Референдум о независимости: сможет ли Курдистан выйти из состава Ирака

Референдум о независимости: сможет ли Курдистан выйти из состава Ирака
По предварительным подсчетам, более 90% жителей Иракского Курдистана 25 сентября высказались за отсоединение региона от Ирака. Что означают такие результаты и чем они обусловлены?

Народ курдов насчитывает до 45 млн человек, в основном компактно проживающих на территории, известной как Курдистан. Эта территория охватывает регионы Сирии, Турции, Ирака и Ирана. Курды не имеют собственного государства и, соответственно, исключены из систем принятия решений. Считается, что именно иракские курды имеют больше всего возможностей заявлять о правах на автономию. В Турции и Иране местная власть не проявляет энтузиазма в отношении прав меньшинств, а в Сирии продолжается война. Между тем, именно сейчас экономико-политическая ситуация в Ираке складывается скорее в пользу курдов.

Еще со времен падения режима Саддама Хусейна Иракский Курдистан небезосновательно сохраняет имидж одного из самых безопасных и богатых мест во всем регионе. Большие запасы нефти и инфраструктура, позволяющая им торговать с соседями (в основном Турцией) существенно улучшают благосостояние.

На протяжении всей жестокой борьбы с ИГИЛ в Ираке курдские военные формирования демонстрировали, что они — одни из самых боеспособных. Поэтому иракские власти неоднократно намекали на расширение автономии для курдов. Но когда конфликт с ИГИЛ в Ираке пошли на спад, власти страны быстро забыли о своих обещаниях и не слишком радушно приняла попытки провести референдум в пользу независимости. На данный момент в Курдский автономный регион (официальное название Иракского Курдистана) официально входят четыре провинции, однако де-факто местная курдская власть контролирует и посягает на значительные территории, официально ему не принадлежащие, в частности богатые нефтью окраины города Киркук.

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади вряд ли просто так распрощается с перспективами переизбрания: ведь никто не проголосует за человека, который потерял кусок территории. Аль-Абади отчаянно сопротивляется референдуму, называя его антиконституционным. Он даже попытался заменить одного из губернаторов в спорном регионе. Однако в Багдаде прекрасно понимают, что почти не имеют реальных рычагов влияния на курдов. Собственно, основной фактор, которому Ирак все еще обязан своей территориальной целостности — это сопротивление соседних стран и низкая вероятность того, что новое государство признают на международном уровне.

Учитывая ситуацию в регионе, референдум — не просто внутреннее дело Ирака, так как он затрагивает интересы сразу нескольких стран, в основном Турции и Ирана. Обе страны в этом смысле имеют похожую ситуацию: обе имеют значительные экономико-политические интересы в Ираке, и наличие мятежных настроений в соседней стране им на пользу. Однако и в Иране, и в Турции проживают большие курдские меньшинства, которые тоже могут потребовать расширения автономии.

Соседи хотят стабильности

Турция, скажем, оказалась в двоякой ситуации. С одной стороны иракские курды для Анкары — удобная преграда для потенциальных угроз с юго-востока. К тому же, тесные экономические связи помогают туркам оказывать давление на курдскую администрацию Иракского Курдистана и контролировать одну из двух основных партий автономии — Демократическую партию Курдистана (на другую партию — Патриотический союз Курдистана — сильное влияние оказывает Иран). Таким образом расширение автономии или даже независимости Иракского Курдистана позволит еще эффективнее влиять на потенциальное будущее правительство, требуя, например, прекратить поддерживать турецкую Рабочую партию Курдистана.

С другой стороны, для курдов в самой Турции — в частности для Рабочей партии — референдум в Ираке может стать прецедентом. Дело в том, что с тех пор как Эрдогана выбрали премьером, а впоследствии и президентом Турции, внутренний диалог сворачивается, а обещания курдам забыты.

В нынешнем правительстве Ирака сильное шиитское лобби, которое может влиять на шиитское же правительство аль-Абади. Для Ирана этот референдум — в первую очередь способ усилить собственное влияние и расставить лояльных людей на ключевые должности в случае, если переговоры иракского премьера с курдами провалятся. Более того, шииты могут сыграть на слабости и страхах иракских суннитов, многие из которых проживает на спорных между Ираком и курдской автономией территориях.

Однако независимый Иракский Курдистан разрушит иранские планы на стабильную газотранспортную систему. Конкуренты, в частности "Роснефть", уже радостно ухватились за такую ​​возможность и стали вкладывать деньги в Курдистан. Тегеран грозит перекрытием границы с Курдской автономией и призывает соседние страны прекратить покупать курдскую нефть. Такие призывы направлены преимущественно бедной нефтью Турции, которая предоставляет свой трубопровод курдам.

Хотя правительство Сирии и не оказывает значительного влияния на ситуацию, но высказывается осторожнее, чем официальные Турция и Иран. Хотя очевидно, что и Дамаск предпочел бы сохранение территориальной целостности Ирака в условиях нестабильности в регионе. Не в последнюю очередь такая осторожная позиция продиктована тем, что местные курды, проживающие в регионе Рожава, прохладно относятся к идее референдума, но именно они сейчас находятся на передовой борьбы с "Исламским государством". В условиях приобретения независимости иракскими курдами Рожава лишится всяких надежд на свою автономию: ей придется согласиться на патронат иракской автономии или искать поддержки где-либо. В условиях, когда многие аспекты в управлении Рожавой и Иракским Курдистаном отличаются, сирийские курды не особо в восторге от таких перспектив.

Референдум без иностранных наблюдателей

Не в восторге от референдума и многие западные страны: США и Великобритания, хотя им и на руку признание независимости Курдистана, просили "отложить" референдум. Официальная миссия ООН в Ираке отказалась наблюдать за голосованием.

В таких условиях важно понимать, что референдум не станет голосованием о немедленной независимости. Это скорее просто этап политического диалога между Багдадом и столицей Иракского Курдистана Эрбилем. Инициация референдума в первую очередь демонстрирует (причем и правительству Ирака, и правительствам соседних стран), что попытки игнорировать потребности курдского меньшинства могут привести к сепаратистским настроениям.

Соответственно, далеко идущих последствий самого референдума ожидать не стоит.

Несмотря на то, что местное население широко поддерживает идею выхода из состава Ирака, сами курдские партии вряд ли попытаются нарушить баланс сил в парламенте автономии. Для того чтобы Курдский автономный регион мог выйти из состава Ирака, одной партии надо сосредоточить в собственных руках большинство рычагов влияния — без такого преимущества выработать четкий внешнеполитический курс почти невозможно. Важно понимать и то, что желание независимости само по себе продиктовано скорее хаосом вокруг.

Однако, если выход из состава Ирака таки случится, то, вероятно, повторится сценарий Южного Судана, провозгласившего независимость после референдума. Однако тогда жертв избежать не удалось. Для соседей выгодна автономия иракских курдов. Конфликты и распад Ирака при таком сценарии помешают многим экономическим планам и усилят этнические конфликты. В результате Иракский Курдистан окажется в изоляции без друзей в нестабильном регионе, и без существенной поддержки в мире.

Для Ирака вопрос территориальной целостности чрезвычайно принципиальный: на территории Курдистана находится примерно 60% запасов нефти в стране, а именно нефть — один из основных источников наполнения бюджета. Если за район Киркук, за который сейчас идут между центральным правительством Ирака и курдскими провинциями, начнется открытая борьба, то вряд ли ее будут вести исключительно политическими методами.