Bloomberg BusinessWeek: что сделал Центробанк Швейцарии и почему это всех шокировало

Швейцарский Национальный банк снял ограничения, которые препятствовали росту курса нацвалюты. Что это значит для Швейцарии и всего остального мира, рассказал в своем материале Bloomberg BusinessWeek
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вчера Швейцарский Национальный банк шокировал финансовое сообщество, объявив о снятии ограничений, которыми предотвращался слишком сильный рост швейцарского франка по отношению к евро.

Что случилось и зачем

У Швейцарии есть давно сложившаяся репутация страны с невероятно стабильной финансовой системой (все знают о легендарных швейцарских банках). В 2011 году, во время самых страшных испытаний, выпавших на долю еврозоны, Швейцария из просто безопасной гавани для хранения сбережений превратилась в настоящий "остров спокойствия". Деньги стекались в страну со всей территории еврозоны, пока инвесторы искали безопасное место для хранения своих средств.

И конечно же, поскольку все хотят хранить деньги в Швейцарии, местная валюта продолжает расти в цене. В начале 2010 года 1 франк стоил менее 0,7 евро. Уже к середине 2011 франк почти сравнялся с европейской валютой — это огромный скачок за короткий период.

Государства обычно не любят, когда их валюта так круто меняется в цене: как минимум потому, что это негативно сказывается на местных экспортерах, чьи товары становятся менее конкурентоспособными. Швейцария известна своим дорогостоящим экспортом, таким, как часы и лекарства, и слишком укрепляющаяся валюта могла ей навредить. Есть и другие проблемы, связанные с финансовой системой, возникающие при значительном наплыве иностранной валюты.

Потому, летом 2011 года, Швейцарский Национальный банк объявил об установлении границ для обменного курса евро — франк, согласно которым евро не должен опускаться ниже 1,20 против франка. Банк удерживал курс, регулярно печатая франки для выкупа евро на рынке, чтобы убедиться, что валюта не достигнет указанного уровня. С тех пор три года страна стабильно удерживала такой курс.

Так что же произошло?

Не делая никаких предварительных намеков на свои намерения, Центробанк убрал это ограничение, позволив франку снова расти по отношению к другим валютам.

В своем заявлении Швейцарский Национальный банк объяснил свои действия. По сути, он говорит о том, что кризис 2011 миновал, но очевидно, что евро продолжает слабеть: "Минимальный обменный курс был введен на период исключительного завышения цены швейцарского франка и сверхвысокого уровня неуверенности финрынков. Эта исключительная и временная мера защитила экономику Швейцарии от серьезного вреда. Пока швейцарский франк все еще держится высоко, переоцененность в целом уменьшилась с момента введения минимального обменного курса. Экономика сумела извлечь выгоду из этой политики, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Евро значительно просел против американского доллара, и это, в свою очередь, привело к удешевлению франка против американского доллара. В этих обстоятельствах Швейцарский Национальный банк решил, что более нет необходимости удерживать минимальный обменный курс швейцарского франка к евро".

В письме к своим клиентам валютный стратег-аналитик Société Générale Кит Джукс объясняет, что Швейцарский Нацбанк пришел к выводу о бессмысленности продолжения выкупа евро с целью сдерживания роста нацвалюты. И, возможно, банк почувствовал, что евро, аккумулированные на его раздувшемся балансе, превращаются в обязательства.

Более того, похоже, что Европейский Центробанк на грани запуска собственной программы количественного смягчения, которая должна еще больше снизить евро и увеличить стоимость удержания привязки валюты.

Но не думайте, что Швейцарский Нацбанк не будет ничего предпринимать. Вот каких действий от Центробанка страны ожидает Джукс: "Центробанк Швейцарии меняет тактику. После предоставления рынку возможности очиститься, последующие интервенции на рынок, скорее всего, пойдут в долларах, с акцентом на торговый взвешенный индекс франка. В конце концов, при росте цен на швейцарскую продукцию, от ее покупки сегодня откажутся, скорее, в Пекине или Шанхае, чем во Франкфурте и Париже. После чего Швейцарский Нацбанк увидит, как такие отрицательные ставки повлияют на аппетит желающих держать депозит в швейцарских франках. Курс евро к швейцарскому франку, после фиксации на значительно более низком уровне, снова поднимется до 1,20. Более реалистичные надежды говорят о том, что курс доллара к швейцарскому франку установится в этом году на уровнях выше паритетных".

Что это значит для мира?

Когда на рынке происходят подобные гигантские сдвиги, многие люди теряют огромные суммы. Есть крупные восточноевропейские страны, где ипотека выдана во франках (например, Польша — ред.). Теперь эта ипотека станет намного дороже.

Этот шок пришел на финансовые рынки в момент, когда они испытывают уровень волатильности, которого давно не было. Обвал на сырьевом рынке уже доставил немало проблем. И теперь на ровном месте образовался новый фактор давления на мировую финансовую систему.