Пресс-конференция Путина: основные тезисы о Донбассе, Турции и Сирии

Сегодня президент России Владимир Путин провел очередную пресс-конференцию, которая длилась два часа. Данная конференция проходила в нелегкое для Кремля время — рекордно низкие цены на нефть, пустеющий бюджет и серьезнейший конфликт со страной-членом НАТО. Delo.UA собрало основные заявления Путина по Донбассу, Турции и Сирии

Сегодня в 11-й раз прошла ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина, которую российский эксперт из The Brookings Institution назвала "Кремлевской сессией психотерапии". Во время общения с журналистами были затронуты три основные международные темы — военная агрессия на Донбассе, конфликт с Турцией и операция в Сирии.

Отношения с Украиной

Отвечая на вопрос украинского журналиста, Путин косвенно признал, что на Донбассе есть российские военные, но это не регулярные войска. "Мы никогда не говорили, что там нет людей, которые занимаются решением определенных вопросов в военной сфере. Но это не значит, что там присутствуют регулярные войска", — пытался убедить присутствующих лидер страны-агрессора.

"Люди, решающие какие-то вопросы в военной сфере". То есть, это признание в том, что на Донбассе есть спецназ", — написал российский оппозиционер Алексей Навальный.

Кроме того, Путин заявил о желании обменяться с Украиной военнопленными, но менять не избирательно, а "всех на всех" с учетом задержанных в Киеве (возможно, речь также идет об арестованных на днях российских диверсантах — Ред.). "Нужно спокойно все обсудить и поговорить: нужно освобождать людей, которые удерживаются и силовиками, и ополченцами Донбасса. Обмен должен быть равноценным — "всех на всех", — заявил Путин.

Также президент РФ снова затребовал о собый статус для Донбасса и заявил, что Москва хочет, чтобы вооруженный конфликт на востоке Украины "был разрешен без физической ликвидации людей". "Теперь вот этот самый закон об особом статусе. Он принят Радой? Принят. Там что написано в Минских соглашениях? Через 30 суток ввести в действие, принять постановление Рады. Приняли? Приняли. Но как приняли? Приняли к самому закону еще ст.10, в которой написано, что он будет реально применяться только после проведения выборов. То есть, опять отложили. Это манипуляции", — заявил Путин.

При этом он не комментирует нежелание сепаратистов провести выборы по украинским законам. А согласно Минским соглашениям-II, после этих выборов должен начаться процесс установления контроля над российско-украинской границей.

Также Путин затронул тему сотрудничества Украины с Евросоюзом. По его словам, с 1 января Россию и Украину ждет ухудшение экономических отношений, поскольку заработает Зона свободной торговли Украины с ЕС. "Мы вынуждены принять решение, что с 1 января не будем работать с Украиной как с членом зоны свободной торговли СНГ", — предостерег Путин.

Президент РФ выставил себя жертвой в этой ситуации и заявил, что ЕС пытался вытолкнуть российские товары со своего рынка. "Там (в договоре о ЗСТ с ЕС — Ред.), например, написано: все товары на украинском рынке должны быть подчинены техническим стандартам и нормам технического регулирования Евросоюза. Но наши-то товары пока не отвечают этим требованиям, поймите вы нас. Значит, что вы выбрасываете наши товары с этого рынка", — отметил Путин.

Конфликт с Турцией

Владимир Путин считает власти Турции врагами, пытаясь отделить их от турецкого народа. Он посетовал, что после сбитого самолета нет перспектив наладить отношения на межгосударственном уровне между странами. "Даже где и когда мы говорим "да, мы согласны", сбоку или в спину наносят нам удар, причем по непонятным причинам. Поэтому на государственном уровне я не вижу перспектив", — сказал Путин.

По его словам, поставленные на российскую авиабазу Хмеймим системы ПВО С-400 будут охранять небо Сирии от "турецких провокаций", потому как с нынешними властями Турции "практически невозможно договориться".

"Они что, думали, что мы оттуда убежим, что ли? Россия не та страна... Если Турция там раньше летала и постоянно нарушала воздушное пространство Сирии, то теперь пускай полетают", — угрожал президент РФ.

"Реакция на турецкий сюжет подтверждает намерение Кремля сохранить военно-патриотическую легитимацию власти и функционирование системы в "защитном" режиме. Следовательно, сегодня Турция, а завтра… Впрочем, турецкая пластинка, судя по всему, будет долгоиграющей", — считает эксперт Лилия Шевцова.

Агрессия России в Сирии — просто учения

Путин сравнил российскую агрессию в Сирии с военными учениями, которые не несут значительной нагрузки на бюджет страны. "На нее переориентировали средства, которые предполагалось потратить на учения. Нужно добавить еще немного, но речь не идет о больших суммах….Лучшего учения трудно себе представить — тренироваться там можно еще долго", — пошутил в своей манере Путин.

По его словам, российская операция в Сирии в поддержку правительственных войск будет продолжаться до тех пор, пока сирийская армия будет участвовать в боевых действиях. "Как только мы увидим, что процесс сближения начался, и как только сирийское руководство решит, что пора договариваться, мы не будем пытаться стать большими сирийцами, чем сами сирийцы", — заявил Путин.

Также он заявил, что некоторые политики на Западе обещали, что российские интересы в Сирии будут учтены, имея в виду сохранение военной базы. В то же время он заявил, что постоянно действующая авиабаза России в Сирии не нужна, хотя некоторые в России ему советуют сохранить ее. Он отметил, что на содержание авиабазы нужно затрачивать немало средств, поэтому рассматривается возможность создания в Сирии временного пункта базирования.

"Зачем нам держать все под контролем? У нас не было ракет средней дальности. Теперь есть такие ракеты на подводных лодках и на самолетах: одна 1,5 тысячи км, вторая — 5 тысяч км. Если кого-то надо достать, то мы и так достанем", — заявил Путин.

Президент РФ сказал, что в принципе поддерживает позицию США по Сирии. Именно этот вопрос обсуждался во время недавнего визита госсекретаря Джона Керри в Москву. Хотя такая позиция Кремля может не всем в Сирии понравиться, предостерег Путин.

"Это подтверждение о "мягкой капитуляции": из Сирии нужно уходить и Асада нужно сдавать", — прокомментировал украинский блогер Олег Пономарь.