Шесть лет после Смоленской трагедии: в Польше создали новую комиссию и обвиняют предыдущие власти в сокрытии документов

В Польше около месяца работает новая комиссия по расследованию Смоленской авиакатастрофы, созданная новой властью (сейчас в Польше руководит партия Право и Справедливость, лидером которой был погибший президент Лех Качиньский). Новых документов они не обнаружили, но уже успели сделать ряд громких заявлений

Министр обороны Польши Антони Мацеревич, который руководил парламентской группой по выяснению причин Смоленской катастрофы, заявил, что власти страны имели фотографии с авиакатастрофы под Смоленском и укрывало их от народа.

Перед этим новый глава подкомиссии, созданной Минобороны Польши для повторного расследования обстоятельств Смоленской трагедии, Вацлав Берчинский (член ICAO) сказал, что "с большой вероятностью, почти с уверенностью, можно утверждать, что самолет развалился в воздухе". "Фотографии показывают раскиданные части (самолета — Ред.) в значительном отдалении перед березой, которая, как заявлялось, должна была поломать крыло "Туполева", — отметил Берчинский.

Мацеревич к этому додает тот факт, что последний сигнал электрооборудования самолета был на высоте 15-18 м.

Глава комитета по расследованию несчастных случаев в гражданской авиации и бывший член комиссии Миллера Мацей Ласек опровергает заявления Берчинского. По его мнению, слова о распаде самолета в воздухе не подтверждаются как осмотром членами польской комиссии, так и информацией прокуратуры.

Мацеревич в ответ заявил, что были разные фотографии от 10 апреля, и некоторые из них власти страны скрывали перед общественностью и Сеймом. "Это скандал, так как те фотографии позволяют указать на мошенничество, которое совершила российская комиссия и которые были повторены комиссией Миллера (Ежи Миллер, глава МВД, с 28 апреля 2010 руководитель комиссии авиакатастрофы в Смоленске)", — уверяет действующий министр обороны Польши.

В связи с этим Мацеревич заявляет, то рапорт Миллера был сфальсифицирован, а нести ответственность за это должен также и Дональд Туск (премьер-министр, с декабря 2014 года — председатель Европейского совета).

В ответ на эти слова Лясек отметил, что все фотографии, которые не были включены в доклад комиссии Миллера, были опубликованы на сайте faktysmolensk.gov.pl, который в свою очередь был закрыт после прихода к власти ПиС.

Напомним, 10 апреля 2010 года вблизи военного аэродрома под Смоленском разбился самолет Ту-154 вместе с президентом Польши Лехом Качиньским. На борту находились его супруга, представители высшего руководства Польши и общественные деятели, направлявшиеся на памятные мероприятия в связи с 70-летием Катынской трагедии. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли.

Проведенное Россией расследование установило, что причиной крушения стало непринятие экипажем самолета польского президента решения об уходе на запасной аэродром в условиях плохой видимости, а также отсутствие должной реакции и действий экипажа при многократном срабатывании предупреждения и команды системы раннего предупреждения о сближении с землей.

Польская следственная комиссия по смоленской авиакатастрофе заявила, что ее причиной было то, что самолет опустился ниже минимально допустимой высоты в условиях, которые не позволяют установить зрительный контакт с землей, и опоздание с уходом на второй круг. В результате самолет зацепился левый крылом за березу и ударился о землю. Однако новое правое правительство Польши вновь открыло это дело. Многие сторонники новых властей полагают, что Россия могла быть причастна к аварии.