Сбитое партнерство: что ждет отношения Турции и России после Су-24

Инцидент с российским истребителем не только подчеркнул разницу позиций Анкары и Москвы по сирийскому вопросу, но и поставил под серьезную угрозу дальнейшие взаимоотношения Турции и России. До войны, правда, не дойдет, уверены эксперты
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Запрет полетов, угроза разрыва дипломатических отношений, созыв Совета Безопасности ООН и призывы политиков пойти на Турцию чуть ли не крестовым походом из России: так отреагировали российские власти и общество на новость о том, что турецкий истребитель F-16 сбил российский военный самолет, вторгшийся в воздушное пространство Турции.

Примечательно, что сразу после случившегося 24 ноября утром инцидента в Анкаре заявили, что не знают, чей и какой именно самолет попал под ракетный обстрел. Шла речь даже о беспилотнике, который залетел со стороны Сирии. Но под вечер вчерашнего дня в Минобороны подтвердили, что это был фронтовой бомбардировщик Су-24, который вошел в воздушное пространство Турции, был несколько раз предупрежден и потом сбит ракетой. Эту информацию сразу же подтвердили и в Москве, заявив, что "ответ на этот шаг будет крайне резким и адекватным".

Заклятые враги

Череда взаимных обвинений, прозвучавшая со стороны обеих стран за последние сутки, явно не поспособствовала восстановлению "подбитых" дипотношений. Хотя эксперты отмечают, что страны давно идут разными дорогами и только декларировали "дружбу народов".

Война в Сирии, которая уже втянула Турцию в свой ход, и все больше втягивает Россию, может окончательно испортить отношения между странами.

И даже оглашаемые Россией намерения построить через территорию Турции газопровод "Турецкий поток" теперь кажутся не более чем пустыми обещаниями.

"Многие уверены, что никакого нового потока не будет. Когда проект трубопровода по дну Черного моря свернули, то нужно было отвлечь общество от этого провала анонсом нового проекта. Но ведь строить его совсем не обязательно", — считает Марк Харрисон из Centre on Competitive Advantage in the Global Economy. Тем более, что низкие цены на нефть приводят к тому, что строить новые нефте- и газопроводы невыгодно. Потому Москва уже отказалась от этой идеи.

С другой стороны, Анкару и Россию все больше засасывает воронка Сирийской войны, но их интересы в этом конфликте диаметрально противоположны. Если Москва считает Башара Ассада законным президентом, то Турция требует его отставки и суда над ним. Тем более, Анкара уже почти год была главным двигателем международной коалиции против ИГИЛ. И под борьбу с терроризмом подводила также и усмирение курдов на своей территории. Теперь же ее потеснили с этого места — Россия начала активно воевать с исламистами. И потому оправдывать рейды против курдов все сложнее.

Наконец, Москва видит в Турции угрозу своему доминированию на Кавказе и в Средней Азии. Не секрет, что Анкара хочет сплотить вокруг себя все тюркское население, а нынешние лидеры Турции намного более религиозны, чем их предшественники. Многие в России считают, что сам ИГИЛ вырос при попустительстве Турции, которая хотела так побороть режим Ассада.

Но главное, что инцидент с самолетом опасен даже не реакцией властей, а взаимной истерией в обществах двух стран.

Тем более, что обострение отношений между Западом и Россией привело к тому, что все участники инцидента смотрят друг на друга с недоверием. По мнению большинства экспертов, сбитый самолет не приведет к реальной военной или дипломатической войне между странами, но может стать первым в череде новых кризисов.

50 оттенков диктатуры

Когда, примерно, год назад США решили создать международную коалицию, Турция сразу присоединилась к этому движению. Еще в 2011 году, когда в арабских странах начались волнения, Анкара негласно поддержала оппозиционные силы, тогда еще они представляли собой продемократический лагерь. "В мусульманском мире существовало две системы правления — светские диктаторы и чиновники, которых поддерживали религиозные лидеры. Турция все больше склонялась к умеренному исламизму, в то время как Ассад постоянно подавлял оппозицию, в том числе и религиозную", — комментирует delo.ua Питер Мансур из Университета Огайо. Потому неудивительно, что Анкара сразу поддержала оппозицию. И когда началась гражданская война, то тайно спонсировала Демократический фронт, который распался на несколько движений.

Тем более, что под прикрытием борьбы с террористами Турция могла активно бомбить позиции курдов в Сирии. За несколько лет этот народ сумел укрепиться в Ираке и создать там свое полуавтномное государство. Поначалу США сделали ставку на курдов в борьбе с ИГИЛ и поставляли им вооружения. Когда же стало понятно, что исламистов так просто не сломить, то с помощью курдов Запад хотел сдержать их продвижение в другие страны. Но для турок это значило, что курды, которые уже много лет стремятся создать свою страну на их территории, готовы начать полномасштабную войну.

С другой стороны, Россия с самого начала конфликта поддерживала Башара Ассада.

Москва понимала, что брошенный всеми диктатор остается ее чуть ли не единственным преданным союзником на Ближнем Востоке. Иран, на который возлагали надежды в Москве, был слишком независимым игроком и не хотел принимать заступничество Кремля.

Тем более, что Сирия предоставила российскому флоту в аренду свою базу на Средиземном море. Потому осенью 2013 года Россия спасла Ассада от международного вторжения, после того как в гражданской войне стороны применили химическое оружие. Тогда Владимир Путин придумал план, по которому Дамаск отдаст все свои запасы отравляющих веществ и международных санкций не будет.

После решения начать военную операцию против ИГИЛ, Россия, по мнению экспертов, еще теснее начала взаимодействовать с армией Ассада. По данным аналитической службы НАТО, сейчас Россия бомбит не только позиции ИГИЛ, но и повстанцев, которых поддерживает Сирия. Потому многие эксперты еще несколько месяцев назад говорили, что столкновения двух стран — только вопрос времени.

Российско-Турецкая..?

После инцидента с самолетом Россия однозначно усилит свое военное присутствие на Ближнем Востоке. В Сирию уже начинают перебрасывать ракетные зенитные комплексы. Тем более, российское общество поддерживает эти шаги. Если до атаки на самолет большинство россиян выступало против наземной операции на Ближнем Востоке, то теперь ситуация может поменяться.

Отношения между Анкарой и Москвой прогнозировано портятся. По мнению профессора Института Анатолии Гокхана Бачика, сирийская война, которая стала уже привычной для Турции, постепенно затягивает в себя и Россию. "Но в этом конфликте две страны стоят по разные стороны. А учитывая противостояние России и Запада, это становится еще более опасно", — говорит эксперт. По его мнению, вопрос тут даже не в том, что Турция остается членом НАТО и альянс обязан защищать ее территориальную целостность. Никто не говорит о военных действиях России против Турции или глобальной войне сейчас. Но дороги двух стран все больше расходятся, и в итоге их интересы могут столкнуть их в борьбе на Ближнем Востоке.

Тем более, Москва считает, что Анкара ответственна за рост радикального исламизма на Северном Кавказе. А после взрыва российского самолета над Синайским полуостровом, угроза терактов стала очень вероятной. Если раньше Россия пыталась направить своих боевиков в ИГИЛ, то теперь сами исламисты призывают не ехать к ним, а взрывать бомбы в Москве.

Сейчас дипломатический кризис между Турцией и Россией продолжает развиваться. Хотя эксперты уверенны, что далеко он не зайдет, так как России нужна будет любая помощь на Ближнем Востоке. Но вскоре такие инциденты могут повториться и тогда последствия будут намного тяжелее, учитывая настроения в российском обществе и постоянные дипломатические импровизации Кремля.