Долгая дорога к дефолту: почему в Аргентине 10 лет не начинается экономический рост

Аргентина опять вплотную приблизилась к дефолту, второму за всего лишь 15 лет, и может повторно объявить его уже через месяц. Почему стране все никак не удается вылечить экономику?

В начале ХХ века Венесуэла просрочила платежи по суверенным долгам банкирам США, Германии и Италии. Великие страны, недолго думая, прислали военную эскадру к берегам этой страны, заблокировав большинство ее портов. Морская изоляция продолжалась несколько недель, пока, наконец, Каракас не согласился погасить все долги. Но фактически корабли ушли только после того, как более $500 тысяч были переданы банкирам.

Сейчас латиноамериканские страны не продвинулись намного дальше в искусстве избегать преддефолтного состояния, единственным отличием стало то, что кредиторы теперь не присылают военные корабли, они нашли новый способ — обращение в суд, который может признать дефолт целой страны.

Примером такого кризиса в последние дни стала Аргентина, где опять заговорили о том, что страна почти перешагнула черту дефолта и не сможет сама справиться с выплатой внешних долгов. Сегодня истек срок исполнения решения федерального суда Нью-Йорка о выплате двум хеджевым фондам — NML Capital и Aurelius — $1,5 млрд компенсации по дефолтным облигациям. Аргентина в понедельник второй раз менее чем за 15 лет оказалась в состоянии технического дефолт а, однако 30-дневная отсрочка платежей означает, что страна все еще может избежать формального банкротства.

Основной причиной стала популистская политика президента Кристины Киршнер, из-за которой рост ВВП в последнем квартале 2013 года составил всего 1,4% на фоне общерегионального показателя в 4-5% за квартал. Кроме того, кредиторы — а в большинстве своем это инвестиционные фонды из США, которые еще в 2010 году скупили долговые обязательства Аргентины — стали очень неуступчивыми и хотят получить свои деньги. Если 30 июня страна не выплатит $500 млн по этим обязательствам, то у нее будет всего месяц на то, чтобы погасить этот долг, если же нет, то Буэнос-Айрес, как уже бывало, должен будет объявить технический дефолт. Тогда Аргентина станет единственной большой страной, которая пережила это состояние дважды, но так и не сумела сделать из этого выводы.

В 2001 году неспособность выплатить долги по $93 млрд обязательств закончилась массовыми протестами, столкновениями с полицией и крахом правительства и экономики страны. Теперь ситуация может сложиться так же. "Удивительно, но Аргентина выполнила большинство указаний МВФ, но все равно пропустила волну роста латиноамериканских стран, когда их ВВП рос с ускорением 5-10% в год", — комментирует ситуацию Марсела Санчес-Бендер представитель Всемирного Банка в Латинской Америке и на Карибах.

Теперь в американском суде решиться судьба этой страны и станет понятно, будет ли очередной дефолт.

Скупили по дешевке

Современные проблемы с внешними выплатами в Аргентине начались уже давно. Но их проявление мир увидел только в июне 2013-го. Тогда несколько спекулятивных инвестиционных фондов предъявили Буэнос-Айресу его долговые облигации на $1,3 млрд. Эти бумаги правительство страны напечатало в 2005 году, когда пыталось разобраться в последствиях дефолта 2001-го и реструктуризировать долги. Большинство стран согласились продать тогда свои долговые обязательства за 30% их реальной стоимости. Тем более, что в то время нечего было надеяться получить больше, так как экономика страны только начинала расти, а инфляция составляла более 40% в год.

Но эти бумаги выкупала не только Аргентина, но и финансовые фонды США, которые отказались продавать их и стали ждать. Вот теперь они заявили о необходимости выплат по полной стоимости расписок. И первый транш в $500 млн страна должна была заплатить до конца июня.

Президент Киршнер сразу обратилась в федеральный суд Нью-Йорка с просьбой заблокировать эти претензии. Но в этом ей отказали, ссылаясь на то, что расписки подлинные, а как они были куплены, не имеет значения. Верховный суд США также отказал в Аргентине в ее претензиях. Но при этом постановил начать переговорный процесс между сторонами, чтобы еще раз реструктуризировать долги. Это решение породило сразу две тенденции. Во-первых, долговые расписки Аргентины независимо от срока погашения начали расти в цене. Так, Argentine Par bonds с выплатой в 2038 году, по данным Reuters, выросли сразу на 2% за одну неделю. Это отражает уверенность инвесторов, что Аргентина будет платить по своим долговым обязательствам или ее заставят это сделать. Ведь Буэнос-Айрес до конца отказывался признавать эти долги. Вторая тенденция — падение фондовых индексов Аргентины и всей Латинской Америки. К примеру, ведущий региональный фондовый показатель региона Bovespa снизился на 3% за последнее время.

Даже если Аргентина договорится с американскими компаниями и реструктуризирует долги, проблема вечного преддефолтного состояния останется. Но главный вопрос в том, почему страна не смогла его побороть более чем за 10 лет.

Две судьбы

Экономическое развитие Аргентины часто сравнивают с показателями Бразилии. Две страны в начале 2000-х находились в примерно одинаковом положении. Хотя Буэнос-Айрес пережил дефолт 2001 года, но и Бразилия была отсталой страной.

Тогда к власти пришли два человека, которых позже назвали реформаторами — в Бразилли Лула да Сильва, в Аргентине — Нестор Киршнер. И повели свои страны разными путями экономического развития. В Аргентине решили усилить влияние власти на экономику и повысили налоги для иностранных компаний, которые хотели работать в стране, на 30%. Бразилия, наоборот, начала привлекать инвесторов. Кроме того, в Рио-де-Жанейро решились ввести программу по поддержке сельского хозяйства на сумму в $3,4 млрд. Особенно по выращиванию сахарного тростника, который шел на производство биоэтанола. Спрос на этот вид биотоплива в конце 2000-х резко пошел вверх, и экономика Бразилии начала расти.

Кроме того, да Сильва сделал ставку на средний класс, который только формировался в Бразилии. "Несмотря на показной социализм, Луло не собирался заигрывать с рабочим классом, а думал о том, как привлечь больше капиталистов в страну", — поясняет Карлос Монторо из Bank for International Settlements.

Киршнер же, наоборот, решил поднять социальные выплаты. В среднем с 2005 года они выросли на 10-20%. Кроме того, выполняя требования МВФ Аргентина повысила коммунальные тарифы, но чтобы компенсировать давление на население, ввела дополнительный выплаты для самых бедных.

В итоге партия Киршнера побеждает на выборах уже почти десять лет, но экономика страны растет в среднем на 1-2% в год. А инфляция, по данным The Economist, в 2013-м составила 25,7%. В итоге, чтобы продолжать социальную политику, Аргентина вынуждена была опять брать в долг. С 2005 года ее внешние обязательства росли на 15% в год и достигли суммы в 52% ВВП. Этот показатель не такой большой, но страна не может платить и его.

В 2014 году жена Нестора Киршнера Кристин, которая заменила его на президентском посту и сумела удержаться на нем в течение семи лет, будет пытаться опять наладить экономику страны и помочь своей партии победить на новых выборах в парламент в следующем году. Судебное дело о долгах в этом ей явно помешает, так в мае Буэнос-Айрес договорился выплатить $9,7 млрд. Парижскому клубу кредиторов. И теперь ждал притока инвестиций, на волне новостей о том, что страна решила главные долговые проблемы. Но теперь ей предстоят новые переговоры и выплаты. Эксперты считают, что для того чтобы удовлетворить претензии американских кредиторов, Аргентине опять нужно будет занимать деньги. И продолжать порочный круг — состояние, когда экономика не умерла окончательно, но так и не может ожить.