- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Не покемонами едиными: как украинцы зарабатывают на дополненной реальности
Рынок дополненной реальности (Augmented Reality) является одним из самых новых и в то же время динамично развивающихся в мире. Так, по данным исследовательской компании IDC, ежегодные темпы роста этого рынка превышают 150%. И это не удивительно, ведь основными игроками на нем являются крупнейшие технологические компании мира — Microsoft, Apple, Facebook. По прогнозам аналитиков, к 2021 году объем рынка может достигнуть $200 млрд.
Доход от потребительских мобильных приложений AR к 2022 году может вырасти до $15,5 млрд. В этом сегменте одним из лидеров в ближайшие годы может стать компания Apple, которая несколько месяцев назад запустила инструмент ARKit для разработчиков сервисов на основе AR.
Одной из ярких вспышек на мировом рынке стала компьютерная игра Pokemon Go, релиз которой состоялся в июле 2016 года. Проект стал очень успешным для его создателей, компании Niantic. Игру на свои устройства загрузили по меньшей мере 100 млн пользователей, а своим создателям она принесла $400 млн.
А каково место Украины и ее разработчиков на мировой карте дополненной реальности? Delo.UA пообщалось с Антоном Потихой, основателем стартапа Arbrowser, который разрабатывает сервис для продаж и промо товаров с помощью AR, чтобы выяснить как в нашей стране можно заработать на дополненной реальности.
Из пиара в дополненную реальность
Антон Потиха занимался связями с общественностью, работал в крупной промышленной компании с заводами в Донецкой и Луганской областях. Во время кризиса 2008-9 годов у него возникла дилемма — переезжать работать в Донецк или оставаться в Киеве. "Я выбрал оставаться в Киеве, мне нужно было искать себя, новое применение. Так появился мой первый интернет-проект", — рассказывает Потиха. Первым стартапом предпринимателя стала организация онлайн-выставок. Его команда даже сумела привлечь инвестиции, однако достичь особых успехов не удалось — инвесторы были из строительной сферы, которой особенно коснулся кризис. К тому же, как отмечает предприниматель, в 2009 году не было такого уровня технологий. Позднее, в 2014 году, проект все же реанимировали, было проведено ряд совместных онлайн-выставок с Индией, Китаем, "но дальше он не пошел". "Все-таки люди любят общаться на выставках тет-а-тет больше, чем в интернете. Хотя посетить выставку в Китае с помощью интернета гораздо быстрее, проще, выгоднее", — отмечает Потиха. И добавляет, что, возможно, в будущем его команда вернется к этому проекту.
Еще одним проектом стартапера стал сайт "КупиСкидку", появившийся на волне скидочных веб-ресурсов. Компания привлекла инвестиции, помимо Украины работала в Грузии, Молдавии, Азербайджане. Позже Антон вышел из проекта, продав долю в этом бизнесе.
"Мы сели с ребятами и начали думать, что мы дальше будем делать. В 2016 году мы поняли, что хочется делать что-то интересное и технологичное. Хотели попробовать работать с голограммами, но на сегодняшний день это технически невозможно в том виде, в котором мы хотели. Выбор пал на дополненную реальность, потому что это та же голограмма, но только с использованием специального вооруженного взгляда. Сегодня это смартфон, через год-два — это будут очки", — рассказывает предприниматель.
По следам ИКЕА
Первой идеей команды стартапа, получившего название Arbrowser, был рекламный инструмент с изображением дополненной реальности. "Как это работает? При наведении камеры телефона на любое изображение, например, логотип компании, подгружается дополнительная информация о ней — анимация, фото, видео, текст, акционные предложения. Например, можно внести код под крышечкой, не прибегая к отправке SMS. Для этого нужно просто навести телефон на этикетку и прямо в дополненной реальности ввести код и отправить", — рассказывает Потиха. Стартап начал развивать эту идею, создал демо-версию, получил положительный фидбек от рекламных агентств. В частности, пилотный проект компания реализовала с рекламным агентством TMGU (Target Media Group Ukraine ).
Далее в компании начали создавать свой продукт на основе технологии ARKit, ранее представленной Apple. С ее помощью можно разместить виртуальные объекты в реальном отображении. Например, можно увидеть, как будет выглядеть мебель и техника в конкретном интерьере. "Мы сделали демо-версии приложений и начали их предлагать магазинам мебели, обуви, одежды. И все говорили, что им это интересно", — рассказывает стартапер.
Как отмечает Потиха, по статистике около половины онлайн-покупателей при покупке товаров хотят понимать реальный размер товара, который они приобретают. При этом около 20% ошибаются при выборе. "Мы начали разработку платформы, которая позволяет продавцам, производителям товара с помощью нашей платформы создавать свои каталоги с товарами, и пользователь сможет увидеть товар в реальном размере", — рассказывает стартапер.
Потенциальными клиентами такой платформы могут быть как онлайновые, так и офлайн магазины, поскольку из-за ограниченной площади клиенты не могут ознакомиться со всеми доступными вариантами вживую. "Даже если человек приходит в офлайн-магазин — он смотрит на это в интерьере этого магазина. В его интерьере мебель и техника может выглядеть совсем иначе", — поясняет предприниматель. По словам Потихи, его платформа может стать своеобразным ассистентом для магазинов, который поможет им лучше продавать свой товар. "По нашим подсчетам понимание реального размера товара покупателем увеличит продажи минимум на 20%", — подчеркивает предприниматель.
Сейчас продукт стартапа — это платформа, с помощью которой клиенты могут создавать приложение "под себя". "Оно сохраняется, мы дальше делаем релиз в App Store, клиент получает на выходе готовое приложение, которое предлагает установить покупателям, когда те приходят. Человек приходит к себе домой, включает приложение, камеру и видит дополненную реальность", — делится подробностями Потиха. В онлайн-магазинах приложение может просто интегрироваться на сайт. В таком случае рядом с конкретным товаром появляется кнопка "смотреть в дополненной реальности". Предприниматель добавляет, что приложение также доступно и под операционную систему Android.
Монетизация проекта
Несмотря на текущую разработку, стартап на данном этапе инвестиций не привлекал и сторонних разработчиков не нанимал — "все в долевом участии". Монетизировать проект планируют путем получения ежемесячной оплаты за использование платформы. Сейчас в команде работает 6 человек, один из них — менеджер по продажам. По словам создателя Arbrowser, команда рассчитывает начать активные продажи в этом году. Но уже сейчас у стартапа есть три клиента, двое — из мебельной сферы и один — из доставки еды. В частности, клиентами компании являются PizzaHouse, His.ua, Софидекор.
В отличие от большинства других стартапов, которые зачастую выбирают зарубежные рынки для старта, Arbrowser планирует стартовать в Украине. "Регистрация стартапа в Украине, мы планируем подбирать команду в Украине, наши разработчики сегодня одни из самых востребованных", — подчеркивает предприниматель. После успешного старта здесь команда рассчитывает выйти на европейский рынок. В частности, смотрят в сторону Польши, Великобритании и Нидерландов. Не менее интересным для себя в Arbrowser считают и рынок США.
Создатель стартапа не озвучивает конкретной суммы инвестиций, которые нужны, чтобы выйти на зарубежные рынки, однако считает, что это "пару сотен тысяч долларов". "Наша модель не привязана к региону. Мы создаем многоязычную платформу, где будет и английский язык. Как только мы пройдем исправление возможных ошибок, протестируем все в работе, следующую версию платформы, которая будет запланирована на весну, думаю, будем продавать в Европе и Америке", — добавляет стартапер.