- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Уровень корпоративного мошенничества в Украине — один из самых высоких в мире
Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет 14%, а в России — 10%.
Как констатируют эксперты «Эрнст энд Янг», во время кризиса уровень мошенничества в бизнесе вырос. Если в прошлом году только 13% опрошенных по всему миру компаний говорили, что им известны факты мошенничества в их компании, то в этом году о нарушениях знают уже 16%. Помимо Украины, наибольший уровень злоупотреблений имеет место в странах Западной Европы и Латинской Америки — о фактах мошенничества заявляют 21% опрошенных. Меньше всего склонны нарушать корпоративное законодательство в Австралии и на Дальнем Востоке.
Высокие показатели Латинской Америки и Западной Европы не обязательно означают, что нарушения законодательства в бизнес-сфере в этих регионах больше, чем, к примеру, в России. Разница объясняется корпоративной политикой западных компаний. Они более открыты, а значит, их менеджмент лучше осведомлен о внутренних процессах.
Меры пресечения мошенничества во всех странах довольно схожи, Украина — не исключение. Корпоративный сектор предпочитает проводить внутренний контроль и аудит. Достаточно распространены проверки со стороны руководства, а также внешний аудит деятельности компаний.
В компании «Эрлан» (ТМ «Биола») для противодействия фактам мошенничества тщательно подбирают персонал компании. «Мы стараемся мошенничество предупреждать еще на стадии подбора кадров. Мы интересуемся не только послужным списком, но и запрашиваем отзывы о сотруднике на предыдущих местах работы», — говорит PR-директор компании Анна Юнге.
В компании «Сандора» существует четкий перечень действий, которые считаются корпоративным мошенничеством. «Политика детально описывает, какие действия относятся к мошенничеству и какая административная или даже уголовная ответственность применяется к нарушителям. Введена система внутреннего аудита, проверяющая ее знание и понимание», — говорит Елена Стоянова, директор по маркетингу «Сандоры».
В табачной компании JTI система противодействия мошенничеству строится в трех направлениях — стандартизация внутренних процессов в компании, разграничение сфер компетенций сотрудников, а также контроль и отчетность. «В качестве резервного в JTI существует механизм сообщения о подозрительных действиях и операциях. Сотрудник, который замечает что-либо подозрительное, может тут же сообщить об этом либо местному руководству, либо доверенным сотрудникам на месте или в главном офисе компании в Женеве», — говорит директор по вопросам соблюдения корпоративных норм в СНГ, Адриатике и Румынии Дмитрий Редько.
КАК ЧАСТО КОМПАНИИ СТАЛКИВАЛИСЬ С ФАКТАМИ КОРПОРАТИВНОГО МОШЕННИЧЕСТВА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА, %*
Украина | В мире | |
Внутренний контроль | 64 | 74 |
Внутренний аудит | 64 | 65 |
Проверки со стороны руководства | 56 | 55 |
Внешний аудит | 40 | 45 |
Обучение и коммуникация в области противодействия мошенничеству | 36 | 51 |
Стимулирование и защита информаторов | 24 | 42 |
Регулярная ротация персонала | 8 | 31 |