Вопрос на $9 трлн: как сильно новая политика ФРС ударит по мировой экономике — Bloomberg

Мир замер в ожидании решения ФРС США о возможном повышении процентных ставок на долларовые ресурсы. Аналитики уверены, что такой шаг прочувствуют все. На ком и как сильно это отразится, выяснял Bloomberg

Когда группа из двадцати министров финансов призвала Федеральный Резерв США "минимизировать негативные побочные эффекты" от возможного повышения процентных ставок, они озвучили ключевой показатель: $9 триллионов.

Это — объем долларовой задолженности небанковских заемщиков вне США, причем к концу прошлого финансового кризиса эта цифра была на 50% меньше, согласно данным Банка международных расчетов. В этом году впервые с 2006 года ожидается повышение ФРС ставок по предоставляемым кредитным ресурсам для компаний и правительств. Наряду с укреплением доллара это может усилить давление на и без того слабо восстановившуюся мировую экономику. Долларовый долг — лишь один из примеров того, как ужесточившаяся политика ФРС может поколебать ее позиции.

От рынка недвижимости в Канаде и Гонконге до движения капитала в и из Китая и Турции — последствия прочувствуют все. И вопрос не в том, отразятся ли на мировых рынках побочные эффекты от повышения ставок, а в том, насколько сильными они будут и где ударят сильнее всего.

"Объем ликвидности во всем мире начнет сокращаться, — говорит Пол Шерд, главный специалист по мировой экономике Standard & Poor"s. — Развивающиеся рынки перестанут быть единственным наилучшим вариантом для инвестиций. Экономика США будет расти сильнее и предложит повышение процентной ставки и доходности на вложенный капитал, который сейчас борется за новые инвестиционные возможности по всему миру".

Широко использующийся в международной торговле доллар укрепился на 12,3% с июня прошлого года. Есть предпосылки для его дальнейшего усиления на фоне ужесточившейся политики ФРС, программы количественного смягчения ЕЦБ, в рамках которой Европейский Центробанк начал выкупать суверенные долги, а Центробанк Японии продлил и расширил программу кредитования, в результате чего на рынке увеличилось предложение иены и евро, и валюты начали дешеветь.

Джозеф Лаптон, старший экономист отдела глобальной экономики нью-йоркской штаб-квартиры JPMorgan Chase, убежден, что усиливающийся доллар заставит остальной мир прочувствовать эффект от ужесточенной политики ФРС.

Грядущая волатильность

"Для развитых экономик, вроде европейской или японской, это может быть позитивным шагом — ослабление локальной валюты поддержит их экономики, — говорит Лаптон, который ранее работал экономистом в ФРС. — Для развивающихся рынков все немного иначе, так как это может запустить цепную реакцию в виде резких курсовых колебаний, которые запустят инфляцию, которая в этих странах нежелательна".

Индекс развивающихся рынков MSCI упал с 5 февраля на 1%. Это случилось на фоне слухов о готовящемся повышении процентных ставок и за день до того, как отчет Министерства труда США показал больший рост зарплат, чем ожидалось в январе.

Главы большинства Резервных банков США прогнозируют повышение ставок на федеральные средства с почти нулевого уровня, где они находились с декабря 2008 года.

Вероятность повышения ФРС стоимости ресурсов в июне, рассчитанная исходя из информации по торгам фьючерсами и опционами, была на уровне 23% в четверг. Вероятность дополнительного роста к сентябрю составила 56%, согласно расчетам Bloomberg.

Местные ставки

Исследование долларовых долговых обязательств, проведенное Банком международных расчетов, выявило, что выпуск долларовых облигаций увеличивали те страны-заемщики, в которых ставка была выше, чем установленные в США доходности.

Пока американские уровни доходности последние несколько лет сохранялись на рекордно низком уровне, возникавшая разница становилась стимулом для того, чтобы брать долг в долларах, а не в местной валюте.

Согласно исследованию, на долю Китая приходится самая большая часть заемных средств, она составляет $1.1 трлн, объем долларовых кредитов в Бразилии составил более $300 млрд.

Когда ставки вырастут, занимать в долларах станет дороже. Сильный доллар означает, что иностранным компаниям или правительствам понадобится больше местной валюты для оплаты долга.

"Новая реальность"

Такие новости от ФРС делают долларовые долги для развивающихся рынков предметом особого беспокойства, считает управляющий директор Всемирного Банка Шри Мульяни Индравати.

Особо проблематичной новая политика Федерального Резерва может стать для Китая, где местные власти уже столкнулись с оттоком капитала и пытаются вернуть его путем смягчения условий резервирования, что выливается в замкнутый круг.

Центробанк США должен принять во внимание то, как решение о повышении ставок влияет на весь остальной мир, заявил на этой неделе замминистра финансов Китая Чжу Гуаняо.

Другой пример. Турция из-за политики ФРС может столкнуться с ухудшением условий для притока капитала. Чистый приток капитала в страну в 2013 году составлял 9% ВВП.

Цены на сырье

Но и развитые рынки прочувствуют влияние повышения ставок, особенно такие как Канада и Австралия. Они сильно зависят от экспорта нефти, железной руды и другого сырья. Цены же на эти товары установлены в долларах, и пока он укреплялся, а спрос ослабевал, они пошли вниз.

Эффект от этого уже виден в Канаде, о чем заявлял на этой неделе глава Центробанка Стивен Полоз. Гонконг, который использует фиксированный обменный курс доллара еще с 1983 года, также повысит ставки следом за ФРС. Из-за этого, а также из-за ослабления перспективы сдачи площади, цены на недвижимость в Гонконге могут упасть на 20% в этом году.

Предыдущий цикл

С 2004 по 2006 год ФРС увеличивал ставки с 1% до 5,25%. За этот период доходность корпоративных облигаций в США подскочила с тогда рекордно низкого уровня в 4,9% до рекордно высоких 6,9% в июне 2006 года.

Комитет ФРС по открытым рынкам добавил в январе пункт о "международном развитии" в список факторов, которые Центробанк будет учитывать при изменении политики, вместе с внутренними факторами, такими как инфляция и развитие рынка труда.

И пока международная обстановка не способствует остановке ФРС в принятии решения по увеличению ставки, степень рыночных потрясений может отразится на темпах и масштабах последующих шагов регулятора. Так считает Эдвин Труман, бывший глава международного финансового отдела ФРС.

"Либо это будет бессмысленное мероприятие, которое в скором времени потребует дальнейших действий, либо это большое событие, после которого ФРС не будет предпринимать ничего", — считает он.