Гостаможня: Контрабандистов будут судить быстрее

Глава Гостаможни Игорь Калетник рассказал «ДЕЛУ», как можно ускорить процесс суда над контрабандистами и о рычагах влияния на судей, не отличающих норковые шубы от стаканов

Игорь Григорьевич, вы заявили о том, что заставите всех импортеров честно декларировать ввезенный товар. Но это может повлечь существенное удорожание импортных товаров…

Мы прогнозировали, что цены могут возрасти. Однако этого не произошло. Цены даже немного упали, особенно на импортную технику. Кроме того, за последние три месяца в базе таможенной статистики появилось в несколько раз больше товаров, которых не было вообще или были в мизерном количестве. Действительно, импорт начал выходить из тени благодаря официальным импортерам. Об этом говорит голая статистика:  за первое полугодие 2010 года холодильников было ввезено 6 млн. штук, что в 8 раз больше, чем за аналогичный период 2009 года, а ноутбуков - 25 тыс. штук, что в 9 раз больше, чем в за шесть месяцев 2009 г. Ранее это завозилось сюда без таможенного оформления или с оформлением по заниженной цене. Импортеры поняли, что Гостаможне можно доверять и что это надежный партнер для тех, кто стремиться честно платить налоги. Мы и далее жестко будем бороться с контрабандой и серым импортом, а цены, поверьте, будут только снижаться. Ведь больно было только первый месяц, когда люди ощутили, сколько они теряют из-за того, что их заставляют честно заплатить. А потом они привыкли и продолжают нормально работать, а ночью спать спокойно.

Вы декларируете, что одним из главных является направление борьбы с контрабандой. Есть ли у вас соответствующие юридические механизмы для этого?

Как вы знаете, в Украине таможня не может заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Хотя большинство таможенных служб мира имеют такие полномочия. Например, три года назад такое право получила казахстанская гостаможня, а два года назад – албанская. Украинская таможня такими рычагами не наделена. Хотя это повысило бы ее эффективность. Поэтому мы сегодня вышли с инициативой к Кабмину по поводу внесения изменений в криминально-процессуальный кодекс. Мы предлагаем декриминализировать понятие статьи «Контрабанда». Наша инициатива состоит в том, чтобы контрабанда обычных товаров перестала быть криминальным деянием. Криминальным деянием может быть только везение в Украину сильно действующих, психотропных веществ и т.д. Любая другая товарная контрабанда носит экономический характер. Нашу инициативу поддерживают и в СБУ, и в Кабмине.
А сейчас, пока законодательно этот вопрос не урегулирован, процесс затягивается, и за это время разные дельцы умудряются обрубить все концы и дела против них годами валяются в столах у следователей. После того, как будут приняты изменения в криминально-процессуальный кодекс, сразу после фиксации контрабанды, средства от конфискованных товаров будут направляться в госбюджет, а материалы – сразу в суд.

Неужели суды принимают адекватные решения, по вашему мнению?

Отнюдь. Согласно статистике, по решению суда, в большинстве случаев, конфискуют лишь тот товар, который стоит до 2 тыс. грн.,  а тот, который дороже 400 тыс. грн и выше – конфискуют по решению суда лишь в 2 случаях их 100. Это нас очень сильно волнует. Поэтому мы инициировали обращение в Высший совет юстиции и просим их отреагировать на решения ряду судов. И уже есть некоторая реакция. К примеру, остановлено решение судов, которыми устанавливалась таможенная стоимость или даже код товара. К примеру, заявлялось, что это не шуба, а стакан. И решением суда заставляли таможенную службу соответственно осуществлять таможенное оформление.