Foreign Policy: Новое греческое правительство — неожиданная победа для Путина

Избрание в Греции самопровозглашенных радикальных левых может стать неожиданной победой российского президента Владимира Путина, усугубив европейские противоречия в том, как отвечать на недавние агрессивные действия Москвы в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министры иностранных дел стран Европы намерены собраться в четверг 29 января, и попробовать достичь консенсуса в вопросе усиления давления на Россию (которая в выходные пошла на эскалацию опосредованной войны в Украине), не навредив при этом собственным экономическим интересам. Уже запутанная дипломатическая игра стала более сложной, благодаря откровенно вызывающему поведению нового правительства Греции, которое всего лишь на второй день работы отвергло европейское предложение рассмотреть новые инструменты давления на Москву, — пишет Foreign Policy.

Соединенные Штаты пытаются заставить упирающихся европейских партнеров поддержать новый ряд экономических и финансовых санкций против России; президент Барак Обама и министр финансов Джек Лью на этой неделе заявили, что администрация перебирает свой набор санкционных инструментов в попытке изменить российское поведение.

Если европейские лидеры при побуждении со стороны Белого Дома смогут в четверг договориться о новых санкциях, скорее всего постепенно увеличится давление, которое к настоящему моменту перекрыло глобальные рынки капитала для крупных энергетических компаний, блокировало доступ России к ключевым технологиям, необходимым для разработки новых нефтяных и газовых месторождений, и зажало в тиски крупные банки.

Но нынешняя попытка надавить на Москву будет предпринята в неоднозначное время для Европы политически и для России финансово. Неожиданная воскресная победа в Греции лефтистской партии Сириза усугубляет существующие разногласия в Европе по отношению к России. Первым официальным визитом к новому греческому премьер-министру Алексису Ципрасу был визит российского посла, а во вторник Греция отвергла решение Европейского Совета рассмотреть "дальнейшие ограничительные меры" в адрес России. Греция, уже выступив против утвержденных европейских налогово-бюджетных правил, теперь пытается вести более независимую внешнюю политику.

Это усложняет и без того деликатную ситуацию в Брюсселе. До нападения на Мариуполь (проведенного при российской поддержке) 24 января европейские лидеры разрывались между ослаблением давления на Москву, как предлагала верховных представитель ЕС по внешней политике и безопасности Федерика Могерини, и увеличением финансовых санкций, как предлагал председатель Европейского Совета Дональд Туск. "И снова политика умиротворения поощряет агрессора к увеличению актов насилия", — написал Туск в сети Twitter в минувшие выходные.

"Санкции принимаются на основе консенсуса, и если Путин может выбить несколько слабых стран из обоймы", намного сложней представить объединенный, эффективный фронт, заявила Фиона Хилл, эксперт по России в Институте Брукингса и соавтор книги "Mr. Putin: Operative in the Kremlin" ("Мистер Путин: оперативник в Кремле").

Обсуждение новых финансовых санкций совпадает со временем, когда российская экономика продолжает падать, по причине западного давления и падения цен на нефть в последние шесть месяцев. В понедельник рейтинговое агентство Standard & Poor"s присоединилось к коллегам и понизило рейтинг суверенного долга России до "мусорного" статуса, в результате рубль упал до шестинедельного минимума. Комбинация санкций и понижение цен на нефть может в нынешнем году стоить российской экономике около $140 млрд, но двойной удар не привел к отказу России от дальнейших агрессивных действий.

На прошлой неделе на ежегодной встрече мирового экономического форума украинский президент Петр Порошенко провел кампанию против того, что назвал "Усталостью от Украины". На этой ежегодной встрече мировых лидеров и деловой элиты в швейцарском Давосе Порошенко сообщил, что 9,000 российских солдат, вооруженных тяжелой артиллерией, чувствуют себя как дома в восточном регионе его страны.

Новая атака сепаратистов освобождает путь для нового раунда западного давления, — комментирует Роберт Кан, экономист Совета по международным отношениям.

"С учетом их подхода к этим санкциям неизбежно давление необходимости предпринять больше, то ли по причине уклонения от них, то ли из-за событий на местах", — сказал он.

Сложная задача заключается в усилении давления на Россию без вреда для медленно развивающихся европейских экономик, которые ведут бизнес с Москвой. Законодатели в Соединенных Штатах частным образом раздумывают о проблемах побочных эффектов от влияния российской экономики и перетекания [ее проблем] в Европу.

Инициаторам санкций также придется забраться в голову к Путину. Зэкери Голдман, бывший чиновник Казначейства, ответственный за санкции, глава Центра законодательства и безопасности Нью-Йоркского университета, заявил, что администрация Обамы пытается понять политические расчеты Путина, чтобы оказывать давление на его альтернативы.

"Что сделают или могут сделать дополнительные санкции, чтобы поощрить Россию пресечь деятельность сепаратистских вооруженных группировок?" — спрашивает он. "Наилучшее, что можно сделать — использовать имеющуюся в распоряжении разведку, чтобы понять, как Путин воспринимает свои стратегические интересы".

Кажется, Путин ставит на внутренние европейские разногласия и экономические проблемы, которые могут защитить его от согласованных действий. Российские СМИ, например, приветствуют новую вызывающую международную политику Греции. Мухтаба Рахман, главный аналитик по европейским рискам аналитической группы Eurasia Group, говорит, — Путин рассчитывает, что Европейский Союз "сильно сопротивляется усилению санкций, поскольку экономика еврозоны испытывает трудности".

Элизабет Розенберг, бывший чиновник Казначейства, ныне сотрудник Центра новой американской безопасности, говорит, что "существует огромное количество опций по усилению ограничений рынка капитала". Для крупных российских энергетических компаний сейчас блокирована возможность выпускать акции и облигации для западных инвесторов, а это полностью перекрывает их финансовый вентиль. Эти санкции ударили по более широкому охвату российской экономики, а кроме того укротили корпоративных гигантов, которые проводят большую часть российской внешней политики, привязанной к энергетике; вызванные санкциями долговые проблемы нефтяного титана Роснефть, например, помогли усугубить уверенность инвесторов насчет более широких сфер российской экономики.

По словам Розенберг, самым простым способом усилить санкционное давление станет расширение ныне действующих ограничений для крупных энергетических фирм, таких как Газпром, Роснефть и Новатек, на другие компании сектора.

Но в то же время, — говорит она, — полноценное влияние предыдущих раундов санкций, таких как ограничение торговли технологиями в энергетическом секторе, еще предстоит почувствовать, и это значит, что западное финансовое давление на Россию со временем будет неуклонно расти, даже без нового раунда санкций.

Что в этом вопросе маловероятно, так это те варианты крайне агрессивных санкций, которых российской руководство, кажется, опасается больше всего, — особенно намерение выбросить Россию из глобальной финансовой системы.

Андрей Костин, ведущий российский банкир, связанный с Кремлем, на ежегодной встрече на всемирном экономическом форуме заявил, что попытки отключить Россию от международного финансового центра обмена информацией (известного как SWIFT) будут расценены в качестве акта войны. Российский вице премьер-министр Игорь Шувалов, который занимается вопросами экономической политики, повторил эти опасения и заявил, что Россия и Китай работают над развитием собственного механизма обмена финансовой информацией, чтобы избежать зависимости от институций, в которых доминирует Запад.

Отключение России от SWIFT приведет к фактической невозможности для российских банков получить доступ к глобальной финансовой системе, и станет "невероятной эскалацией", — комментирует Розенберг. Однако если российская агрессия в Украине продолжится, — добавляет она, — даже такое решение "будет на повестке дня".

В конечном счете Западу придется столкнуться с реальностью, что одни санкции не изменят поведение Путина, но законодателям в Вашингтоне и Брюсселе придется разрабатывать более развернутый подход.

"За рамками санкций у запада нет стратегии, и это наша реальная проблема", — комментирует Хилл из Брукингса.