В преддверии перемен: Каких реформ стоит ожидать после парламентских выборов в Иране

На состоявшихся в Иране выборах в парламент состав последнего заметно изменился, ведь верх взяли реформаторы и сторонники умеренного курса. Как это отразится на внутренней и внешней политике страны, с которой Запад не так давно снял многолетние санкции
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На выборах в Иране либеральные партии смогли получить более 85 мест в парламенте и обновить его состав более чем на 60%. Консерваторы пока сохранили свое преимущество, но теперь уже не смогут править самостоятельно. Кроме того, голосование стало проверкой того, насколько иранцы поддерживают прозападный курс президента Хасана Рухани и готовы к снятию санкций против Ирана со стороны Запада. Значительная часть населения поддержала его программу. Реформистам во многом помогла высокая явка в более богатых городах, которые голосовали за объединенный список умеренных кандидатов, в отличие от более бедных районов, где поддержали консерваторов.

Такое разделение политических предпочтений между городскими и сельскими районами отражает тот факт, что более бедные иранцы пока не увидели выгод от отмены санкций Западом. В городах же решающую роль сыграли социальные медиа, несмотря на попытки их блокировать — иранская молодежь привлекала к голосованию своих друзей и делилась информацией о кандидатах и за кого из них стоит отдать свой голос в том или ином городе или провинции.

Голоса молодых людей очень важны в Иране, так как 60% 80-миллионного населения страны моложе 30 лет. Они родились после исламской революции и большей частью недовольны и разочарованы исламскими революционными принципами. В будущем именно эти люди, а не те, кто провел исламскую революцию и придерживается ее принципов, будут формировать политику страны.

Что касается выборов 88 членов Совета экспертов — религиозного органа, избирающего духовного лидера страны, — то тут видные консерваторы потерпели досадное поражение, а два влиятельных клирика, которые уже готовы были стать преемниками аятоллы Хаменеи, лишились своих мандатов. Оба они были бескомпромиссными консерваторами. Мохаммед Язди, действующий глава Совета экспертов, и аятолла Мохаммад Тахди ранее избирались от Тегерана. Теперь их места займут бывший президент Али Акбар Хашеми Рафсанджани и сам Хасан Рухани. Они могут оказать сильное влияние на исход выборов нового духовного лидера Ирана, вероятность которых возрастает, так как аятолле Али Хаменеи уже 76 лет и он вскоре может уйти на покой.

При этом одним из самых вероятных кандидатов может стать действующий президент Хасан Рухани, который, в отличие от бывшего президента Мохаммада Хатами, пользуется благословением Верховного лидера Али Хаменеи и способен уравновешивать левых и правых в парламенте.

Но когда речь заходит о внешней политике Ирана на Ближнем Востоке, то ни один из реформистов не ставит под сомнение военные амбиции Ирана. Все единогласно поддерживают его экономическое и даже военное вмешательство в события в Ираке, Йемене, Сирии и Ливане. Я думаю, существует неписаное правило для всех политиков Ирана — страна должна стать региональным лидером и показать свою силу всему миру.

Кроме того, ни один из политических кандидатов не пересек "красную линию" — никто не рискнул критиковать позицию Верховного лидера Хаменеи и старшего командного состава Корпуса Стражи Исламской революции (КСИР) в региональной политике. Кроме того, нужно понимать, что вопросами расширения прав человека, гражданскими свободами, социальной справедливостью, а также свободой слова и собраний ведают органы исключительно судебной системы, КСИР и Министерство разведки, а не парламент. А там, несмотря на результаты голосования, доминируют радикальные бескомпромиссные лидеры, которые пришли к власти на волне революции.

Выборы в Иране не были простым противостоянием между реформаторами и консерваторами — это был раскол между теми, кто голосовал, и теми, кто решил не голосовать. Примерно 40% избирателей не проголосовали (а это около 20 млн человек), так как не доверяют политическому истеблишменту. А те, кто проголосовал, показал, что может влиять на политику, как бы правители ни ограничивали его права.