Финансы "Укрзализныци": поздний план без учета факта

Министерство инфраструктуры опубликовало финансовый план "Укрзализныци" на 2015 год. Однако в нем не учтен фактический результат работы железных дорог в первом полугодии. Поэтому по итогам года реальные показатели будут хуже

Кабинет министров Украины утвердил сводный финансовый план железных дорог Украины на 2015 год. Соответствующее распоряжение №850-р от 19 августа было размещено в начале недели на правительственном портале. Чуть позже Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) опубликовало и сам документ, анонсировав разработку финплана на следующий год.

"Сейчас идет работа над консолидированным финансовым планом всех железных дорог на 2016 год для того, чтобы уже в начале года предприятие получило возможность осуществлять капитальные инвестиции и улучшать техническое состояние путей и подвижного состава. Ожидается, что документ будет отправлен на согласование в Кабинет министров до конца ноября, — сказано в сообщении пресс-службы.

Если это случится в оговоренные сроки, то это может стать хорошим сигналом для реформируемой отрасли. Ведь в нынешнем году железнодорожники заждались главного финансового документа и большую часть года прожили без возможности инвестировать в инфраструктуру и подвижной состав.

Согласно утвержденному финплану в 2015 году, который, к слову, закончится уже через 4 месяца, "Укрзализныця" хочет получить 57,3 млрд грн чистого дохода. Это на 18,7% больше прошлогоднего результата. Более того, это даже выше, чем в докризисном 2013 году — на 14,6%.

Однако объем грузоперевозок должен сократиться на 5% до 234 907 млн т·км. "Рост финпоказателей на фоне снижения грузооборота происходит из-за повышения тарифов на грузоперевозки: на 12,5% летом 2014 и на 30% с февраля 2015", — объяснил аналитик "Центра транспортных стратегий" Дмитрий Ягелло.

При этом документ не решает главную проблему — обновление парка локомотивов и вагонов, ведь капитальные инвестиции сократились на 65,3% по сравнению с плановым показателем 2014 года до 2055,1 млн грн. Из них на закупку нового подвижного состава может быть направлено лишь 108,6 млн грн.

"Примечательно, что несмотря на заявления Яценюка и Пивоварского, в финплане так и не предусмотрели средства на приобретение нового дизель-поезда ДПКр2 "Обрий", который был разработан и построен специалистами Крюковского вагоностроительного завода. Также там нет денег на новые локомотивы и вагоны, которые позволили бы повысить эффективность перевозок и качество предоставляемых услуг", — рассказывает экс-замминистра инфраструктуры, эксперт в сфере транспорта Александр Кава.

Кто тянет на дно?

С реальностью показателей дохода и инвестиций опрошенные эксперты в целом соглашаются. А вот чистая прибыль в целом "Укрзализныци", как и отдельных региональных железных дорог, по данным агентства РБК-Украина, имеет мало общего с реальностью. Подготовка документа началась еще в начале года, тогда же были произведены основные расчеты. Однако к настоящему времени уже есть фактические финансовые результаты железных дорог, сформированные в первом и втором кварталах. Они не совпадают с тем, что было заложено в финплан. Поэтому при согласовании его Кабмином, часть министерств попросили внести корректировки. МИУ на это не пошло, составив в дополнение к финплану протокол согласования.

Чистый убыток железных дорог будет зафиксирован второй год подряд. В опубликованном финплане запланирован чистый убыток в размере 47,9 млн грн., что на 298 % меньше, чем было в 2014 г. — 622,7 млн грн. Напомним, что в 2013 году "Укрзализныця" получила 487,9 млн грн чистой прибыли.

В обоих случаях более чем заметно влияние Донецкой железной дороги. Убыток от ее деятельности в текущем году планируется на уровне 622,4 млн грн., а по итогам 2014 года этот показатель вообще превышал 1,1 млрд грн.

А вот без учета Донецкой железной дороги суммарная чистая прибыль остальных региональных дорог ожидалась в размере 574,5 млн. грн. Однако это лишь предварительная оценка. Ведь по данным РБК-Украина фактические итоги работы отрасли в первом квартале должны существенно откорректировать годовые показатели.

В первом квартале 2015 г. железные дороги Украины получили чистый убыток в размере 565,3 млн грн при плане 337,5 млн грн. Произошло это за счет все той же Донецкой железной дороги, убыточность которой составила 625,8 млн грн. С учетом этого фактора фактические финрезультаты по итогам года будут существенно отличаться от плановых, и чистый убыток отрасли может возрасти до 275,8 млн грн. Однако и это не предел.

"Расхождение между планом и фактическим показателем в первом квартале составило свыше 100 млн грн. При этом только за первый квартал ДонЖД получила такой убыток, сколько по плану должна получить за весь год. Поэтому по итогам года корректировкой в 200 млн грн к плану не обойдешься. Более того, многие опубликованные цифры были сформированы весной, когда еще плохо был понятен уровень годовой инфляции. Также была сделана ставка на повышение тарифов, в частности в пассажирских перевозках. Насколько я знаю, повышение стоимости проезда планировалось сначала на весну, потом на июнь. Но до сих пор отдельные повышения были только в пригородном сообщении на некоторых железных дорогах", — считает старший аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко. По его мнению, реальные результаты работы отрасли будут гораздо хуже плановых.

Кроме того, имеющийся финплан не позволяет "Укрзализныце" развиваться. "Предприятию просто необходимо обновлять подвижной состав, модернизировать пути. Правительство должно было пойти на встречу "Укрзализныце" и заложить в госбюджете на этот год прямые государственные дотации на приобретение подвижного состава, как минимум, 1,5-2 млрд грн", — считает Кава.

На эти средства необходимо было бы закупить несколько пригородных поездов и несколько сотен грузовых вагонов, которые производятся в Украине. Это стало бы неплохим подспорьем не только "Укрзализныце", но и украинским вагоностроительным предприятиям, которые страдают от потери продаж на российском рынке.