Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

СМИ Польши: Путин сам решал, как должно вестись расследование причин авиакатастрофы под Смоленском

Премьер-министр России Владимир Путин 13 апреля 2010 года сам определял, по каким положениям нужно проводить следствие по авиакатастрофе, которая произошла под Смоленском. К такому мнению пришли СМИ Польши, во время анализа рапорта МАК

Из рапорта Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на тему катастрофы Ту-154М следует, что российская сторона с самого начала решала, кто и каким способом должен выяснять обстоятельства трагедии. Об этом в субботу пишет польская газета Rzeczpospolita.

Правительство Польши было не только пассивным участником в этом деле, но не выявил даже, когда принял юридические основания, на которых МАК проводил предварительное следствие.

Одним из первых официальных решений российской стороны сразу же после трагедии 10 апреля было создание президентом РФ Дмитрием Медведевым госкомиссии по выяснению причин авиакатастрофы. Ее возглавил российский премьер Владимир Путин.

В то же самое время на территории, где упал польский самолет, с 19.15 работала специальная группа экспертов, состоящая из представителей МАК и Службы безопасности полетов авиации воздушных сил РФ (СБП А ВС РФ). С 10 по 13 апреля их работу контролировал 55-летний Сергей Байнетов, опытный пилот, выпускник Военной академии Генштаба Воздушных сил Российской Федерации, глава СБП А ВС РФ.

Три дня спустя Путин поручил МАК исследовать обстоятельства катастрофы. Основанием действий Комитета премьер-министр России указал приложение 13 к Чикагской конвенции. Как пишет в своем рапорте МАК, это решение было принято Польшей и того же самого дня МАК «при согласии Министерства национальной обороны Польши» создал комиссию по выяснению обстоятельств катастрофы.

Россияне – главные в расследовании

О доминирующей роли россиян в этом деле 24 апреля сказала глава МАК Татьяна Анодина во время встречи с польскими экспертами. Она утверждала, что основанием действий МАК было решение российского правительства о проведении расследования катастрофы «согласно с международными стандартами и положениями Чикагской конвенции», которую ратифицировало 190 стран, в том числе Польша и Россия.

Кабмин Польши сам дал всю власть россиянам

Правительство Польши до сих пор не подтвердил, когда и при каких обстоятельствах согласился на выбранную МАКом процедуру выяснения обстоятельств катастрофы. Неизвестно также, была ли это устная договоренность или письменная.

Rzeczpospolita допускает, что предварительные установки могли быть приняты уже 10 апреля – во время телефонного разговора премьера Польши Дональда Туска с президентом Медведевым и премьером Путиным.

Этот вопрос могли обсуждать в тот самый день, но позже – во время вечерней встречи польского и российского премьеров в палатке, которую поставили возле места катастрофы, считает польское издание. На эту тему не высказывался Туск во время последней пресс-конференции в четверг. Тогда он только подчеркнул, что российская сторона навязала полякам Чикагскую конвенцию.

Споры вокруг рапорта МАК

Однако это дело вызывает много споров. Из письма МАК следует, что Комитет работал не на основании конвенции, а только на основании ее технического приложения 13 и того, что на это согласилось польское правительство.

«В случае смоленской катастрофы Чикагская конвенция не имела непосредственного применения, - считает эксперт международного права Петр Шрамм. – Если Польша и Россия совместно договорились, что в процедуре исследования причин катастрофы будет использоваться приложение 13, то только это приложение, а не целая конвенция. Она (конвенция. – «ДЕЛО») относится к гражданским полетам, а не военным».

Если МАК не придерживался Чикагской конвенции, то Польша не может апеллировать в соответствии с предусмотренными в ней процедурами.

Профессор и эксперт международного права Геновефа Грабовская указывает на другую проблему. Даже если бы МАК работал в соответствии с Чикагской конвенцией, то все равно нельзя бы было апеллировать на его рапорт: Положения конвенции указывают порядок действий в случае, если государства не пришли к соглашению. А рапорт не подготовлен правительством России, а только независимой институцией МАК, которая не является стороной конвенции. Трудно будет убедить международные авиационные органы, что все обстоит иначе.

Во время пресс-конференции премьер Польши Туск сказал, что нет документа, который подтверждает согласие Польши на применение Чикагской конвенции при расследовании МАК. Дональд Туск подтвердил, что это российская сторона выбрала конвенцию и добавил, что если бы власти Польши должны бы были еще раз принимать решение, «то наш порядок действий и принятые процедуры были бы идентичными, так как лучших нет».

Почти половина поляков не поддерживает рапорт МАК

46% поляков считает, что рапорт МАК фальшиво представляет причины катастрофы под Смоленском.

23% считают, что рапорт является правдивым.

31% поляков пока еще не определились.

Об этом свидетельствуют результаты соцопроса TNS OBOP, проведенного по заказу польского издания Gazeta Wyborcza.

58% опрошенных считают, что рапорт МАК неправдиво представляет причины катастрофы с российской стороны, 15% - что правдиво. Остальные же 27% не имеют мнения в этом вопросе.

Российская комиссия официально завершила работу

Российская госкомиссия по установлению причин катастрофы под Смоленском самолета Ту-154, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные польские руководители, завершила работу, сообщает в субботу пресс-служба правительства РФ.
"С учетом окончания работы технической комиссии МАК и передачи материалов следственным органам, а также реализации всех мероприятий, предусмотренных решением государственной комиссии по установлению причин катастрофы самолета Ту-154, произошедшей 10 апреля 2010 года в Смоленской области .., правительством РФ по представлению заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова принято распоряжение считать ее работу завершенной", - говорится в сообщении.

Все имеющиеся в распоряжении государственной комиссии материалы переданы в Следственный комитет России, который совместно с польской стороной продолжает расследование по соответствующему уголовному делу.

Официальные причины катастрофы

Напомним, МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь (0,6 промили). Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.

Такой отчет вызвал критику брата погибшего президента Ярослава Качиньского. В тот же день он резко раскритиковал рапорт МАК, назвав его бездоказательным. Качиньский на пресс-конференции заявил, что эксперты МАК в одностороннем порядке и без оснований обвинили в катастрофе польскую сторону.

Глава государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что доклад МАК содержит ошибки. В частности, Клих считает, что у экипажа не было возможности безопасно уйти на запасной аэродром.

Официальную позицию Польши по отчету МАК озвучил в четверг премьер Дональд Туск. Он назвал доклад неполным, при этом отметил, что базовые утверждения документа Польша не ставит под сомнение. Туск заявил также, что польские власти не допустят ситуации недопонимания с Москвой, которая может помешать улучшению отношений двух стран. Варшава пообещала представить свои материалы по расследованию.