Эквадор все больше погружается в "банановый кризис"

Ситуацию на банановом рынке Эквадора, который является основным производителем этой продукции в мире, производители характеризуют двумя словами: "Это ужасно"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Фрукт продается производителями по средней цене USD 4 за ящик (19,5 кг), а за рубеж было продано на USD 75 млн меньше только за последние три месяца. Банановый производитель Ксавьер Сан-Мартин характеризует ситуацию в этом сельскохозяйственном секторе Эквадора всего двумя словами: это ужасно. А ведь ему, имеющему контракт, выплачивается официальная цена (USD 5,50), но эта цена только снится большинству его соседей по провинции Эль Оро, которым предлагают не больше USD 3,50. И эквадорские банановоды не видят реальных причин для такого падения спроса на их продукцию. Но реальность безрадостна: цифры экспорта банана Эквадора за январь и февраль этого года самые низкие с 2008 года.

Еженедельно падение продаж составляет почти 1 млн картонных ящиков, согласно статистике Ассоциации экспортеров банана Эквадора (AEBE). За первые два месяца года экспортеры продали на 7,6 млн ящиков меньше, что означает потерю USD 42 млн для земледельцев. Сан-Мартин считает, что в скором будущем крупные производители его провинции поглотят гектары банановых плантаций, так как мелкие не смогут выжить, получая всего USD 3,50 за ящик. Самое плохое, что из этой суммы еще надо заплатить 2 % от официальной цены, то есть 11 центов за ящик, в виде муниципального, экологического и еще трех видов налогов.

Помпилио Эспиноса уверен, что это все последствия хитроумного маневра национальных и многонациональных экспортеров, поскольку не может совпадать два фактора — низкое производство и снижение спроса, а следовательно, и цен. Обычно бывает наоборот, пояснил земледелец. В настоящее время производство в стране снизилось на 20 %, а продлиться данный период должен в среднем 10 недель. Те, кто ранее собирал по 400 ящиков банана на своей плантации, в настоящее время едва осиливает 260 или 280. Однако, муниципальный налог начисляется за каждый гектар: в кантоне Гуабо, например, он составляет USD 480, в кантоне Мачала — USD 120, в Пасахе — USD 30 за гектар.

Обильные осадки этой зимы способствовали снижению производства. Грозди фрукта получаются мелкими, так что для заполнения ящика их требуется больше. Сами бананы переполнены водой, гниют по дороге, лопаются, так что товар добирается до европейского рынка или даже до ближайшего импортера — Чили — в плохом состоянии. Иначе говоря, в настоящее время большая часть эквадорского банана не соответствует экспортному качеству.

С января по март 2012 года, согласно данным экспорта, эквадорская экономика потеряла почти USD 75 млн, а ведь банан является вторым по объему и уровню продаж экспортным продуктом страны.

По словам производителя Хорхе Тоапанта, в большинстве районов провинций Гуаяс, Эль Оро и Лос Риос цены на ящик банана на экспорт колеблются от USD 4 до 4,70. Почти никто не получает официальных USD 5,50 за ящик фрукта и ни один из государственных служащих не может решить эту проблему, пожаловался земледелец.

Выход, казалось, был найден, когда правительство Рафаэля Корреа приняло решение объявить контроль бананового производства политикой государства. Но, по словам Сан-Мартин, реально ничего не изменилось с нынешними властями Эквадора. Он предупредил, что если и дальше ничего не изменится, его соседи вынуждены будут оставлять гроздья гнить на растениях, так как куда дороже обходится срезать их, мыть, упаковывать и доставлять в порт.

Пока крупные производители инвестируют в селекцию банана, чтобы добиться большей производительности, мелкие ждут, что правительство субсидирует окуривание против черного грибка (sigatoka), распространенного вредителя банановых деревьев. По словам земледельцев, надвигается экономический кризис в кантонах, где производство банана является основным движущим фактором развития: Наранхал, Милагро, Гуабо, Мачала, Санта-Роса, Кеведо, Бабаойо, Винсес. То, что требуют банановые производители — не заставлять их подписывать контракты, чтобы они не были вынуждены продавать свою продукцию по обусловленной цене в момент подъема спроса, однако установить и контролировать минимальную цену, которая обеспечивала бы им выживание.

Как сообщало "Дело", банановый кризис стоил министру сельского хозяйства Эквадора его должности.