НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Аграрный фонд и Госкомрезерв оказались вне закона

Правительство, стремясь оптимизировать работу зернового рынка, невольно поставило «под удар» госагентов. Согласно Налоговому кодексу Аграрный фонд и Госкомрезерв попали под определение «посредников» и не могут работать в новых фискальных правилах

Первые 20 дней нового года, которые зерновой рынок прожил по новым налоговым  правилам,  выявили противоречия в  нормах основного фискального документа.
Напомним, что с 1 января вступили в силу изменения в налогообложении НДС торговли зерновыми культурами, подсолнечником и рапсом – операции  по продаже этих культур освобождаются от налогообложения  НДС (за исключением первой поставки сельхозкультур производителем).

В результате предприятия-перекупщики не могут сотрудничать с компаниями-плательщиками НДС (а это абсолютное большинство их партнеров), поскольку не смогут выдать налоговую накладную, а покупатель не будет иметь возможности для взаимозачета этого налога.

Таким образом предполагалось очистить рынок от посредников, минимизировав стоимость сельхозпродукции. Однако мера, направленная против перекупщиков-спекулянтов напрямую отразилась на работе агентов самого государства. Госкомрезерв и Аграрный фонд согласно определению Налогового кодекса  также попадают в разряд «посредников» и  начинают испытывать затруднения в работе. 

«Будет происходить абсурд – Аграрный  фонд при продаже зерна приобретенного в 2010 году  при товарных интервенциях на рынке например с целью регулирования (уменьшения цены)  будет фактически вынужден делать это ресурсами, которые мгновенно, с 1 января, выросли в цене на 20%» - отмечают специалисты Украинской аграрной конфедерации.

То есть, пожелай Аграрный фонд продать сейчас зерно  участникам рынка, ему пришлось бы отминусовать от своей цены 20%, продать себе в убыток. Точно такие же проблемы настают и у Госкомрезерва – в ходе освежения запасов структура вряд ли найдет покупателя на свое дорогое зерно, ведь у товаропроизводителей его можно будет купить на 20% дешевле.

«Фактически теперь госагенты, Аграрный фонд должны будут продавать зерно на 20% дешевле, что означает  убытки» - говорит Александр Соколов, глава аналитического департамента компании «Про консалтинг». Он отметил, что у правительства остается еще временной люфт для корректировки нормы НК, поскольку в текущем периоде для Аграрного фонда вряд  ли возникнет необходимость выходить на рынок с товарными интервенциями. «Из-за квотирования экспорта на рынке явный переизбыток зерна и в таких условиях  от АФ никто не ждет активных действий. Такая ситуация будет сохранятся до тех пор, пока ограничения будут действовать – то есть до апреля. За это время можно найти возможности подкорректировать законодательство – говорит Александр Соколов.

С просьбой рассмотреть возможность смягчения этой нормы и/или ее коррекции   обратилась к премьер-министру Николаю Азарову Украинская аграрная конфедерация. Как вариант решения проблемы УАК предлагает отсрочить до нового сезона (стартует 1 июля 2011) отмену НДС при операциях с зерновыми культурами – для того чтоб участники рынка имели возможность осуществлять операции с зерном урожая 2010 года в старом режиме  и чтоб избежать ценовых противоречий.

Отметим, что критическим остается вопрос реализации зерна прошлых урожаев, поскольку сделки в текущем году будут уже учитывать новые правила НК. Однако что касается Аграрного фонда, то вызывает сомнения, что значительные запасы такого зерна были в принципе накоплены госангентом. «То, что были введены квоты  заставляет усомниться что государство сумело сформировать достаточный запас зерна в резерве – говорит Александр Соколов.

Таким образом проблемы при продаже зерна Аграрный фонд могут и не коснутся, если окажется что такого зерна у фонда просто нет. В таком случае законодателям не будет смысла как-либо корректировать нормы НК, а частникам придется решать свои проблемы самостоятельно. Напомним, что в этом году была изменена схема закупок в АФ – фонд  не покупал зерно самостоятельно, а приобретал его через посредника – компанию «Хлебинвестбуд» («дочка» ГАК «Хлеб Украины»). Изначально планировалось, что фонд  до конца 2010 года закупит у этой компании 5 млн. тонн зерна на сумму 7 млрд. гривен. В ноябре фонд отчитался о закупке  1,5 млн. тонн зерновых культур на сумму 2 млрд. гривен. 

Сложности в работе связанные с новыми правилами испытывают  и другие участники рынка – в частности элеваторы. «Антипосредническая» норма сделала невозможным  их традиционный бизнес - формирование товарных партий зерна  путем приобретения его небольших партий у товаропроизводителей и перепродажу его экспортерам.

Эксперты не сомневаются, что элеваторы, как и другие участники зернового рынка продолжат работу, ища альтернативные способы оформления своего сотрудничества. Однако НДС придется заплатить в любом случае и вопрос кому его платить- трейдеру, переработчику или аграрию-  будет возникать постоянно. 

СПРАВКА

В декабре Верховная Рада приняла Налоговый кодекс, согласно которому до 2014 года операции по перепродаже зерновых культур (исключая рис и гречку), подсолнечника и рапса освобождались от налога на добавленную стоимость. Данная норма вступила в силу с 1 января 2011.

УАК просит Азарова добиться отсрочки до 1 июля вступления в силу нормы об отмене НДС на перепродажу зерна, чтобы предоставить возможность аграриям завершить все операции с зерном урожая 2010 года на условиях действовавшего в 2010 году налогообложения

Также УАК отмечает, что в условиях экспортоориентированности отечественных производителей рапса отмена НДС на перепродажу этого товара приведет к значительным потерям для отрасли, и просит Азарова добиться возобновления НДС для внутренних операций с рапсом и нулевой ставки этого налога для экспортеров этой продукции.