22 августа, 10:08

Виртуальная реальность создает добавочную стоимость для бизнеса — основатель Raccoon.World

Светлана Малеванная, СЕО и ко-фаундер украинской технологичной компании Raccoon.World рассказала о том, как создается виртуальная реальность, и поделилась идеями использования ее в бизнесе

Виртуальная реальность создает добавочную стоимость для бизнеса — основатель Raccoon.World

По оценкам фонда The Venture Reality Fund, в 2017 году мировые инвестиции в технологии виртуальной и дополненной реальности  (VR/AR) составили $2,3 млрд — это больше, чем когда-либо ранее в истории. По данным исследования, проведенного Unit.city, к началу 2018 года в Украине насчитывалось 29 стартапов, которые работали в 14 рыночных сегментах сферы VR/AR. Среди них — компания Raccoon.World, основанная в 2016 году. Одним из направлений деятельности стартапа является разработка гаджетов и программного обеспечения для VR. Мы расспросили основательницу компании Светлану Малеванную о виртуальной реальности и о том, как она может пригодиться бизнесу. 

Светлана выступит в качестве спикера Business Wisdom Summit, который пройдет в Киеве 27-28 сентября. 

Светлана, расскажите, как "делается" VR и AR?

Для погружения в виртуальную реальность (VR) нужно приложение и очки/шлем виртуальной реальности, которые помещают пользователя в центр виртуального мира — все достаточно просто и понятно. Так, надев очки, можно прогуляться по Марсу или осмотреть номер отеля, который забронировали для отпуска.

С дополненной реальностью (AR) немного сложнее. Здесь нужны следующие компоненты: маркер (изображение, к которому будет привязываться объект), сам объект (это может быть видео, статичная или анимированная 3D-модель, фото 360") и приложение, которое свяжет маркер с объектом. Именно через приложение пользователь и будет видеть "магию" при наведении смартфона на маркер. По такому принципу можно создать книги с ожившими рисунками, приложение с навигацией, виртуальную скульптуру и прочее.

Также дополненная реальность может быть GPS-ориентированной — вместо маркера используются координаты (как, например, в Pokemon Go) или с привязкой к поверхности, когда камера устройства считывает пол или землю и размещает на ней объекты (как, например, приложение по планировке квартиры от IKEA).

В более продвинутых VR/AR решениях также используются контроллеры собственной разработки (пульт, VR-перчатки и пр.), которые позволяют не просто посмотреть на виртуальный объект, но и повзаимодействовать с ним — например, погладить виртуального котенка. Такие контроллеры основаны на нашей разработке контроллера для видеоигр Raccoon.Clip, также подобный контроллер мы используем в нашем решении для реабилитации кистей рук Raccoon.Recovery.

Помимо этих продуктов, вы занимаетесь и реализацией VR-решений для бизнеса. Почему выбрали такой вектор?

В конце прошлого года мы поняли, что за годы работы с западными рынками у команды накопился опыт и массив знаний в отрасли создания решений под VR/AR, а посещение топовых мировых мероприятий позволило глубоко понять возможности использования технологий. Грех было бы не применить эти знания дома, в Украине. Поэтому мы стали помогать отечественным бизнесменам  создавать добавочную стоимость продуктов и услуг, а потребителям — получать новый, увлекательный опыт от взаимодействия с брендами.

В чем принципиальные отличия ваших решений? Какие конкурентные преимущества?

Кроме успешно реализованных кейсов, у нас есть десятки идей, еще никем не реализованных на рынке Украины, которые позволят бизнесменам оторваться от конкурентов, улучшить позиции на рынке, и, что самое главное — финансовые показатели. Это и AR-приложения для навигации в ТРЦ (с рекламными площадями и виртуальной картой лояльности), и квест-комнаты с дополненной реальностью, и фото-пойнты 360" для ивентов, и "живые" детские раскраски, и даже 3D AR-открытки с будущим малышом. Кроме этого, мы готовы создавать хардверные (аппаратные) решения любой сложности — у нас для этого есть и опыт, и экспертиза.

Расскажите о самом интересном кейсе, который реализовали для бизнеса

К сожалению, этот проект под NDA (соглашение о неразглашении), поэтому я не могу назвать его заказчика, но расскажу суть. Мне позвонил мой друг-разработчик. Его клиенту нужно было решение сложившейся на заводе проблемы с обучением персонала.

Во-первых, в реальных условиях обучение было весьма дорогостоящим — для каждого, кто его проходил, необходимо было создать полноразмерную копию будущего рабочего места с рабочими механизмами. Во-вторых, возникла необходимость масштабировать этот процесс, ведь чтобы обучить двух человек параллельно, нужно было за такое оборудование заплатить двойную стоимость.

Мы пришли к решению перенести человека из реального мира в виртуальный, где моделировалась одна из необходимых ситуаций. Мой друг-разработчик делал софт-составляющую — отрисовывал весь мир, анимировал персонажей и различные объекты. Нам же надо было сделать определенную модификацию перчатки-контроллера для передачи движений в VR и разработать несколько систем крепления датчиков. Этот проект затянулся на полгода, но в результате и мы, и заказчик получили именно то, что хотели.

В итоге заказчик теперь тратит минимум денег на обучение сотрудников и может обучать одновременно сотни сотрудников. Людям очень нравится этот опыт взаимодействия с VR, они горды быть частью инновационной компании. И еще интересный момент: стоимость нашей разработки составила меньше, чем стоимость одного комплекта оборудования, которое использовалось ранее.

Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?

Сейчас в Украине уровень принятия технологий такого уровня достаточно низкий ввиду отсутствия знаний. Мы в Raccoon.World решили взять образовательную миссию на себя. Будем проводить мероприятия для маркетологов, директоров по развитию и руководителей/владельцев бизнеса с раскрытием возможностей VR/AR для получения бизнес-выгод и разбором конкретных кейсов. Первый мастер-класс под названием "Нереальный маркетинг: VR/AR как эффективные инструменты бизнеса" мы уже провели 16 августа.

В каких отраслях наиболее перспективно применение VR/AR решений? Как малый и средний бизнес могут использовать инструменты виртуальной и дополненной реальности?

Действительно, VR/AR — это удовольствие не только для крупных игроков рынка. Хотя решения стоят недешево, мы всегда просчитываем, какой профит в итоге получит заказчик, и выбираем решение с соответствующей пропорцией: цена/конечная выгода.

Успешных кейсов много в самых разных сферах. Так, например, дополненная реальность в детской книге увеличила продажи до 50 раз при незначительном увеличении себестоимости экземпляра; использование AR-приложения на стенде разработчика ПО для бизнеса увеличило поток посетителей и длительность их контакта с брендом на ивентах; VR-магазин для сети товаров электроники позволил дополнить линейку крупногабаритными товарами без оплаты арендных площадей; а создание виртуального памятника в честь открытия технологичного проекта принесло более 200 бесплатных публикаций в ведущих СМИ.

Насколько нынешний украинский рынок VR/AR конкурентен? Как он развивается?

Рынок VR/AR в Украине пока что очень молод. Есть талантливые разработчики с нужными знаниями, несколько компаний, создающих решения для бизнеса, но остро не хватает понимания, что VR/AR — это не просто технология ради технологии, "фишка" для вау-эффекта. VR/AR-решения — это мощнейший инструмент для достижения бизнес-выгод — повышения продаж, удержания клиента, brand awareness. Причем этого понимания нет пока что ни у большинства бизнесменов, ни у разработчиков. Последние редко вникают в задачи клиента и предлагают только вау-эффект без достижения KPI предпринимателей. Хотя, на мой взгляд, именно компании-разработчики должны доносить возможности и перспективы технологий до бизнесменов и предлагать решения, которые принесут пользу заказчику. Сегодня сложно назвать украинский рынок конкурентным. Всех разработчиков под VR/AR мы считаем нашими партнерами, сотрудничаем с некоторыми из них, когда количество заказов превышает количество свободных рук в нашем отделе разработки.

Топ-5 слов, которые лучше всего характеризуют вас как предпринимателя

Решительность, авантюризм, любовь к делу, общительность, самоотдача.

Ответы на какие вызовы сегодня занимают большую часть рабочего времени предпринимателей? И какие из них они поставили перед собой сами, а какие — обстоятельства.

Для руководителя:

  • Как собрать и мотивировать команду.
  • Как сформировать продукт.
  • Где взять деньги или как выжить без денег.

Остальные задачи либо занимают немного времени, либо их можно делегировать собранной мотивированной команде.

Если разделить жизнь в бизнесе на этапы, то сколько их будет? Чем ознаменован каждый из них? Какую основную мудрость каждый этап внес в общую копилку?

Для меня любой бизнес состоит из следующих этапов:

  • Рождение идеи — самый прекрасный и даже романтичный этап. Первичный сбор информации, который показывает, как много существует вариантов развития, пока не начинаешь сталкиваться со сложностями реализации.

  • Рождение продукта: валидация гипотезы — первая продажа. С точки зрения бизнеса это один длинный этап. После формулировки гипотезы многие концентрируются на валидации идеи и умирают стартапом, так и не став бизнесом.

  • Отлаживание процессов продаж, производства и логистики. Немного бюрократии в работе команды при наличии инструментов для мотивации.

  • Масштабирование бизнеса и поиск новых решений. Чтобы не умереть, а развиваться, бизнесу все время нужно следить за трендами, всегда идти на опережение. Искать новые возможности нужно именно в момент роста, а не тогда, когда приходит понимание, что бизнес перестает расти или умирает. Если вы допустили это, считайте, он уже умер.

Что нужно делать, чтобы обрести "бизнес-дальнозоркость": диагностировать возможности и распознавать тренды раньше других?

Очень много общаться с разными людьми (бизнесменами, экспертами, креативщиками) и много читать о разных сферах. Идеи, которые приходят в голову, проектировать на бумаге и проигрывать с командой как часть тимбилдинга и саморазвития.

Что вы думаете о корреляции уровня IQ, SQ, EQ, LQ с достижениями личности?

У настоящего лидера должен быть баланс указанных коэффициентов. Но это не значит, что не может быть прекрасного лидера с низким уровнем SQ или IQ.

Каждое из качеств можно в себе развивать. Я уверена, что все мы настолько пластичны, нейропластичны и умственно/эмоционально пластичны, что при желании можно сделать из себя кого угодно.

Какими новыми понятиями и словами нужно интересоваться, чтобы быть на гребне завтра? Чему учиться?

Я не считаю, что какими-то конкретными словами нужно интересоваться. Во-первых, это мейнстрим — интересоваться новыми понятиями. И если на пике вы начнете только интересоваться каким-то направлением, вы не успеете. Во-вторых, чтобы сделать крутой продаваемый продукт, первым делом вы должны разбираться в конкретной отрасли, и у вас должна лежать душа к этому направлению. Много было случаев, когда люди начинали заниматься бизнесом на волне развития той или иной индустрии, но терпели крах только потому, что не были креативны в том, что не грело душу и не вдохновляло. В третьих, многие индустрии ходят по кругу. Мало кто знает, что AI и VR были хайповыми в 80-90. Сейчас, в 2010-х мы переживаем вторую волну.

Но тем не менее могу посоветовать найти для себя лидеров мнения, которые будут вам по душе тем, что говорят и что делают. И как минимум вы можете следить за их ходом мысли.


Подробнее о спикерах Business Wisdom Summit 2018 здесь

Программа саммита

Купить билет

Больше информации o Business Wisdom Summit на bws.delo.ua

 

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Что нужно, чтобы обрести "бизнес-дальнозоркость" — рецепт Марины Квашниной
Бизнес 01 августа, 16:08

Что нужно, чтобы обрести "бизнес-дальнозоркость" — рецепт Марины Квашниной

Марина Квашнина, владелица и СЕО Edenlab (разработчик национальной цифровой платформы здравоохранения E-Health), о вызовах, книгах и "бизнес-дальнозоркости"

Несмотря на размер компании, надо оставаться стартапом в душе — Катерина Рыбаченко
АПК 08 августа, 16:08

Несмотря на размер компании, надо оставаться стартапом в душе — Катерина Рыбаченко

Big data, robotization, drone... СEO холдинга "Агро-Регион" Екатерина Рыбаченко о ключевых словах агросектора будущего