Когда ведешь бизнес в Нью-Йорке, ты конкурируешь со всем миром — сооснователь VGNC

Когда ведешь бизнес в Нью-Йорке, ты конкурируешь со всем миром — сооснователь VGNC
Delo.UA встретилось с Алексеем Соболевым, совладельцем креативного digital-агентства VGNC, чтобы расспросить, как оно — когда соревнуешься за контракт со всем миром?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Креативное digital-агентство VGNC завоевало топовую позицию в Украине до неприличия быстро — уже за первый год своего существования, в 2011-м, совместное детище Алексея Соболева, Михаила Коротеева, Анны Санден и Вовы Яценко получило несколько призов. А потом быть первыми в Украине стало скучно. Куда интереснее стать первыми на самом конкурентном рекламном рынке — рынке США. 

Алексей, главный вопрос — почему именно США? И почему решили осесть в Нью-Йорке?

США — понятная нам в культурном плане страна. Для нашего бизнеса ведь очень важно понимать, какие книги люди читают, какие фильмы смотрят, какую музыку слушают. Так вот, в Штатах это понятно — думаю, чуть ли не каждый украинец восприимчив к культурным кодам США. Мы ведь все на этой культуре воспитаны.

А с конкретным городом, Нью-Йорком, — так просто сложилось. Мы изначально работали с BBDO в Нью-Йорке, потому первые контакты завязались там. Была мысль о Лос-Анджелесе, но это совсем было бы "осваивание целины".

Считается, что бизнес в США открыть значительно проще, чем в Украине. Это правда?

И да, и нет. Тут все работает по-другому. Все очень стандартизировано — надо просто знать правила. Это плюс. Так что может быть и проще. Но точно — дороже с точки зрения налогов, обслуживание юрлица. Утомительно дорого.

И вдвойне дорого — потому что долго. Долго все — результаты тендера, нью-бизнес, нетворкинг. Т.е. открывая рекламный бизнес в Нью-Йорке, нужно помнить, что у тебя должен быть оборотный капитал хотя бы на год. Потому что иначе ты можешь просто не дожить до результатов тендера или до того как "выстрелит" твой первый потенциальный клиент.

Т.е. вы создавали запасы?

Скорее запасы проектов. Мы не сжигали мосты. Когда мы уезжали, у нас оставался киевский офис, оставались проекты в Украине и России, выполнение которых позволило нам работать какое-то время вхолостую.

А как с прозрачностью тендеров?

В смысле, есть ли там "договорняки"? Нет, нету. Но с другой стороны — тебя обязательно должны представить. Репрезентер в США — отдельная профессия. Если тебя не представят, ты, наверное, даже не узнаешь о том или ином тендере. Точнее, никто не узнает о тебе. Ведь сколько таких как мы, молодых-задорных каждый год появляется на рынке США? 30, 40, 50 новых агентств. Сколько доживает до следующего года? Иногда 1-2. Иногда — ноль. Операционные расходы и длинное принятие решений, о которых я уже говорил. Не все готовы и могут ждать первого контракта год. Нам многие так сразу и говорили: ребята, нам нравятся ваши работы, но продержитесь хотя бы год — тогда можно будет о чем-то серьезно говорить. Нетворкинг, репутация и уже затем — креатив.

Что самое сложное, когда участвуешь в тендерах в США? Сроки? Может еще что-то?

Не только когда участвуешь в тендерах. Вообще, когда ведешь там бизнес, самое сложное — это понимать, что ты конкурируешь не с американцами. Ты конкурируешь со всем миром. Европа, Азия, Латинская Америка — рынок США интересен всем. Это в принципе другой уровень конкуренции, в Украине мы ее себе даже не представляем.

И как? Вытягиваете конкуренцию со всем миром?

Прошлой зимой у нас был супербольшой тендер между американцами, израильтянами, англичанами и нами. Глобальная компания с голливудской звездой. Мы его выиграли.

За счет креатива?

Ну, про договорняки и откаты я уже ответил (смеется).

Ты сказал, что вы оставляли здесь часть бизнеса — в качестве "подушки безопасности". Сейчас основной бизнес здесь или в Америке?

Киевский офис продолжает работать. Но в основном мы уже работаем на штатовском рынке. Хотя это не значит, что мы откажемся, если в Украине будет интересный контракт.

Новичкам на рынке приходится демпинговать?

Демпинговать — нет. Новички мы или нет, но мы сразу говорим клиентам — мы не самая дешевая команда. И часто другие участники тендеров предлагают цены ниже, чем наши. Да, есть клиенты, для которых мы готовы пойти на хорошую скидку. Но это не демпинг, это просто постоянные клиенты. Мы делаем для них проекты не реже пары раз в месяц, они заслужили.

За что клиенты в США готовы платить?

Хороший вопрос. Здесь несколько другое ценообразование, чем в Украине, но оно нравится мне куда больше. Например, некоторые инструменты здесь стоят еще дешевле, чем в Украине. Вообще копейки. А вот креатив, качественный продакшн здесь стоят дорого. Очень дорого. И цена здесь — не критерий выбора. Наверное, именно потому нам и не приходится здесь демпинговать.

Говорят, американская рекламная индустрия опережает нас на десятилетия. Это так?

Она просто настолько несравнимо больше, что я даже не знаю, как их можно ставить рядом. В США она огромна, колоссальна. В Киеве ты можешь прикинуть, у кого как идет бизнес, можно оценить рынок. Понять тренды. Здесь же я даже не решусь описать, что происходит на рынке одного только Нью-Йорка, не то что Штатов в целом. Это, наверное, и есть разница между индустрией и набором агентств, которое мы имеем в Киеве. Но у любой медали есть две стороны. Эта огромная, колоссальная и, безусловно, очень продвинутая индустрия здесь имеет целый ряд ограничений, продиктованных 100%-ной белизной бизнеса, защищенностью персонала, какими-то профсоюзными нормами, нормами страховых… Поэтому иногда мы можем делать куда более смелые вещи, так как просто менее зарегулированы. Цена ошибки меньше.

Ты упомянул о нетворкинге. Эту функцию обычно выполняют местные, или наша диаспора?

Диаспора в том числе. Несмотря на то, что в США он считается куда менее влиятельной и мощной, чем, например, в Канаде, на самом деле ее влияние, связи и главное — желание помочь оказались куда сильнее, чем мы предполагали. Например, из трех проектов, которые мы уже сделали в США, один мы делали с нашим бывшим соотечественником в Голливуде.

А с местными?

С аборигенами, разумеется, тоже. Тут у нас другая стратегия. Когда начинаешь работать с американцами, ты делаешь маленький проект, делаешь его долго, а потом они либо начинают давать тебе большие проекты, либо переходят в другую компанию. Как я уже говорил ранее: нетворкинг, репутация, креатив — только в таком порядке. Здесь ты должен себя зарекомендовать. Никто тебе не скажет в лицо — "откуда знаем, откуда и как эти работы появились на вашем сайте?" — но думают так почти все. В лучшем случае — дают маленький проектик, над которым ты работаешь, доказывая свою компетентность.

Art Project OE20 from VGNC on Vimeo.

Похожи американские индустриальные тусовки на наши?

И да, и нет. ADC — клуб арт-директоров, например, очень условная организация — бесхребетная по сути. Мы пытались ходить, это очень формальная организация. Но вот, например, ребята которые отвечают за Webby Awards — они пытаются собрать вокруг себя совсем другую тусовку. Мы с ними очень дружны, каждый год участвуем в фестивалях и каждый год отмечаемся там. Мы рады почувствовать в их мероприятиях — будь то portfolio review или бета-тест их новых сервисов — очень неглупо придуманных и сделанных сервисов, к слову говоря.

А на эти portfolio review реально маркетологи приходят смотреть?

Нет, они берут несколько агентств, садят их представителей в разные комнаты. А затем по одному запускают к ним молодых людей со своими работами. Молодых, разумеется, по нью-йоркским меркам — молодым дизайнером тут может считаться 35-летний. И вот мы комментировали их работы.

А медиа-контакты? Через медиа есть смысл выходить?

Да. Стоит рассказывать о своих проектах. Конечно, большие проекты, которые ты сделал, имеет смысл пиарить. Вас заметят, если вы того стоите. Какой-то голливудский продюсер однажды на вопрос молодого режиссера "как попасться вам на глаза?" ответил — "будьте уверены, если вы делаете что-то достойное, мы о вас уже знаем". И примерно так во всем.

Многие из тех, кто уехал и открыл в США свой бизнес, говорили, что есть незыблемые для Штатов правила общения с тусовкой, какой-то культурный код. Он есть?

Да, безусловно. Ты так или иначе пишешь гигантские письма после каждой встречи. По-другому нельзя. Ты не можешь просто выслать короткое письмо "ок, вышлем завтра". Нужно начать письмо с того, как прошел уик-энд, расспросить как дела, и уже затем можно переходить к сути вопроса — подробно и обстоятельно.

Что еще может испугать поначалу — это сроки. При бешеном ритме встречу тебе могут назначить через 2 недели, через 3. Мы как-то приходили в крупное агентство, с которым мы уже сотрудничали — хотели презентоваться другому департаменту. Так вот нам сказали (а спросили мы в августе): да, конечно, вы сможете это сделать в ближайшее время. А "ближайшее время" у них было в октябре. Не из-за лени — просто все планируется на месяца, полугодия — тут другой горизонт планирования в принципе. Нужно иметь запас прочности, повторюсь — и моральной, и финансовой. У нас на глазах происходила история с москвичами, которые после пары встреч, которые лично они посчитали удачными и потом прождали несколько месяцев, ожидая продолжения, спалили все свои бюджеты и уехали в итоге назад в Москву.

Но у этой монеты есть и обратная сторона. Если в Киеве тебе отвечают "спасибо, мы обратимся к вам, когда подвернется подходящий проект", то ты можешь смело удалять этот контакт из адресной книжки. Тут же эта фраза на самом деле что-то значит. К тебе могут вернуться и через полгода, и через год. Мол, у нас наконец-то появилась задача, которая может быть интересной, давайте встретимся.

Мне кажется, или такая работа — это больше тяжелая борьба, чем кайф?

Тяжелая борьба — и в этом самый кайф.

Хорошо, спрошу по-другому — это больше история про деньги, или это история про "давай попробуем, может у нас получится"?

Я не буду говорить за всю нашу команду. У всех была разная мотивация. Для меня важен не сам факт проживания в Нью-Йорке и не бюджеты в долларах. Важен сам опыт работы на уникальных проектах. Вот, например, пару месяцев назад мы сделали проект. В Голливуде. Мы сделали то, о чем не то что в Украине и мечтать не могли. И ладно бы только он. Три из семи наших проектов, которые прямо сейчас у нас в работе, — это уникальные проекты, аналогов которым я в принципе не встречал. Сам себе немного завидую. Наличие офиса в Нью-Йорке открыло многие двери.

Ну и, наверное, доступ к "великим" тут, мягко говоря, другой.

О, это само собой. Например, тут можно спуститься из офиса, буквально перейти через дорогу — и попасть на лекцию людей, которые прямо сейчас создают индустрию VR. Они рассказывают не о том, что вычитали в интернете, а о том, что сами реально сделали. Буквально вот только что и сделали, прямо перед тем как прийти сюда. И они пришли сюда пешком, потому что тоже работают в паре кварталов отсюда.

Тут вы были состоявшимися, я бы даже сказала — знаменитыми, сидели в кабинетах, закинув ноги на стол. Как после этого — приезжать и начинать все с нуля? Тяжело?

Конечно, тяжело. Особенно когда ты только приехал, тебя и о тебе вообще никто не знает. Так что первое время очень грела мысль об оставшихся в Украине клиентах и о том, что если что — есть куда вернуться.

Начинать с нуля — тяжело. Говорят, самое ужасное время в жизни человека — это месяцы сразу после младенчества. Когда тяжело двигаться, ты не умеешь толком ничего — даже дышать. Каждая секунда — новая тяжелая задача, которую ты до этого никогда не решал. Но, с другой стороны, говорят, что это самое счастливое время в твоей жизни. Наверное, у нас первый год было именно такое время.

То есть, вариант возврата все-таки рассматривается?

Я смотрю на это по-другому. Мы не уезжали — мы расширились. Мосты мы не сжигали. Конечно, мы хотим встать на ноги в США. Но при этом развивать бизнес и в Украине тоже. Поэтому каждые 4-5 месяцев мы прилетаем сюда. Продолжаем делать проекты на этом рынке с большим удовольствием. Мне кажется, мы можем привнести на украинский рынок какую-то новую экспертизу и опыт.

Я правильно понимаю, что вы — первый рекламно-медийный бизнес из Украины, который приехал в Штаты именно не поработать на кого-то, а открыть свое дело?

По крайней мере, за все это время мы подобных не нашли. Если вы знаете, мы с удовольствием познакомимся. Нам всем нужно держаться вместе.

Ваша глобальная цель?

Хотелось бы хотя бы вполовину достичь того уровня, которого мы достигли в Украине. Качественно лично меня все пока устраивает. Будем стараться подтянуть количественные показатели.

То есть, быть не ниже второго номера на рынке?

Да.