Как изменилась риторика российских СМИ в освещении конфликта на Донбассе

Антиукраинская риторика в российских СМИ в последние дни заметно смягчилась
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Антиукраинская риторика в российских СМИ в последние дни заметно смягчилась, сообщает российский РБК, ссылаясь на исследование компании "Медиалогия", которая занимается мониторингом СМИ. Согласно исследованию, этот процесс начал происходить после избрания в начале июня Петра Порошенко президентом Украины. Такие термины, как "хунта", "карательная операция", "Правый сектор", "фашисты" и др., используемые для негативного описания украинской власти и АТО на востоке Украины, используются все реже. Это связано также и с тем, что 20 июня президент Украины объявил о временном перемирии и прекращении огня.

Если в конце апреля (после введения режима АТО), мае и начале июня действия киевских властей на Донбассе описывались на госканалах как "карательная операция" более чем в 12% от общего числа всех сюжетов "Первого канала", "Россия 1" и НТВ об украинском кризисе (в среднем в 120 сюжетах в неделю), то на неделе, начавшейся 23 июня (после объявления одностороннего перемирия с террористами), этот термин использовался лишь в 0,7% случаев (8 выпусков)

"Правый сектор" в феврале-начале июня упоминался на телеканалах почти в 18% всех выпусков (в среднем 165 сюжетов в неделю), в последние три недели июня — уже только менее чем в 7% (в среднем 60 сюжетов в неделю). В те же сроки "бандеровцы" фигурируют на ТВ в 21 и 4,7 выпуска в неделю соответственно.

При этом используемая телеканалами терминология более эмоционально насыщенна "Правый сектор", "киевская хунта" и "карательная операция" в сообщениях РИА Новости и ИТАР-ТАСС в общей массе заметок об украинском кризисе фигурируют значительно реже, чем на ТВ. Пики употребления терминов "фашисты" и "бандеровцы" приходятся на моменты массовой гибели людей — после событий в Одессе и Мариуполе. Говоря о вооруженном конфликте, агентства предпочитают термин "антитеррористическая операция".

Эволюция терминологии, используемой по отношению к воюющим на Донбассе, произошла еще в конце апреля-начале мая, свидетельствуют те же данные. Если с начала апреля по середину мая чаще использовался термин "сторонники федерализации", то уже с конца апреля его вытесняют "ополченцы". При этом в последнюю неделю июня появляется "Новороссия", которая упоминается в 10% телесюжетов и почти 7% сообщений информагентств.

Графика: Медиалогия