Бизнес без мерок: Как открыть ателье одежды для собак

Продолжительный кризис в стране стимулировал украинцев к созданию по-настоящему креативного бизнеса. Бизнеса, которого до этого в Украине не было, и, соответственно, не было готовых рецептов, как его строить. Запуская ателье по пошиву одежды для домашних животных Woofit, владелица собаки Эрика Лена Балбек и ее подруга Елена Безуглова, даже не догадывались, что их ждет. Какие сюрпризы их поджидали и насколько сложно строить уникальный бизнес с нуля?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
Все началось с дождевика

Наш совместный бизнес начался с личной необходимости. Моей собаке было сложно купить готовую одежду на дождливую погоду или на сильные морозы. Поэтому я часто думала о том, как должна выглядеть идеальная одежда. Как-то я поделилась своими мыслями с подругой Леной. Мы стали интересоваться темой, смотрели, какую одежду шьют мировые производители. Решили попробовать создать что-то свое. И так как шить мы не умеем, занялись поиском портной. Конечно, мастер не с первой попытки согласилась снять мерки с собаки и сконструировать дождевик. Но затея все больше увлекала, мы очнулись, когда на руках было несколько готовых моделей.

Следующим шагом стало изучение спроса. Мы провели социальный опрос среди знакомых собачников, сняли мерки с их собак, сопоставили мерки с данными готовых размерных сеток из интернета и поняли, что они не совпадают. Поэтому пришлось разработать свою размерную сетку и систему мерок, число которых из пяти (как было в начале) выросло до 18. Опираясь на них, мы и разрабатываем лекала.

Сначала начали шить самую простую одежду: жилетку и дождевик. Их удобно одевать (людям) и носить (собакам). Такие универсальные модели понравились клиентам, поскольку собак практически невозможно заставить ходить в одежде, которая стесняет их движения.

Ткань закупаем в розничных магазинах, потому что долгое время работали в формате ателье и предоставляли клиентам большой выбор расцветок ткани.

А хранить большие объемы тканей, которые требуются при оптовой закупке, было невыгодно.

Наши клиенты — все породы собак

Мы заняли довольно узкую нишу. Это люди, которым не нравится выбор одежды в магазинах и те, на собак которых невозможно найти готовое. Например, дворняжки, метисы могут иметь достаточно необычные фигуры. Поэтому мы решили заниматься индивидуальным пошивом одежды. С сентября 2015 года в Woofit ателье мы отшили одежду для 40 пород собак. Но большая часть наших клиентов — это десяток популярных пород (французские бульдоги, бигли, мопсы, джек расселы). Собаки, которые не любят дождь, мерзнут. Например, есть собаки без подшерстка (риджбеки) — они начинают мерзнуть еще поздней осенью и им на самом деле нужна очень теплая одежда. Впрочем, в наши холодные зимы многих собак одевают.

Лена Балбек, совладелец ателье одежды для собак Woofit

Подбор персонала

Найти конструктора и портных на индивидуальную одежду для собак оказалось сложной задачей. Все дело в сложности построения лекал для индивидуального пошива. Каждый заказ отличался от предыдущего уникальными особенностями корпуса животного, пожеланиями хозяев. Иногда изделие приходилось перешивать по несколько раз. При этом сами швеи очень переживают, если с первого раза одежка "не сидит".

Елена Безуглова, совладелец ателье одежды для собак Woofit

Мерки снимаем сами, швеи попросили их не вмешивать. Но мы и рады: снятие мерок — это основной источник информации о клиенте, породе, пожеланиях. Мы до сих пор продолжаем учиться правильно их снимать и одновременно корректируем список необходимых мерок.

О расходах

На содержание ателье необходимо много средств: мы тратимся на содержание магазина, участие в фестивалях, рекламу, сайт, разработку бренда, зарплату, ткани, разработку новых моделей.

Цена индивидуального пошива на 20-30% выше стоимости готового изделия. Если изделие не подходит — мы перешиваем его столько раз, сколько нужно, оплачивая дополнительную работу портных. Конечно, есть ряд хорошо проработанных моделей, при заказе которых изделие принимается с первой попытки. А есть модели, которые мы только в этом сезоне начали разрабатывать — например, комбинезоны. Это сложнее — и доработок, соответственно, больше.

Сегодня ателье работает и как магазин и предлагает покупателям больше видов готовых изделий: трикотаж (майки, худи), одежда из плащевой ткани (куртки и дождевики), жилетки и теплые куртки-комбинезоны на зиму, сумки-переноски. Все эти модели разработаны для ряда пород и представлены в нескольких размерах.

Поскольку наша одежда в первую очередь функциональна, предназначена для защиты от дождя и холода, ее редко покупают исключительно как элемент "украшательства"

За два года существования проекта мы активно отработали оба сезона. Осенью и зимой обслуживали больше сотни собак ежемесячно, отработали лекала наиболее популярных пород. Кроме этого сделали несколько совместных проектов: сшили сумку-переноску вместе с GUD и дождевик для проекта "Жили-Були" (это проект популяризации проблем животных, занесенных в красную книгу, а часть прибыли от продажи товаров с таким принтом идет на помощь приютам для собак). Также мы регулярно принимаем участие в социальных проектах, проводим образовательные лекции и тусовки моно-пород на ежемесячном "Кураж-базаре".

О продвижении

Так как мы были ограничены в ресурсах, остановились на продвижении в Facebook и Instagram. Сейчас работаем над сайтом. Пробовали участвовать в специализированных собачьих выставках, но поняли, что там все больше заточено под бизнес, а наши клиенты это люди, для которых собака — член семьи, а не источник заработка.

О мотивации

Мне кажется, что одним из сильнейших мотивов к запуску собственного проекта является нестабильная ситуация в стране и стремительные изменения глобальной экономики в последние несколько лет. В 2008 многие потеряли работу и были вынуждены решиться на эксперименты, а сегодня талантливые люди учатся совмещать несколько проектов, потому что это их вдохновляет. У нас получилось, потому что мы не строили сразу больших планов на этот бизнес, а шли и идем маленькими шагами. Это и помогло решиться.