Авиакомпании могут остаться без новых международных рейсов

Госавиаслужба Украины хочет ужесточить правила выдачи новых назначений на выполнение рейсов за границу, играя тем самым на руку монополисту украинского рынка авиакомпании МАУ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Государственная авиаслужба Украины (Госавиаслужба) выступила с инициативой ужесточить правила выдачи назначений на выполнение авиарейсов. Соответствующая инициатива содержится в проекте приказа "О порядке предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий", обнародованном на сайте ведомства.

Если пожелания Госавиаслужбы будут учтены (согласовывать проект приказа должно вначале Министерство инфраструктуры, а затем Кабмин), для получения права на регулярные международные перевозки авиакомпании необходимо будет в течение года осуществлять чартерные международные перевозки. В свою очередь для получения соответствующего разрешения на чартерные рейсы авиакомпании необходимо в течение года осуществлять внутренние регулярные перевозки. При этом такие перевозки должны выполняться не менее чем по трем маршрутам с частотой не менее одного раза в неделю.

В пояснительной записке к новым правилам его авторы утверждают, что "новые правила направлены на защиту конкуренции и интересов авиаперевозчиков".

Однако авиаперевозчики с таким аргументом в корне не согласны. По их словам, указанные изменения фактически закрывают для большинства авиакомпаний возможность получить новые назначения на международные направления, поскольку они не осуществляют внутренних авиарейсов по Украине. Указанным нормам в настоящий момент отвечают всего несколько авиакомпаний, которые выполняют внутренние рейсы по Украине. Это МАУ (выполняет рейсы Киев — Харьков, Киев — Львов, Киев — Одесса, Киев — Днепропетровск, Киев — Ивано-Франковск), "Днеправиа" (Киев — Днепропетровск, Днепропетровск — Львов), Yanair (Киев — Одесса), "ЮТэйр-Украина" (Киев — Львов), "Роза ветров" (Киев — Полтава).

Еще одной проблемой является то, что право на выполнение международных чартерных рейсов выдается только сроком на один сезон (летний с 1 апреля по 30 октября, или зимний с 1 ноября по 31 марта). То есть, если новые правила будут согласованы, получить право на выполнение чартерных рейсов на новый сезон большинство авиакомпаний не сможет (так как обязательным требованием является выполнение внутренних рейсов на протяжении года).

"Проект, который висит на сайте Госавиаслужбы, это шаг на 6 лет назад. В Украине появится явный монополист, а билеты подорожают, — подчеркивает глава "Wizz Air Украина" Акош Буш. — Если говорить о нашей компании, то мы лишимся всех новых международных рейсов". Глава "Wizz Air Украина" явно намекает на авиакомпанию МАУ, которая в настоящий момент выполняет абсолютное большинство внутренних рейсов.

Украинский лоукост-перевозчик является одной из тех авиакомпаний, которая пострадает от нововведений. Как объяснил коммерческий директор компании Вадим Третьяк, компания "Wizz Air Украина" располагает только одним типом самолетов (Airbus-320) на которых осуществлять внутренние авиарейсы с существующем уровнем пассажиропотока нерентабельно. "На внутренних рейсах нет такого трафика, который мог бы заполнить 180 мест на наших Airbus", — утверждает он.

Единственное, что может спасти украинский авиарынок, это подписание Соглашения о едином авиационном пространстве с Евросоюзом, которое постоянно откладывается начиная с марта этого года. Оно снимает ограничения по назначению международных рейсов. Сейчас иностранные авиакомпании могут летать в Украину, а украинские в Европу только в рамках межправительственных соглашений. В них прописано, какие именно авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов. Если одна из сторон хочет внести изменения в соглашение, например увеличить число рейсов, она обращается в Госавиаслужбу и Министерство транспорта, а окончательное решение утверждает Кабмин. После подписания соглашения об "открытом небе" с бюрократией будет покончено, а любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину уже на следующий день после уведомления о своих планах украинских транспортных ведомств. Главный страх отечественных авиаперевозчиков — на украинский рынок придут европейские лоукосты и попросту вытеснят украинские авиакомпании. По этой причине против его подписания открыто выступает монополист украинского неба авиакомпания МАУ.