После НАТО: с уходом американских войск Ближний Восток опять начинает принадлежать террористам

Если радикальные сунниты захватят власть в Ираке, это может стать началом формирования нового халифата на Ближнем Востоке. Что несомненно повлияет на цены на нефть
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

За последние несколько дней сразу две страны оказались под ударом исламских террористов. При этом если рейд на бойцов Талибана на аэропорт Карачи можно расценивать, как простую демонстрацию силы, то захват Мосула и Тикрита в Ираке, многие уже расценивают, как начало чего-то нового.

Оба события показывают насколько слабыми оказались режимы, которые утвердились в Афганистане и Ираке при содействии США и в рамках борьбы с мировым терроризмом. Видимо в этом не помогли даже $1,5 трлн, которые Вашингтон потратил на эти войны с 2001 года. Власти Багдада опять запросили военной помощи и авиаударов по позициям повстанцев, которых они называют террористами. Но если в Афганистане все проще — там правительство действительно воюет с движением Талибан, то Ирак оказался на грани полномасштабной гражданской войны между суннитами, шиитами и курдами.

И эта война может окончательно расшатать стабильность на Ближнем Востоке. По мнению Томаса Лимпана из Колумбийского университета, если в Ираке начнется война, то она легко может перекинуться на Иорданию и даже Саудовскую Аравию. И прогнозируемо приведет к росту мировых цен на нефть. Так после начала активных боевых действий в Ираке, который, по данным ОПЕК, является вторым в мире экспортером нефти, цена на топливо уже выросла почти на 1% и достигла показателя в $113 за баррель марки Brent. Если же война разрастется, то ситуация может стать неуправляемой и цены взлетят до $150-200 за баррель.

Глобально же эти события показывают, что всемирная война с терроризмом окончательно проиграна. Большинство населения США сейчас понимает, что гибель более 10 тысяч солдат и потеря миллиардов долларов, не принесла ощутимого результата. Ближний Восток не стал спокойнее, и демократии там не стало больше.

Кроме того, события в Мосуле могут также означать, что "Арабская весна" также потерпела поражения. Военным режимам удалось подавить протесты и удержаться при власти. Даже в условиях гражданской войны, но им нечего предложить своим гражданам и потому популярность исламского терроризма опять начала расти. Возможно, вскоре мир увидит страны, которые будут управляться революционными лидерами, который исповедуют радикальный ислам. Но до этого Ближнему Востоку нужно будет пережить немало войн.

Парни из ниоткуда

Люди, которые захватили всего за неделю Мосул и Тикрит и обратили в бегство 150-тысячный контингент регулярной иракской армии, выступают под черными знаменами Исламской Организации Ирака и Леванта (ИОИЛ). Долгое время про эту террористическую организацию было мало что известно. Так в 2003 году, когда началось вторжение войск западной коалиции в Ирак, местные ячейки Аль-каиды возглавил Муса аз-Заркави, которого считали правой рукой Усаммы бин-Ладена. Тогда же он начал создавать и новую подпольную организацию радикального толка для борьбы с оккупантами. В 2006-м Заркави был убит в ходе американского авиаудара и активность всех террористических организаций в этой стране существенно снизилась. ИОИЛ продолжала наносить точечные удары виде терактов в шиитских мечетях или ограбления банков на северо-востоке страны, для пополнения своей кассы. Ей также сочувствовали и главы местных общин, которые были недовольны американским ставленником-шиитов Нури аль-Маллики на посту премьер-министра Ирака. За все годы своего правления премьер так и не смог наладить диалога между конфессиями и народностями страны, он больше предпочитал опираться на южные районы, которые были населенны шиитами. Курды и сунниты не могли рассчитывать на государственную поддержку. Хотя к 2011 году, когда Америка приняла решение выводить свои войска из страны, ситуация казалась достаточно стабильной.

"Но потом началась гражданская война в Сирии и Ближний Восток забурлил. В Ираке оказались более 200 тысяч беженцев и многие из них поддерживали радикальный ислам", — объясняет Delo.UA Сара Долин из Council on Foreign Relations. По ее мнению режим в Сирии столкнулась со стандартным противоречием арабского мира, когда в государстве существуют две основные силы — армия и религия. Башар Ассад сделал ставку на армию и потому многие религиозные деятели вынуждены были бежать в Ирак. А вместе с ними бежали и террористы.

Наконец, США и ЕС постоянно оказывали материальную помощь сирийским повстанцам, всего по данным издания Foreign Relations за два года только штаты передали повстанцам товаров на $26 млн. Конечно, в официальной отчетности не упоминается оружие, но эксперты считают, что Вашингтон использует специальный фонд президента для того, чтобы вооружать повстанцев. Понятно, что официальный Багдад не контролирует границу с Сирией, недавно премьер Малики сам признался в этом. И значительная часть американской и европейской помощи шло именно на поддержку ИОИЛ, которых в Вашингтоне называют террористами. "В этом ирония, сейчас ИОИЛ воюет американским оружием против Багдада, который также вооружала Америка", — говорит Омар Ошур из Institute of Arab and Islamic Studies. Эксперт считает, что именно поэтому США так осторожно выделяют деньги сирийцам, во время войны в Ливии, они спокойно передавали повстанцам суммы в десятки раз большие.

Теперь же исламисты спокойно маршируют по Ираку, почти не встречая сопротивления, и намереваются уже на днях быть в Багдаде. Хотя с этим не все так просто.

Армия, нефть и большая игра

Главным и очень неприятным сюрпризом для запада стала полная деморализация вооруженных сил Ирака. Армия, которую тренировали американские инструкторы и которая получает вооружение из штатов бежит перед плохо вооруженными повстанцами. И это несмотря на постоянные заверения официального Багдада, что он сможет контролировать ситуацию в стране и без американских военных. Всего на поддержку армии Ирака в США потратили почти $16 млрд в том числе передавали тяжелую технику и истребители. А теперь Маллики обращается к Бараку Обаме и просит нанести бомбовые удары по позициям террористов, иначе ситуация может стать критической.

По мнению аналитиков, главная причина всех поражений официального Багдада — отсутствие боевого духа у солдат. В ходе захвата Мосула ИОИЛ они бросили технику и оружие и спасались бегством. Хотя в отдельных случаях их было намного больше. Если сейчас правительство не сможет перегруппировать свои силы, то очень скоро террористы войдут в Багдад.

Еще одной очень сложной проблемой остается нефть. ИОИЛ сейчас контролируют более 15% всех месторождений топлива этой страны и могут в любой момент перекрыть стратегический трубопровод, который проходит рядом с Мосулом. Тогда значительная часть экспортных поставок из Ирака будет сорвана. По данным ОПЕК в мае Ирак продавал на мировые рынки 3,3 млн баррелей нефти в день, согласно обновленным прогнозам в июле этот показатель может упасть до 1,7 млн в день. Если это случиться, что мировые цены прогнозируемо пойдут вверх. Так, что правительству Маллики предстоит быстро договариваться с террористами, или выбивать их из северных провинций.

Кроме того, война в Ираке очень волнует его соседей. И тут каждый не прочь сыграть на ней. Для Саудовской Аравии, где правит династия шейхов-суннитов, это шанс убрать шиита-Маллики и предотвратить наметившееся сближение также шиитского Ирана и Ирака. Но в Эр-Рияде не хотят открыто выступать за ИОИЛ, чтоб их не связали с террористами, тем более в случае победы радикалов ситуация в стране может стать неуправляемой. Потому саудиды больше предпочитают помогать деньгами — по неподтвержденным данным в 2013 году они выделили на эти цели $1,5 млрд.

Иран напротив настроен против ИОИЛ, но не хочет и усиления проамериканского Маллики, потому пока будет сохранять нейтралитет. Наконец президент Сирии Башар Ассад также выступает на сторонне официального Багдада, так как окончательная цель террористов создать единое исламское государство на территории Ирака, Сирии и Левана.

Наконец в США трудно реагировать на эти события. С одной стороны понятно, что они не допустят, чтобы ИОИЛ захватили весь Ирак и провозгласили там новый халифат. Если террористы вплотную приблизятся к Багдаду, то можно ожидать ударов с воздуха. Но сейчас Америка не станет ввязываться в полномасштабную войну, так как впереди выборы президента в 2016-м. И американские избиратели выступают против новых войн. А авиаударов может быть недостаточно, и потому Маллики нужно будет справляться самому.

Новая страна

Если ИОИЛ добьется успеха то вполне вероятно, что повстанцы смогут сформировать государство, с режимом, похожим на тот, что существовал в Афганистане до американского вторжения. Тогда Ирак начнет открыто поддерживать повстанцев в Сирии и возможно сможет переломить исход гражданской войны, которая длиться уже более двух лет и унесла 160 тысяч жизней.

Кроме того, такой пример может стать очень важным для других стран, таких как Ливия или Бейрут, где после "Арабской весны" нет политической стабильности. Там радикальные шиитские силы получать новый импульс. Ну и конечно, это будет мощный стимул для движения Талибан взять в свои руки власть в Афганистане, как только войска НАТО в 2016 году покинут эту страну.

В условиях такой нестабильности Ближний Восток уже очень скоро может стать основой для формирования нового халифата, в котором будут править радикальные сунниты. И США и ЕС нужно будет очень постараться, чтобы избежать этого.