государственных тайн. Чтобы избежать возможных проблем, руководителям просто нужно делать так, чтобы сотрудники были заинтересованы в защите интересов организации — заставлять подписывать NDA. К тому же, прежде чем следить за сотрудником, нужно понимать, какими могут быть последствия — может ли, например, работодатель уволить сотрудника, после того как он что-то про него "раскопал".

Юрий Гервис, адвокат:

Вы меня извините, но о каком прайваси вы говорите? Я не слышал ни об одном работодателе, который бы требовал, чтобы сотрудник при приеме на работу передавал какие-то пароли. Так происходит в "Лаборатории Касперского", как мы только что слышали. Но эта организация вообще за пределами добра и зла.

Если задаться вопросом, почему коммерсанты занимаются сбором данных о своих сотрудниках, то действительно в большинстве случаев — это защита той интеллектуальной собственности и информации, которая принадлежит компании. В нашей стране отсутствует законодательство, которое ограничивает использование внутренней информации, а основная проблема работодателей связана с тем, что та база данных, наработки, технологические решения, которые находятся на предприятии, копируются и передаются в параллельные структуры. Если говорить о сотрудниках, то я бы разграничил корпоративные связь и почту с личными. С точки зрения действующего законодательства работник имеет право требовать, чтобы те персональные данные, которые стали известны в ходе работы, не передавались третьим лицам только по Трудовому кодексу. Других ограничений в этом вопросе нет.

Самый главный вопрос, который существует в этой сфере, — этический. Потому что с правовой точки зрения отслеживание переписки и телефонных разговоров по служебным каналам связи не попадает под какие-либо ограничения, их не существует, а прослушка личного телефона — это уже другой вопрос.

20% сотрудников слежка приятна
Глеб Лебедев, директор по исследованиям компании HeadHunter:

Исследование, которое проводил HeadHunter и в котором поучаствовали более 7000 респондентов, показало, что всего 30% сотрудников ощущают на работе слежку. Остальные либо не думают на эту тему, либо считают, что они не настолько интересны своим работодателям.

12% работников отмечают, что у них были неприятности в связи с тем, что работодатель отслеживал их действия личного характера. Что касается самих этих действий, в основном это то, что человек засветился на сайтах по поиску работы либо в рабочее время общался с друзьями. В большинстве случаев все ограничилось неприятной беседой.

60% сотрудников считают, что слежка на работе — это нормальная ситуация. 20% — отметили, что им приятна эта ситуация.

На вопрос, что делать, чтобы не попасться с какой-нибудь компрометирующей информацией, большая часть людей ответила "ничего", поскольку на работе они занимаются исключительно работой, и, наверное, это самый правильный подход. А вот 20% респондентов вообще заявили, что им приятна слежка. Всего лишь каждый третий человек подозревает своего работодателя в контроле, а 60% считают, что слежка на работе — это нормальная ситуация.