Семь лет после Смоленской катастрофы: что известно о причинах трагедии

После смены власти в Польше в 2015 году в этой стране решили все-таки найти вину россиян в Смоленской катастрофе. Сейчас подкомиссия по расследованию трагедии считает, что российские диспетчеры неправильно направляли самолет с президентом Польши на борту, хотя перед этим российский Ил-76 они отправили на другой аэродром
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В подкомиссии по расследованию Смоленской катастрофы заявили, что Ту-154М начал разваливаться еще в воздухе, прежде чем он врезался в землю.

"Теперь мы точно знаем, что самолет развалился в воздухе", — заявил глава подкомиссии Вацлав Берчинский, передает tvp.info.

"Мы тщательно проанализировал переговоры пилотов. Распад самолета начался задолго до взлетно-посадочной полосы. Его части разбросаны на десятки метров, прежде чем упасть на землю", — рассказал он.

Сегодня в Польше должны представить фильм о Смоленской катастрофе, из которого следует, что самолет с Качиньским на борту начал распадаться за 900 метров до ВПП, пишет польское издание Onet.pl. По мнению членов подкомиссии, польский Ту-154 неправильно направили диспетчеры аэропорта "Северный".

"В фильме показана траектория полета российского Ил-76МД, который несколько минут до посадки польского самолета дважды неудачно заходил на посадку в Смоленске, после чего улетел на запасной аэродром из-за плохих погодных условий. Траектория обоих самолетов — польского и российского — по мнению подкомитета, сильно отличается, что должно свидетельствовать об умышленном введении в заблуждение польских пилотов", — пишет польское издание.

Обстоятельства Смоленской катастрофы с апреля 2016 года расследует специальная группа прокуроров Национальной прокуратуры. Ранее Военная прокуратура в Варшаве обвинила двух диспетчеров из Смоленска (до сих пор обвинения им не предъявлено) и двум сотрудникам расформированного после катастрофы 36-го специального воздушного транспортного авиаполка, который занимался перевозкой VIP-ов в стране.

За информацией TVN24, в понедельник прокуратура сообщила, что сформулировала новые обвинения против двух российских диспетчеров и третьему лицу, находившемуся в башне управления во время катастрофы в Смоленске. Их подозревают в намерении привести к авиакатастрофе.

В сентябре 2016 года эксперты комиссии, которая расследует обстоятельства Смоленской трагедии, заявили, что записи "черных ящиков" самолета были сфальсифицированы, а многие документы по этому делу скрыты. Российские исследования причин аварии указывают на несчастный случай, вызванный плохой погодой и ошибкой пилота.

Один официальный рапорт по трагедии

Пока есть только один официальный документ о Смоленской катастрофе — рапорт, подготовленный комиссией Ежи Миллера в 2011 году. Документ на 328 страниц и пять дополнений рассказывает, как и почему произошла авария. Не указано в нем только конкретной причины и фамилии виновных.

Члены комиссии также подчеркивают, что ни регистраторы звука, ни параметры полета не подтверждают предположение взрыва на борту самолета. В своих выводах комиссия Миллера указала следующие причины катастрофы: заход на слишком малую высоту, чрезмерная скорость снижения и погодные условия, которые не позволили визуальный контакт с землей, что привело к опоздавшему решению идти на второй круг.

"Это привело к столкновению с препятствиями на местности, оторвалось левое крыло с элеронами, и как следствие к потере контроля над самолетом и столкновению с землей".

В докладе перечислены шесть основных факторов, которые, по мнению экспертов, привели к катастрофе, и восемь обстоятельств, способствующих ей. Среди них: отсутствие контроля высоты с использованием барометрического высотомера, отсутствие реакции экипажа на сообщения PULL UP или передача руководителем зоны посадки в Смоленске экипажу информации о правильном положения самолета относительно ВПП и курса, что могло подтверждать убеждение экипажа о правильном заходе на посадку (хотя самолет находился за пределами допустимых отклонений).

Напомним, 10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли президент Польши Лех Качиньский с супругой и 86 членов правительственной делегацией, а также члены экипажа.