НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Пристыдить "толстяка": как в Украине будут взвешивать грузовики

Пристыдить "толстяка": как в Украине будут взвешивать грузовики
Как будет работать "умная система" автоматического взвешивания грузовиков в движении, и как она поможет фиксировать нарушения ПДД

В Украине при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) начата реализация пилотного проекта по применению интеллектуальной транспортной системы взвешивания автотранспорта во время движения (Weight-in-Motion или WiM).

Как рассказали в Мининфраструктуры (МИУ), WiM-комплекс будет выявлять среди потока перегруженные грузовики и передавать информацию инспекторам "Укртрансбезопасности" на мобильные пункты контроля, расположенные дальше по дороге. "Получив подробную информацию, инспекторы будут останавливать автомобиль и проводить контрольное взвешивание. В случае подтверждения нарушения оно будет документироваться и накладываться соответствующие санкции", — рассказал министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Проект разработан совместно МИУ, "Укравтодором" и "Укртрансбезопасностью" при поддержке ЕБРР. По предварительной оценке, весной 2018 года будут подписаны все договоры и в мае начато строительство систем.

Где и за что построят

В "Укравтодоре" предлагают установить 6 спецконструкций для автофиксации взвешивания транспорта на шести дорогах: М-01 Киев-Чернигов-Новые Ярыловичи, Н-01 Киев-Знамянка, М-05 Киев-Одесса, М-06 Киев-Чоп и М-07 Киев-Ковель-Яготин. Фиксация будет проходить в пригородах, для транспорта, заезжающего столицу, кроме того, еще один комплекс планируется построить на трассе М-06 Киев-Чоп в сторону Житомира (Житомирская область).

Строить умные станции планируется за счет кредитных средств ЕБРР. "Пилотный проект планируется реализовать в рамках сэкономленных средств, выделенных Украине на инфраструктурный проект "Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к Киеву" (кредитное соглашение от 2011 года), поэтому его реализация возможна только на дорогах, которые являются частью этого проекта. На основе опыта этого проекта планируется развертывание аналогичных систем в других областях, в первую очередь Одесской, Николаевской и Херсонской", — рассказал министр. Стоит отметить, что области, указанные министром, портовые, потому, скорее всего, таким образом МИУ планирует убрать перевес автомобилей на "самых жарких местах".

Стоимость проекта с ЕБРР может составить до 2,1 млн евро. В эту сумму входит как закупка весовых комплексов, так и программное обеспечение, data-центр и необходимое серверное оборудование для работы в течение 5 лет.

В МИУ подчеркнули, что комплексы будут установлены на подъездах к Киеву и смогут работать в обоих направлениях и круглосуточно. Для того чтобы полностью закрыть дорожное кольцо вокруг Киева, необходимо также установить интеллектуальную систему взвешивания транспортных средств (ТС) еще на двух дорогах: М-03 Киев-Полтава и Н-07 Киев-Сумы, но проблема пока в том, что эти дороги не входят в проект ЕБРР, по которому выделяются средства. По некоторым данным, для "закольцовывания" Киева МИУ и "Укравтодор" ведут переговоры с Мировым банком для установки еще двух комплексов на дорогах. В МИУ же сообщили, что предложили Киевской ОГА профинансировать этот проект.

Умный асфальт и рамка

Каждый WiM комплекс состоит из нескольких основных элементов:

  • электронная система взвешивания, встроенная в покрытие дороги, которая контролирует все имеющиеся на дороге полосы движения;
  • закрепленные за каждой полосой движения камеры, фотографирующие автомобиль для распознавания госномера;
  • система обработки и передачи информации в защищенной базе данных, с которой работают инспекторы Укртрансбезопасности (data центр);
  • площадка для контрольного взвешивания, расположенная в пределах 5 км.
Как это будет выглядеть

На дороге будет построена рамка, к рамке будет прикреплена камера для определенной полосы и счетчики размера, а в асфальт вмонтируют датчики, которые будут контролировать весовые показатели транспортного средства.

При фиксации системой ТС с недопустимой нормой нагрузки, данные о нем передаются на мобильный весовой комплекс, расположенный в "кармашке" на расстоянии до 5 км от "умного асфальта". Инспектор проводит взвешивание и, если нарушение подтверждается, выписывает штраф.

В Мининфраструктуры обещают, что все средства, полученные от штрафов за перегрузки крупногабаритного транспорта, будут поступать в Дорожный фонд, что, например, позволит улучшить состояние дорожного покрытия.

Что же касается точности, комплексы допускают небольшие отклонения. Это связано с тем, что у системы будет чуть более одной секунды, чтобы определить нужные показатели.

"В Украине на сегодняшний день можно построить веса (взвешивания автотранспорта во время движения — ред.) в категории А(5) и В(7) — это стандарты Cost 323, которые дают рекомендации, как правильно построить систему автоматического весового контроля. Это значит, что ошибка может быть не более 5% в первом случае или не более 7% — во втором случае. Это допустимый процент ошибки", — отмечают эксперты.

К примеру, если грузовик будет нагружен 42 тоннами вместо разрешенных 40 тонн, его не будут останавливать.

Помимо весового контроля, в data-центр будут поступать данные о всем трафике, который происходит на дорогах. Это, в свою очередь, поможет как "Укравтодору" при ремонте дорог, так и Киевской ОГА при подготовке проектов, связанных с трафиком.

Проблемы и перспективы

Сегодня сделать полностью автоматической систему контроля и штрафования невозможно из-за отсутствия надлежащей законодательной базы. "Прежде всего, нужно изменить законодательство, чтобы можно было притянуть к административной ответственности владельца транспортного предприятия, где числится ТС. Для этого строятся эти рамки (в некоторых местах они могут быть совмещены с пешеходным мостом, что сэкономит средства). Потом будут подготовлены места для контроля. В перспективе эту систему можно использовать для контроля скорости автомобилей, парковки", — отмечают на рынке.

Чиновники обещают, что в будущем будет подготовлен законопроект, регламентирующий работу системы, и она продолжит функционировать автоматически.

В то же время, пока не ясно, как комплексы будут справляться с объемами движения по трассам. Интенсивность движения тяжеловесного транспорта на трассе М-01 — 2,6 тыс. машин в сутки, на трассе Н-01 — 1,25 тыс. машин, на трассе М-05 — 4,63 тыс. машин, на трассе М-06 — 6 тыс. машин, на трассе М-07 — 2,1 тыс. машин, на трассе М-06 в направлении Житомира — 3,29 тыс. машин.

К примеру, среднее время для взвешивания ТС инспектором мобильного весового комплекса, калькуляция, проверка документов, выписка штрафа и т. д. занимает около 30 минут. В день при постоянной загрузке можно осмотреть 48 машин. Также не понятно, как будут устранены коррупционные риски на самом передвижном весовом комплексе.

Тем не менее, несмотря на все неясности, в "Укравтодоре" признаются: если этого не сделать, то дороги в Украине придут в ужасное состояние. Кроме того, это рычаг влияния на чиновников для принятия законопроектов и внедрения полной автоматизации контроля на дорогах.

Хорошо забытое старое

В Мининфраструктуре сообщили, что уже сейчас на трассе Киев-Чоп в тестовом режиме работает система автоматического весового контроля грузового транспорта.

"Это и есть пилотный (тестовый) проект, который, мы надеемся, даст старт для масштабного строительства весовых комплексов по всей Украине и подтолкнет депутатов принять закон об автоматической фиксации нарушений весовых норм", — отмечает министр.

Напомним, еще в 2014 году представителям СМИ продемонстрировали работу первой в Украине автоматизированной системы весового контроля. Экспериментальную установку для определения перегруженных автомобилей "Укравтодор"разместил в с. Капитановка (Киевская обл.) на дороге Киев-Чоп.

Тогда система вызвала массовую критику в СМИ, ведь так и не было подписано никаких договоров, а инвестор — чешская компания ООО "Стар Транс Евро" — существовал только номинально, как, впрочем, и сейчас.

"Это были частные средства. Возможно, проект планировался как государственно-частное партнерство, так и не был сделан data-центр, проект работал без договоров с Киевской ОГА, ни с МИУ. Просто приехали и построили", — отмечает источник Delo.ua.

Однако в МИУ настроены оптимистически и планируют существующий комплекс на трассе М-06 модернизировать.

"Перед объявлением тендера на реализацию пилотного проекта по строительству весовых комплексов совместно с европейскими экспертами будут выписаны технические спецификации, согласно последним мировым стандартам, и если этот комплекс будет целесообразно реанимировать, он снова будет запущен в работу", — отметил министр, не уточнив, как и с кем в МИУ будут договариваться о реанимации.

Как отметил экс-директор департамента стратегического развития дорожного хозяйства и автотранспорта Министерства инфраструктуры, председатель правления в общественной организации "Моя дорога" Роман Хмиль, еще в 2015 году в рамках общественной организации были сделаны рекомендации для МИУ, "Укравтодора" и банков в части реализации концепции проекта "Взвешивание в движении".

В этих рекомендациях были отображены поэтапно шаги внедрения системы автоматизированного контроля для соблюдения норм весовой нагрузки для дороги. Но нынешние чиновники решили "пройти свой путь". Удастся ли воплотить новую-старую идею о взвешивании транспорта в движении — увидим в 2018-м.