Во Франции инвестируют в инициативы как будущее культуры — режиссер Мария Кондакова

Маша Кондакова. Фото Татьяна Довгань
Маша Кондакова. Фото Татьяна Довгань
Режиссер и актриса Мария Кондакова после успеха ее дебютного "Листопада" на международных фестивалях уехала во Францию, где начала с нуля строить актерскую и режиссерскую карьеру
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Режиссер и актриса Мария Кондакова живет и работает во Франции не так давно, но уже успела сняться в нескольких французских телесериалах и начать работу вторым режиссером. Уехала в Париж после того, как ее короткометражный дебют "Листопад" показали на более чем 50 фестивалях и он получил 13 международных наград.

Мы встретились с Машей в Киеве на "Гогольфесте" — фестивале современного искусства, который организует Влад Троицкий. И, конечно, ее прежде всего интересовала кинопрограмма, частью которой был конкурс СУК (современного украинского кино), тем более что в нем была и доля ее работы — как отборщика участников.

Маша, вы уехали в Париж в 2014-м. Почему такое решение? И какие этапы за эти два года прошли?

Было по-разному. В 2014-м я сняла дебютный короткометражный фильм "Листопад", который участвовал в национальном конкурсе на Одесском международном кинофестивале и получил 2 награды — золотой Дюк за лучший короткометражный фильм и премию FIPRESCI, затем была его мировая премьера на кинофестивале в Локарно, после чего он участвовал более чем в 50 фестивалях и получил 13 международных наград. Кроме того, "Листопад" купил французский Canal+ , и это была на то время самая успешная покупка украинского фильма. До этого я лишь раз была за границей, в 2010 году в Бухаресте, на съемках пилота ситкома " Домашний арест" режиссера Антона Гойды, в котором я сыграла одну из главных ролей. Раньше я не могла позволить себе путешествовать, я из бедной семьи — интеллигентной, но бедной, а промоутируя свой фильм, я смогла открыть мир. После этого я окончательно переехала в Париж, начала учить язык. Я знала английский, но если вы хотите конкурировать с ребятами, которые работают там, нужно хорошо говорить на французском. И после двух месяцев интенсивного курса я начала говорить.

Почему Париж?

Париж — один из основных культурных центров, там все предназначено для того, чтобы молодежь развивалась, образовывалась и культурно обогащалась. Например, до 18 лет можно бесплатно ходить в музеи, плюс огромные скидки на сеансы в кино. Я с 5 лет мечтала там жить, и через 20 лет мечта сбылась. Представляете?

Был кто-то, кто поддерживал первое время?
Был один знакомый, больше я никого не знала.

Есть оптимальная схема режиссерской карьеры в Европе?

Если говорить об авторском кино, то для начала режиссеру нужно снять короткий метр. Это как визитная карточка, которую можно показать, завоевывать доверие, в частности, путешествуя с фильмом по фестивалям. И очень здорово, если есть награды — это помогает получить финансирование для следующих фильмов.

В Париже в плане кинорежиссуры у меня начался такой виток: я начала "грызть гранит науки" — погружалась в кино, потому что раньше я очень много работала и у меня не было такой возможности. Дальше, чтобы найти работу, стучалась во все двери, бегала по кастингам и массовкам. Начала работать как ассистент второго режиссера, затем как второй режиссер. Очень помогло то, что у меня есть большой опыт — в Украине я с 18 лет работала вторым режиссером на съемках рекламы, сначала в Family TVC Production а потом на фриланссе, в том числе со многими иностранными режиссерами. Работа на съемках рекламы — это был мой кусок хлеба, и это давало мне возможность платить за учебу: на актерском факультете я училась бесплатно, а на режиссерский поступила на контракт.

В Париже благодаря этой работе я заметно усовершенствовала язык, так как в стрессовых ситуациях, которых на съемках предостаточно, ты уже не думаешь, как правильно сказать, а моментально реагируешь. Кстати, работая вторым режиссером в Украине, я познакомилась с креативным директором компании "Директория кино" Игорем Савиченко, который тоже какое-то время занимался съемками рекламных роликов. Он стал моим первым продюсером и дал возможность снять мой короткометражный фильм "Листопад", сценарий для которого мы написали вместе с Марысей Никитюк.

Актерские навыки, полученные в Украине, во Франции пригодились?

Да, в Париже я решила продолжить работать, как актриса, потому что это с этого и началось мое образование. Начала искать агента. Как-то в Киеве я пересеклась с актером Димой Ярошенко, и он рассказал, что у него есть агент в Париже, Дени Плана. Я с ним связалась и трижды получила отказ, он говорил: "У меня много актеров, все заполнено. Спасибо, но нет". И тут каким-то чудом я узнаю, что проходит кастинг, на котором ищут девушку из Восточной Европы. Конечно, я на него пришла, а потом поехала в Берлин на кинофестиваль "Интерфильм" (старейший форум короткого метра) представлять там "Листопад". И в это время мне позвонили и сообщили, что я прошла кастинг и скоро будут съемки. Так я сделала первый шаг в актерской карьере во Франции.

Я играла в 6-серийном телесериале "No second chance", который снимали для телеканала TF1. Я снималась в эпизодах с известной французской актрисой Александрой Лами, бывшей женой Жана Дюжардана, получившего Оскар за главную роль в фильме "Артист". Мы познакомились на тех съемках и до сих пор поддерживаем связь. После этого я снова встретилась с агентом Дени Плана, и он сказал, что у него освободилось место. Раньше он представлял актрису Адель Экзаркопулос, которая сыграла главную роль в фильме "Жизнь Адель", а после того как фильм и она сама получили "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале, сменила агента. Так мы начали сотрудничать. Однажды я участвовала в крутейшем кастинге, когда Пол Верховен искал актрису для фильма "Она". Эта лента была представлена в Каннах и сейчас вышла в прокат. Я прошла на второй тур, но провалила его — сильно волновалась. В итоге на эту роль взяли француженку, и она отлично справилась с задачей.

Совсем недавно, в конце мая — начале июня, я снималась в телесериале для Сanal+, съемки проходили в Исландии. А перед отъездом в Киев был еще один кастинг, и недавно я узнала, что прошла его и получила роль в совместном французско-канадском телесериале для каналов TF1 и CBS. Конечно, как актриса я стараюсь попасть в кино, но пока что в портфолио только телесериалы. Ну все со временем…

Снимаетесь в роли девушек из Восточной Европы?

Да, Восточная Европа. Потому что пока говорю с акцентом. Но еще и такой момент — я украинка и этого не скрываю — наоборот, этим горжусь и хочу так себя позиционировать: я из Украины, давайте искать такие роли. Если будет какая-то заинтересованность — супер, если нет — нет. Но в любом случае всегда очень важна связь, например, с режиссерами. Благо, во Франции есть такая возможность — попасть на предпоказ, подойти познакомиться, пообщаться — это все более открыто, чем у нас. Но сейчас я приезжаю в Киев — и вижу изменения. В нашей отрасли всех объединила цель поднимать кино, создавать кинопроизводство, делать фильмы.

Это только эмоциональное ощущение или видите реальное продвижение вперед?

По моему ощущению, у нас сейчас происходит этот рывок вперед в современном украинском кино, которое делают и известные наши режиссеры, и молодежь. Причем это касается и коммерческих картин — просто у нас их не так много, рынок очень маленький. Но государство начинает все больше вкладывать в финансирование кинопроизводства. Здорово, что Госкино поддерживает молодые начинания: сколько сейчас дебютов запускается, например. Я считаю, что это важно: отсматривать молодых режиссеров с потенциалом, чтобы потом дать им возможность делать большие проекты.

Украинские фильмы конкурентоспособны?

Считаю, что да, мы — конкурентоспособны. Все дело в возможностях, и сейчас ребята находят их и снимают кино. На "Гогольфесте" режиссер и оператор Валентин Васянович давал мастер-класс, где говорил о том, что надо брать и делать. И он своим примером показывает, что это возможно. Последний свой фильм, "Рiвень чорного", режиссер снял полностью за свой счет. Пока не много картин выходят за границы Украины, чтобы представлять нас для более широкой аудитории в Европе или Штатах. Но они есть. Я считаю, что это будет только развиваться в дальнейшем. Мне кажется, в Украине сейчас открывается возможность для копродукции с европейскими странами. Думаю, что мы будем все больше и больше заимствовать опыт друг у друга. Возможно, и европейцы будут что-то у нас черпать. Будет взаимообмен.

Тем более после принятия на днях Верховной Радой нового закона о поддержке кинематографии, и особенно такого положения, которое оценивают на кинорынке как революционное — о ребейтах: установили возврат затрат на производство до 25% и 10% — от расходов на гонорары нерезидентам.

Круто! Значит, будет меньше рисков для иностранных партнеров, а это в свою очередь значит больше копродукций. В Венгрии, например — 40 %. Хорошо, что государство уделяет внимание кино.

К разговору о конкурентоспособности. Ваши оценки конкурса СУК, что прошел в рамках "Гогольфеста"? Какое вы в нем принимали участие?

Я знакома и общаюсь с ребятами, которые объединились в сообщество СУК (современное украинское кино), организаторами которой являются режиссеры Лера Сочивец и Филипп Сотниченко. Это настоящая независимая инициатива, в которую включились многие молодые режиссеры и актеры. Они второй год проводят фестиваль, призом которого является "Золотой сук", и в этом году пригласили меня в отборщики. На конкурс было прислано около 200 фильмов. У меня уже был небольшой опыт такой работы — я была членом жюри во Франции, на международном кинофестивале в Гренобле, но одно дело, когда смотришь 35 уже отобранных фильмов, и другое — отбирать на показ. Принимались фильмы всех жанров — от художественных до клипов. Жюри — зритель, который щедро одаривал своим присутствием каждый показ.

Много украинских режиссеров, операторов, актеров работают в Европе?

Знаю, что много наших там учатся. Например, Володя Иванов и Марина Врода сейчас в Германии, в Берлине. В свое время они сняли короткометражку "Кросс", которая победила в Каннах в официальном конкурсе в 2011 году. У Димы Ярошенко, актера, много французских проектов. Юра Хусточка (экс-басист группы "Океан Эльзы", один из участников группы "Esthetic Education") и его группа Million Kopek, которая часто выступает в Париже. Ирена Карпа, муза, творец и боец на культурном фронте во Франции.

Это реальность или миф, что украинцы, в отличие от европейцев, недисциплинированы и необязательны?

Конечно, мы разные люди, у нас разные коды, но о дисциплине сказать не могу. Я думаю, это зависит от конкретного человека.

Чему научила работа во Франции в киноиндустрии? В чем главное отличие от работы в Украине?

В первую очередь, у нас разные системы производства.Там система, где творческая единица ценится, к ней относятся немножко по-другому. Здесь же мы еще ищем.

То есть, там ты четко понимаешь, что есть определенные правила игры?

Ну, они везде есть — эти правила игры. Многое зависит от того, о каком производстве идет речь — о коммерческом или некоммерческом, артхаусном кино. Например, я общалась с режиссером Бертраном Бонелло , фильм которого "Ив Сен-Лоран" был представлен на "Оскар" от Франции в 2014 году. Он рассказывал о том, как искал финансирование на свой фильм "Ноктюрама" (сначала он назывался "Paris est une fête", как роман Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой"). Уже буквально в момент запуска в производство ему не хватало 100 тысяч евро — то есть, сложности есть у всех. Но во Франции есть система: законы, фонды, контракты — все работает.

Среди самых крупных фондов, поддерживающих кино, — CNC, Unifrance Юнифранс (Национальный центр кинематографии Франции), Сенсе.

Франция как пример — отлично, но они давно начали строить свою систему. А вот Польша или Литва могут быть для нас примером?

Я была в Вильнюсе на питчинге, куда подавала короткометражный сценарий моего нового фильма "Повестка". Проект получил награду в Берлине на фестивале "Интерфильм" и таким образом попал на конкурс European Short Pitch. В Литве защита проекта проходит перед огромной аудиторией продюсеров со всей Европы, байеров, которые готовы вкладывать деньги в производство фильма. Там круто все это поставлено, они действительно ищут молодые таланты. У них есть деньги на то, чтобы делать короткие метры. Затраты там ничем не больше, чем у нас — продюсеры проектов просят на производство в среднем 75 тысяч евро. В Центральной Европе съемки намного дороже, если сравнивать с Украиной, но там и выделяют гораздо большие суммы.

Вам как режиссеру удается делать проекты? Что-то сейчас снимаете?

Работаю над короткометражным фильмом "Повестка". Его продюсером является Денис Иванов, генеральный директор "Артхаус Трафика". Я очень рада, что мы нашлись, потому что есть взаимопонимание. Это не просто отношения продюсер-режиссер. Это полная взаимоподдержка, чувствуется, что процесс общий, а не разделенный. Продюсер — это как ангел-хранитель режиссера, и я очень рада, что такие отношения у нас с Денисом складываются. Сейчас мы привлекли драматурга Наташу Ворожбит для написания сценария по моей идее.

Сейчас я стою на пороге подписания документов документального проекта "Міцна та ніжна", продюсером которого является Владимир Филиппов, продюсерский центр "Инсайтмедиа". Мне не терпится приступить к работе, так как тема очень интересна для меня. Сейчас знакомлюсь с женщинами, которые так или иначе связаны с АТО, узнаю, как изменилась их жизнь из-за событий на востоке Украины.

Вот такие планы у меня на будущее что касается режиссерской карьеры. Также у меня еще есть наметки во Франции в Париже, потому что мне очень хочется продолжать снимать короткие истории. И, конечно, мне хочется снимать и с французскими актерами на французской территории. Но там я подключаю пока другие ресурсы, ищу возможности. Сниму — расскажу.

Вы сказали, что работаете вторым режиссером. Что это дает, кроме денег?

Вообще мне очень повезло. Когда мне было 18 лет и я снялась в рекламном ролике, производством которого занимались Family TVC Production (глава этой компании — Анастасия Буковская, дочка известного украинского режиссера- документалиста Сергея Буковского). Она и открыла мне дверь в кино, поверила в меня и дала возможность работать вторым режиссером в 18 лет — это крайне редкий случай. "Family Production" — это семья. Сейчас они взяли курс на Европу, снимают огромное количество проектов с французами и их уровень абсолютно европейский. Они постоянно развиваются, задают тренды на рынке. Анастасия Буковская и Даниил Каптюх, ее муж и партнер по бизнесу, очень крутые. Я думаю, что они входят в тройку самых лучших продакшнов у нас. Вот такой шанс у меня был, и я им воспользовалась. Это бесценный опыт. И он мне очень помогает на площадке и по сей день.

У нас дефицит вторых режиссеров…

У нас есть крутые вторые, но их действительно мало. Для меня это был серьезный челлендж, и я научилась на площадке очень многому. Я сотрудничала с огромным количеством украинских режиссеров, на то время и с российскими режиссерами и, конечно, европейскими, а нередко к рекламе подключаются и режиссеры из Штатов. Это колоссальный опыт — это практика, здесь и сейчас это происходит. И мало того — ты можешь не просто организовывать кадр и так далее, можно же в перерывах расспрашивать о чем-то: "А вот как вы здесь?", "А почему вот так?". Я этим пользовалась. Например, апогей моей работы — семидневная съемка с режиссером Мартином Кемпбеллом, который снял "Казино Рояль" и "Golden eye", известные фильмы "Бондиады". Я тогда была ассистентом второго режиссера Дениса Сонина. Помню, когда мы были в одном номере с режиссером и придумывали раскадровку, у меня коленки тряслись, но в то же время я получала кайф. Это был феноменальный проект с каскадерами из Лондона и крутой командой из Radioaktivefilm ("РадиоАктивФилм"), продюсерами Valerie Phill, Darko Skulsky и Roman Kindrachuk.

То есть, во Франции вы уже приехали готовым вторым?

Конечно. На то время мне нужен был только язык. Я снимала для Lancome, у меня были съемки в "Chanel", делали рекламу с моделями. Локации просто уф! Дом моды Cité de la Mode, Palais Royale, в одном старинном театре Théâtre des variétés на бульваре Монтмартр. Мне это все очень нравится, поэтому я все совмещаю, я сейчас везде. Кручу это колесо, толкаю, у меня куча энергии. Это моя жажда, меня хлебом не корми — дайте поснимать. Это просто кайф.

Какая цель? Какие приоритеты из всего этого многообразия работы?

Хочется снимать и рассказывать сильные истории, которые бы трогали людей. Например, мы сейчас с вами беседуем на "Гогольфесте". Спектакли Влада Троицкого на меня производят очень сильное впечатление. После просмотра его спектаклей выходишь и задумываешься о глобальных вещах — зачем я на этой Земле, куда мне дальше двигаться, о грешности моего бытия и так далее.

Я переживаю за мэтра и считаю, что такую глыбину как фестиваль "Гогольфест", которую он двигает, нужно всячески поддерживать на уровне государства. Он привозит сюда европейцев, создает площадку, на которой украинские ребята могут сотрудничать с ними и находить возможности сотворчества. А это самое драгоценное на самом деле. За деньги это не купишь. Его надо поддерживать и пылинки с него сдувать. А наши что делают? Те, кто коммерчески заинтересован в фестивале? Мне кажется, рассуждают так: "Ага, придет, не знаю, миллион человек за неделю фестиваля, или даже больше. И значит, сможем заработать". А то, какие цели и задачи ставит создатель и вдохновитель этого проекта, им не интересно.

С этим нужно бороться, и пока это не поймут люди, которые сидят на мешках с деньгами, ничего у нас не поменяется. В чем разница с Францией? Там понимают, что инициатива требует вложений, потому делают столько бесплатных акций и фестивалей, поддерживают молодых творцов. Они понимают, что именно на этом строится будущее культуры.

А культура — это душа нации. И нужно ее оберегать, особенно в такой переломный момент, когда происходят серьезные изменения в мышлении, переосмысление себя в этом мире. И необходимо реагировать на культурные события. На то, что переживают художники, писатели, режиссеры, музыканты. Ведь это отголоски не только того, что болит у этих авторов, но и отражение проблем общества.

Беседовала Елена Гладских

Фото: Татьяна Довгань