Прибалтика: Экономические вызовы для маленьких

Как небольшие страны Балтии смогли отойти от наследия СССР и одними из первых в ЕС выйти из экономического кризиса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С 1 января 2015 года Литва отказалась от собственной валюты, став последней из стран Балтии, перешедших на евро. Таким образом, все балтийские страны стали полноправными членами Евросоюза и теперь могут стать амбициозными конкурентами стран Бенилюкса.

Более того, в прошедшем году они смогли преодолеть долговой кризис, хотя многие в далеком 2007 году предсказывали им скорый крах. "В тот период объем кредитования рос на 36% ежегодно, дефицит бюджета достиг 18% ВВП, а инфляция — 10%. Когда европейский банковский сектор рухнул, то все ожидали, что небольшие страны Балтии незамедлительно попросят экономической помощи от Евросоюза", — вспоминает в разговоре с Delo.UA Питер Павлак из European Union Institute for Security Studies. Однако этого не случилось, так как они смогли быстро найти меры по экономии и убедить население в стабильности банковской системы.

Следует сказать, что все экономические преобразования в странах Балтии как в период после независимости, так и в посткризисные времена, во многом стали возможны благодаря поддержке своего правительства населением. Аналогичную ситуацию мы наблюдали и в 2015 году, когда Россия ввела эмбарго на поставку продуктов из Евросоюза, которое больнее всего ударило по Прибалтике и Польше. Но в отличие от Варшавы, которая тут же начала просить у Европы денежную компенсацию в обмен на поддержку общей внешней политики, прибалтийские республики быстро переориентировались на европейских потребителей. Да, для этого им пришлось поднять качество продукции, но в итоге санкции не нанесли такого разрушительного удара по экономике этих стран.

В развитии стран Балтии можно выделить несколько периодов. Первый — преодоление наследия СССР и переход к либеральной экономике. Второй — подготовка к членству в ЕС и выживание в условиях растущей конкуренции и оттока рабочей силы. И, наконец, посткризисный этап, которой характеризуется политикой ограничения расходов и фокусом на инновациях. Но в любой из этих периодов Литва, Латвия и Эстония показывали пример того, как реформы, если их проводить планово, могут привести к экономическому росту даже в самые сложные времена.

От планов к спросу

После того как прибалтийские республики обрели независимость, МВФ в своем докладе отметил, что они вряд ли смогут продемонстрировать значительный экономический рост. Главным аргументом Фонда было то, что экономики этих стран слишком зависимы от России, в частности в энергетической сфере, а также имеют устаревшую промышленность и инфраструктуру.

Однако власти трех республик сделали ставку на несколько важных реформ. Во-первых, они ввели равные для всех условия инвестирования и сделали свою экономику открытой. Это привело к значительному притоку денег из-за рубежа, так как производственная база, доставшаяся Прибалтике от советского прошлого, еще не успела окончательно устареть, а условия ведения бизнеса были лучше, чем в других странах. Кроме того, рынок рабочей силы в этих странах был более гибким, что давало возможность инвесторам развивать здесь бизнес.

Вторым важным шагом стало урезание расходов на госаппарат. Литва, Латвия и Эстония взяли за основу доктрину Северной Европы, которая включает в себя небольшой кабинет министров, состоящий из профессионалов, а не политиков. С 1995 года расходы на исполнительную власть в Эстонии сократились на 56% и продолжают снижаться.

В-третьих, все республики сделали прозрачной свою банковскую систему. Результатом стал приход в страны Балтии скандинавских банков. В результате это (и тот факт, что дефицит бюджета не поднимался выше 30% ВВП, а правительство сдерживало рост инфляции) помогло сформировать стабильную банковскую систему.

Отдельно стоит отметить реформы в энергетической сфере. В 90-х страны Прибалтики были ориентированы на поставки газа из России, но когда Москва начала использовать это как рычаг для политического давления, Прибалтика незамедлительно начала реформы в данной сфере. "Реформы проводились в двух направлениях: энергосбережение (когда растущие счета на коммунальные услуги вынуждали домохозяйства экономить на отоплении), а также создание альтернативных источников энергии, таких как добыча нефти на шельфе и строительство собственных электростанций в сфере альтернативной энергетики", — отмечает Ари-Веико Антироико из университета Тампере. Более того, когда Россия впервые отключила газа Латвии, власти страны заявили, что готовы потерпеть, но не пойдут на уступки.

Указанные реформы помогли странам Балтии построить открытую и стабильную экономику. На руку им сыграло и то, что когда этот процесс завершился, в Европе начался кредитный бум и многие банки и инвестиционные компании искали новые рынки. В результате накануне вступления в ЕС экономики прибалтийских республик росли в среднем на 10% в год.

[graph_779]

Союз конкурентов

В 2004 году страны Балтии вступили в ЕС. И сразу же их экономики столкнулись с серьезными вызовами, которые им были неведомы ранее, ведь они оказались маленькой частью очень большого механизма, работа которого не была до конца отлажена.

Первым вызовом стал отток рабочей силы. По данным Eurostat, за первые пять лет членства в ЕС более 10% населения покинуло Эстонию и Латвию. Основной поток мигрантов пришелся на Германию и страны Скандинавии, ведь зарплаты там были на 30% выше.

Кроме того, значительная часть предприятий, которые раньше были монополистами на рынках этих стран, столкнулись с конкуренцией со стороны больших компаний из других стран ЕС, что привело к закрытию многих прибалтийских компаний. Одновременно с этим Северный Банк, созданный странами Балтии, начал программу перепрофилирования промышленности на более перспективные экспортные отрасли. Именно в этот период основными направлениями экспорта, помимо традиционных стран ЕС, стали также и восточные соседи, в частности Россия, которая благодаря растущим ценам на нефть могла позволить себе закупать больше промышленных товаров. Учитывая, что они были высокого качества и стоили меньше чем аналоги из стран Западной Европы, прибалтийским компаниям было несложно завоевать российский рынок.

Наконец, членство в ЕС привело к росту прямых иностранных инвестиций в республики. К 2010 году, по данным МВФ, для Эстонии этот показатель составил 84,1% ВВП. К тому же во всех республиках определились лидеры по инвестированию. В Эстонии это была Финляндия, в Латвии — Нидерланды, в Литве — Польша. В результате, государства региона и начали ориентироваться на разных лидеров ЕС. Латвия стала ближе к Польше и ее союзнице Германии. Берлин и Варшава помогали Вильнюсу отстаивать свои интересы в Брюсселе. А Таллин и Рига больше тяготели в сторону Скандинавии, которая реализовывала свою политику в ЕС с помощью коалиции небольших стран.

Все три республики переживали приток кредитного капитала, который, казалось, никогда не закончится. Но наступил 2008 год, и международный экономический кризис внес свои коррективы в их развитие.

Рецепт восстановления

В начале 2010 года экономики прибалтийских республик начали падать, что было характерно для многих стран ЕС. Особенно больно кризис ударил по странам, которые вступили в ряды Евросоюза не так давно. Дело в том, что с помощью дотаций из Брюсселя они серьезно подняли социальные нормы, но не успели сбалансировать экономику. Так, в Эстонии к 2008 году реальные зарплаты выросли на 50% за 3 года. И пока финансов хватало, особенно кредитных, на это мало кто обращал внимание, но когда рынки обвалились, деньги закончились.

Помимо программы полной экономии, которую ввел ЕС, больно ударила по небольшим странам Балтии и новая стратегия импортозамещения США, на которые приходилось более 20% экспорта стран Балтии. В результате к 2011 году ВВП всех трех стран Прибалтики практически прекратил рост.

Тогда в Литве, Латвии и Эстонии запустили программу экономии, урезав финансирование госаппарата, а также стимулировали внутренний спрос для того, чтобы уйти от кредитного развития экономики и ориентации на экспорт.

К 2013 году эти меры принесли первые результаты и экономики стран Балтии продемонстрировали рост на 1,5% в год. Но вскоре Россия, в которую шла значительная часть прибалтийского экспорта, ввела эмбарго, что помешало восстановлению экономики этих стран. Помимо этого, агрессивная политика Москвы привела к тому, что республикам Балтийского региона пришлось задуматься о росте обороноспособности. Да, конечно, они являются членами НАТО, но Альянс не будет решать проблемы их внутренней безопасности, потому расходы на оборону постепенно растут. Однако в условиях новой политики ЕЦБ по стимулированию промышленности много инвестиций в этот сектор пришло с открытых рынков, и потому все ждут стремительного восстановления "прибалтийских тигров", что докажет жизнеспособность модели экономики с низкими расходами на госсектор, открытостью для иностранных инвесторов и либеральными подходами к монетарной политике.