Нефтяной передел: зачем саудиты выставляют на продажу крупнейшего добытчика нефти в мире

Низкие цены на нефть ударили по странам ОПЕК и могут заставить Саудовскую Аравию продавать свои месторождения. Но объемы добычи нефтяная монархия сокращать не будет, как раз наоборот. Почему?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В начале января 2016 года один из наследных принцев Саудовской Аравии в своем интервью заявил, что правительство этой страны рассматривает вариант частичной приватизации государственной нефтяной компании Aramco. И уже не следующий день, по данным Wall Street Journal, в офис этой компании начали приходить десятки писем от самых больших банков мира, которые хотели выступить гарантами и провести размещение акций этой компании. Хотя принц сразу подчеркнул, что государство готово продать только 5% акций и, вообще, это пока только намерение. Но эксперты уже заговорили, что эта продажа может стать одной из самых больших за последнее время: только оценочная стоимость компании Aramco составляет не меньше $10 трлн.

Главное же, что всех удивило — это намерение правящей семьи Саудовской Аравии продать наиболее закрытую в мире топливную компанию, которая обеспечивает не только прибыли для всей страны, но и является политическим инструментом.

"Эта компания строит дороги и выделяет огромные суммы на субсидирование высокого уровня жизни по всей стране", — рассказывает Delo.UA Марк Харисон из Centre on Competitive Advantage in the Global Economy. По его мнению, на такой шаг Эр-Рияд подвигло то, что свободные валютные резервы в стране заканчиваются, а расходы будут только расти. Тем более, что мировые цены на нефть продолжают падать. В бюджете Саудовской Аравии цена за баррель нефти заложена на уровне $60. Сейчас цены уже пробили отметку в $30 и продолжают снижаться. Это означает, что страна в этом году недосчитается значительной части валютных поступлений. В МВФ уже просто заявили, что без коренных реформ и продолжая такой расточительный способ жизни, как сейчас, к 2021 году Эр-Рияд столкнется с серьезными экономическими трудностями и может потерять статус богатой страны. Уже в этом году дефицит ее бюджета может составить более 15% ВВП.

Но тем не менее, ОПЕК, которую неформально возглавляет Саудовская Аравия, не собирается сокращать темпы добычи нефти, а только говорит о наращивании темпов добычи. Аналитики Института Брукингса считают, что таким образом эта страна хочет во что бы то ни стало сохранить за собой место лидера мировой нефтедобычи и часть рынка. Так как другие страны уже готовы занять ее место. И потому, чтобы удерживать конкурентов на расстоянии, нужно продавать нефть еще дешевле.

А среди тех, кто хочет получить место на мировом рынке энергоносителей — и американские мелкие инвесторы, и религиозные лидеры Ирана. Все готовы демпинговать. По данным аналитической компании Wood-Makenzy, за Аравию играет достаточно низкая стоимость добычи нефти на ее территории, по сравнению с Венесуэлой, где инвестора каждый день может ждать принудительная национализация, или Канады, где нужно работать в условиях вечной мерзлоты.

Потому пока Эр-Рияд ищет новые способы получить прибыли и удержать за собой место на нефтяном рынке, мир продолжает тонуть в нефти, которую добывают без остановки, но которая становится все менее нужной экономике.

Если так будет продолжаться, то цены продолжат свое падение и мир постепенно столкнется с кризисом перепроизводства нефти. Это станет сильным ударом для всех сырьевых экономик, которые выживают в основном за счет экспорта энергоносителей или минералов за границу.

Компания на триллионы

Разговоры о возможном IPO компании Aramco сразу всколыхнули мировой финансовый сектор. Этот шаг также, возможно, станет переломным в истории Саудовской Аравии. Тем более, что он может привести к отставке 80-летнего короля Салмана Ибн Абдель Азиза. Его сыновья уже давно претендуют на власть и хотят отправить престарелого отца не пенсию.

"Все прекрасно понимают, что самим наследным принцам уже почти по 50 лет. И вскоре страна может превратиться в Ватикан, где средний возраст правителя не меньше 65 лет", — говорит Питер Мансур из Университете Огайо. По его словам, реформистское крыло среди наследников настаивает на частичной продаже компании. Эти люди также предлагают урезать все субсидии и ввести налог на необязательные вещи, такие как дорогие машины или яхты. Раньше это было немыслимо и коренное население могло позволить себе получать образование в лучших университетах мира за государственный счет. Не говоря уже о том, что в самом начале Арабской Весны, чтобы избежать волнений, всем жителям страны единоразово выдали пособие в размере $1,5 тысячи.

Конечно, все это можно было делать только при достаточно высокой стоимости нефти на мировых рынках. Тем более, что сама Аравия продавала каждый день примерно 10 млн баррелей и потому не испытывала потребности в деньгах.

Теперь же ситуация изменилась. Потому в отношении Aramco и заговорили про IPO. Хотя пока не понятно, как именно это будет делаться. Так как у аналитиков нет даже приблизительных оценок стоимости и списка активов этой компании. Она была одной из самых закрытых в мире. Хотя эксперты считают, что по запасам, по разведанным, она в 14 раз превышает корпорацию Exxon Mobil, которая является самой большой частной энергетической компанией мира. Также Aramco контролирует значительную часть химической промышленности в стране и является работодателем для 57 тысяч человек. Потому ведущие банки уже выстроились в очередь для того, чтобы помочь в размещении ценных бумаг на фондовых рынках. Хотя по мнению экспертов, вокруг этого вопроса идет серьезная борьба в правящей семье и пока не понятно, кто победит. Тем более, что Armaсo занимается также субсидированием инфраструктурного строительства. А когда началась гражданская война в Йемене, то согласилась поставлять правительственным войскам топливо бесплатно.

Но ясно одно: экономика, процветающей некогда Аравии начинает давать сбои. За собой она тянет также прилегающие страны, такие как Бахрейн или ОАЭ. И у них уже нет таких компаний на продажу.

Кругом враги

Простым выходом для стран ОПЕК из ситуации, когда цены падают, было бы снизить уровень добычи и законсервировать месторождения. Этот метод не раз выручал саудидов. Но сейчас он абсолютно не подходит — у них стало слишком много конкурентов, которые готовы получить те $526 млрд, на которые страна продала нефти в прошлом году.

Во-первых, это небольшие компании в США. Именно они при поддержке местных властей сумели провести "Сланцевую революцию". Америка инвестировала в разработку нетрадиционных месторождений нефти и газа более $300 млрд, но добилась добычи нефти на уровне 11 млн баррелей в день. То есть из страны, которая закупала нефть, сама превратилась в импортера. И теперь жаждет потеснить традиционные страны. Тем более, что значительная часть капитала в разработке сланцевых месторождений — кредитная. И сейчас подходят сроки отдавать деньги. Потому неудивительно, что на западном побережье США с такой скоростью строятся несколько больших терминалов для погрузки нефти на танкеры. Американские компании стараются успеть выйти на рынок Китая. Потому если сейчас Аравия уменьшит свою добычу, в США просто нарастят ее.

Во-вторых, Эр-Рияду на пятки наступает Иран. Сейчас Тегеран добывает скромные 6,4 млн. баррелей в день. Когда в США окончательно снимут санкции, то его добыча может вырасти на 500 тысяч баррелей в день только за этот год.

"Иранская промышленность ждет только денег инвесторов, чтобы выпустить на рынки дешевую нефть", — рассказывает Грегори Гаус из Университета Вермонта.

Эксперт считает, что Тегеран согласится допустить частные компании из США и ЕС к управлению своими месторождениями. Возможно этим также продиктовано желание Эр-Рияда продать часть акций Aramсo, чтобы также продемонстрировать свою открытость. Но, тем не менее, дипломаты в Вашингтоне и Брюсселе поставили себе цель снять санкции уже в этом году. И потому Эр-Рияду есть чего бояться.

Тем более, что в последние годы Аравия активно сорила деньгами в политических целях. Она поддерживала любые исламистские группы от Марокко до Бангладеша. Особенно затратными авантюрами были гражданские войны в Сирии и Йемене. Но если в первой саудиды отделались только финансовыми потерями, то во второй приняли непосредственное участие. И теперь понятно, что политические амбиции потребуют больше денег, чтобы радикалы вроде движения Хезболла на начали присягать на верность также не бедному движению ИГИЛ.

Выплывут или утонут

Позиция Саудовской Аравии по сохранению своей доли рынка любой ценой давит не только не цены на нефть, но и негативно влияет на другие страны ОПЕК. Тем более, что развитые страны все сильнее выходят из кризиса и инвесторы стараются инвестировать не в ресурсы, а в фондовые рынки или промышленность. Наконец, Китай, который был потребителем значительной части нефти, замедляет свою экономику и старается больше развивать внутренний рынок. Потому цены еще больше падают.

Если для Саудовской Аравии или ОАЭ даже длительный период дешевой нефти не станет крахом, то другие страны могут почувствовать всю тяжесть нового сырьевого цикла. Нигерия уже сообщает, что падение цен может привести к рецессии и политической нестабильности. А в Венесуэле прогноз инфляции на 2016 год составляет 126%.

Россия вынуждена будет закрыть часть своих месторождений, так как добыча там не выгодна. А вместе с международными санкциями это может привести к серьезному ослаблению рубля.

При этом эксперты Международного Энергетического Агентства ждут в будущем только рост добычи нефти и постепенное понижение цен. Это ударит не только по традиционным странам ОПЕК, но и приведет к банкротству многих сланцевых компаний в США, а также принесет нестабильность в сырьевые страны. Но всем им нужно будет учиться выживать уже в условиях долгосрочного тренда низких цен на нефть.