ОМКФ — это не только кино: о новом клубе инвесторов — Виктория Тигипко

О событиях на ОМКФ для бизнес-сообщества, встречах и дискуссиях в новом клубе инвесторов iClub, лекциях Digital media, питчингах кинопроектов и презентации стратегии недавно созданной Украинской киноакадемии рассказала президент ОМКФ Виктория Тигипко

В Одессе завершился восьмой международный кинофестиваль. Розданы награды четырех конкурсов и гран-при "Золотой дюк", присуждаемый по итогам зрительского голосования.

Но, кроме ста кинопоказов, в фестивальной программе фестиваля был большой блок событий, не связанных напрямую с просмотром фильмов.

Начало серии бизнес-мероприятий дал UVCA Investors Day, стартовавший в первый день Одесского кинофестиваля. Он был организован ОМКФ в партнерстве с TA Ventures. Public talk провели Хосе Марин, соучредитель и CEO IG Expansion, соучредитель FJ Labs, Super Angel инвестор, и Андрей Колодюк, управляющий партнер AVentures Capital и председатель UVCA. Затем в панельной дискуссии к последнему присоединились Михаил Меркулов, Active angel инвестор, СЕО Arricano Real Estate и Константин Магалецкий, партнер в Horizon Capital. А в финале состоялся питчинг украинских стартапов.

О бизнес-направлении Одесского кинофестиваля рассказала Delo.ua Виктория Тигипко, президент ОМКФ, глава набсовета Украинской киноакадемии, основатель и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures.

Виктория, в этом году Одесский кинофестиваль проводился в восьмой раз. ОМКФ выстоял в сложный период, каким особенно было первое лето после Майдана, начало военных действий в Донбассе, когда зарубежные гости опасались приезжать в Одессу, и с финансовой стороны было очень сложно. Что для вас самое главное в этой динамике?

Год от года растет количество заявок. В этом году мы получили 911 фильмов из 81 страны, причем даже из таких экзотических, как Чили, Люксембург, Ливан и Перу.

В основных конкурсах и параллельных программах было показано 107 фильмов, в прошлом году — 114. Мы освоили новые фестивальные локации. Например, впервые сделали показы в Зеленом театре. Он вмещает пять тысяч человек: в два раза больше, чем площадка на Ланжероновском спуске (там проходили бесплатные кинопоказы в предыдущие годы — ред.). Впервые на отреставрированной Потемкинской лестнице показали французский фильм — "Дамское счастье" Жюльена Дювивье 1930 года. И впервые, кроме симфонического оркестра, показ сопровождала французская певица Софи Фурнье (этот преформанс — один из самых масштабных open-air-показов Европы, собирающий 15 тысяч зрителей — ред.).

Специальный гость 8-го Одесского кинофестиваля, актриса Изабель Юппер и президент ОМКФ Виктория Тигипко на церемонии награждения

В прошлом году во время фестиваля вы провели несколько ивентов для бизнес-сообщества. Запомнилась лекция известного американского политолога о "трампизации" Европы. В этом году фестиваль расширил программу в формате бизнес-клуба. С какой целью?

Фестиваль — это огромная мощная культурная платформа. На международных фестивалях всегда рядом бизнес-элиты. Проходят нетворкинги, обучающие программы, семинары, мероприятия конфедераций партнеров и бизнесов, не вовлеченных напрямую в партнерство, но считающих фестиваль интересной площадкой.

Одесский кинофестиваль собирает причастных по всем вертикалям, присутствующим в таком мощном понятии, как кино.

Запрет российского контента на телевидении сыграл на руку киноотрасли. Какие еще факторы повлияли на ее "просыпание"?

Киноиндустрия — была в стрессовом состоянии и сейчас начинает искать решения. На съемки фильмов государство выделило 500 млн грн, в этом году запланированы съемки 30 фильмов полного метра, то есть процесс пошел. Конечно, для того, чтобы снимать большое, хорошее кино и поддерживать его в плане дистрибуции и всех тех сервисов, которых не хватает сегодняшней индустрии, цифры должны быть в разы больше, минимум в 2-3 раза больше, а лучше в 5.

Тестовый бизнес-клуб прошлого года трансформировался в этом году в iClub — почему такое название?

Во-первых, iClub ориентирует людей на букву "I" это и инвестиции, и инноваторы — те, кто несет новшества в индустрию. Наш iClub — это Investors Club. Клуб инвесторов в широком понимании: тех, кто сопричастен к инновационному тренду и инвестирует в украинский бизнес: малый, средний, крупный.

Проводя iClub в период Одесского кинофестиваля, мы несем миссию объединения бизнесовых и культурных элит. Потому, что именно этого нетворкинга не хватает нашим культурным элитам. Им нужно больше практических знаний, полученных в общении с людьми бизнеса, для того чтобы имплементировать эти знания в индустрию кино — применять их в продажах, маркетинге, промоушне, пиаре, внедрении новых технологий. Это очень важно.

  • iClub (investors club) — коммуникационная платформа для культурных и бизнес-элит Украины, созданная для эффективного нетворкинга, поиска новых возможностей инвестирования и развития бизнеса в рамках 8-го ОМКФ.

Кого вам было интересно пригласить на iClub?

Владельцев бизнеса — малого, среднего и крупного — со всех регионов Украины из абсолютно всех секторов, людей, связанных с инвестициями, с новыми технологиями, чтобы создавать объединяющую картинку для тех, кто развивает инновационную составляющую в Украине.

Темы, что обсуждались, были связаны исключительно с бизнесом?

Были и темы, которые являются развивающими для абсолютно всех элит: и бизнесовых, и культурных.

Специальным гостем был Ричард Баркер — один из ведущих ученых и экспертов в мире по разработкам, связанных с медициной будущего. В своих последних книгах "Медицина 2030" и др. он очень четко описывают состояние, где мы находимся сегодня в медицинских научных исследованиях, что нас ждет в ближайшие десятилетия, сколько лет мы будем жить, например. Очень интересное направление.

  • "Прецизионная медицина — здоровая и длинная жизнь для каждого" — таким докладом открыл iClub Ричард Баркер, директор "Центра развития устойчивых медицинских инноваций (CASMI)", экс-генеральный менеджер бизнесов компании IBM в области здравоохранения и руководитель европейской практики здравоохранения McKinsey. Модератором выступит Джеймс Пейр — ведущий эксперт в биологии стволовых клеток, сооснователь Apollo Ventures антистарение, геронтология.

Еще один наш гость — ведущий эксперт по вопросам старения и антологии Джеймс Пейр, создатель Apollo Ventures. Мы мало знаем, что происходит на самом деле в этой вертикали, и эта тема одинаково актуальна для всех наших гостей.

А для того, чтобы представители бизнеса почувствовали возможности кино, продолжили знакомить их с первыми именами на глобальной киносцене. В прошлом году это был племянник Висконти — режиссер Уберто Пазолини. В этом году — режиссер Сергей Лозница, обладатель множества наград престижных мировых кинофестивалей (на Одесском кинофестивале состоялась украинская премьера фильма Сергея Лозницы "Кроткая", участвовавшего в конкурсе Каннского кинофестиваля, осенью лента выйдет в украинский прокат — ред.).

Виктория Тигипко, президент ОМКФ, и режиссер Сергей Лозница (iClub, ОМКФ)

А кого из украинских спикеров пригласили на iClub ? Какие локальные темы обсуждались?

Второй мощный блок был посвящен как раз украинскому бизнесу. Говорили о челенжах, которые сегодня есть, о проблемах — тех, с которыми сталкиваются участники этого обсуждения, о том, как они эти проблемы решают. Идея дискуссионной панели состояла в том, чтобы все поняли, где мы на самом деле есть, есть ли выход, куда он ведет.

  • Панельная дискуссия: "Hard talk: Challenges. Business. Ukraine" продолжила iClub. На ней выступили: Сергей Тигипко, председатель наблюдательного совета "ТАСкомбанк", Елена Кошарная, сооснователь и генеральный директор Horizon Capita, Александр Соколовский, основатель компании "Текстиль-Контакт", президент Всеукраинского объединения работодателей "Укрлегпром".

Сергей Тигипко участвовал как представитель финансового бизнеса, чтобы показать, как можно, применив все свои бизнесовые навыки, спасать банки, когда в финансовой сфере происходит коллапс, банки один за другим рушатся, он рассказал в какие украинские предприятия вкладывает средства ТАСкомбанк, поднял вопросы, как способствовать развитию украинского вагоностроения, производства металла, то есть тех отраслей, продукция которых востребована на внутреннем рынке. А также выступил как представитель инновационного агротеххолдинга, одного из крупнейших в Украине, поднял проблемы агросектора как мощной экспортной отрасли: почему у нас экспортируется только сырье, где переработка, какие нужны законодательные меры, чтобы страна не стала сырьевым придатком.

Александра Соколовского пригласили потому, что он является представителем кластера легпрома. Это тоже золотая жила, ведь у нас отшиваются известнейшие мировые бренды от Louis Vuitton до Zara. Мы сейчас становимся абсолютно конкурентными с Китаем, где растут зарплаты, сложная логистика, требуются огромные объемы заказов. У нас много фабрик в регионах, а у наших швей — золотые руки. Обсудили и такой важный момент: как сохранить эмоциональную составляющую покупки украинского, которая способствует развитию украинских брендов.

Елена Кожарная из Horizon Capital показала, как воспринимают нас западные инвесторы, рассказала насколько тяжело сейчас привлекать деньги.

Выступили те, кто реально работает и может рассказать, где искать ресурсы на украинскую индустриализацию.

А перед этой дискуссией с 19 по 21 июля в рамках бизнес-клуба на ОМКФ провели свои мероприятия такие конфедерации, как ЕБРР, SUP, CEO Club Ukraine, UVCA, FBN Ukraine и др. Это показывает, что наша идея проводить встречи предпринимателей на кинофестивале оказалась актуальной.

На фестивале уже давно есть секция Film Industry Office, включающая мероприятия, напрямую помогающие развитию украинской киноиндустрии: питчинг полного метра и конкурс проектов Work in Progress — полнометражных фильмов на финальной стадии производства. В этом году добавили новое направление — конкурс проектов телесериалов Восточной Европы. Интересна ваша оценка уровня питчинга как руководителя венчурного фонда TA Ventures, осматривающего сотни презентаций IT-стартапов. Те презентации, что видите на питчинге ОМКФ, сильно отличаются? Или они и должны отличаться?

Ничем не должны отличаться презентации культурных проектов, в том числе фильмов, от тех, которые делают в рамках TA Ventures и которые слушают несколько тысяч человек. И там, и там необходимо умение за одну минуту выразить основную мысль: что вы делаете, для кого и зачем.

У авторов культурных проектов это хуже получается, чем у IT?

Могу сказать, что с каждым годом уровень презентаций на питчингах в рамках индустриальной программы ОМКФ все лучше. А тем, кто не умеет этого делать, нужно срочно этому учиться. В этом году мы подключим специалистов фонда TA Ventures, которые поработают с улучшением качества презентации кинопроектов в лучших традициях презентаций интернет-проектов.

  • В рамках секции Film Industry Office прошли:
  • питчинг сериалов Центральной и Восточной Европы Odesa IFF ScripTeast Series Projects. Победитель — "Проклятые горы" (Хорватия, сценарий Доротея Вучич, Вишна Мамич) название сериала — получил приз от компании Star Media на комплекс услуг постпродакшн на сумму $ 10 тыс.;
  • питчинг полнометражных кинопроектов украинского производства или в копродукции с Украиной, приз — 60 тыс. грн от инвестиционно-девелоперской компании UDP. Победитель: "Мои мысли тихие", Антонио Лукич;
  • Work in prgress. Презентация фильмов украинского производства или в копродукции с Украиной на финальной стадии производства. Награда — авиабилет на $2 тыс. от МАУ. Победитель: "Вулкан", реж. Роман Бондарчук;
  • презентации от "Креативной Европы", Украинской Киноакадемии, Государственного агентства Украины по вопросам кино, фестиваля Docudays UA и др.

Награждение победителей Work in prgress на ОМКФ-2017

Весной этого года в Украине создана киноакадемия, драйвером чего стала инициатива ОМКФ создать Национальную кинопремию, победителей которой и определяют киноакадемики. Новая институция как-то включилась в фестивальную деятельность, в ее бизнесовую часть?

На фестивале прошла презентация стратегии Киноакадемии на 2017-2018 гг. Мы планируем сделать фокус на образовательных проектах. Важно использование различных инноваций в индустрии кино, а наш кинорынок мало что знает об этом. Потому просим всех профессионалов из киноиндустрии, в первую очередь — правление киноакадемии и ее членов, посвятить несколько часов в год развитию молодых коллег. Провести воркшопы, лекции в университетах — и не только в Карпенко-Карого или институтах культуры. Важно промоутировать профессии, связанные с киноиндустрией среди студентов в экономических университетах, так как нашей киноиндустрии нужны представители бизнеса, которые могут профессионально заняться продвижением, рекламой, продажами, представительскими функциями фильма на мировых и европейских ведущих кинорынках.

Во время секции Film Industry Office 8-го ОМКФ сделали интересную презентацию о том, куда двигается мир в инновациях, применимых в индустрии кино и телевизионном контенте: в аудиовизуальных носителях, рекламных технологиях, аналитике. Например, у Нетфликс мощнейшие аналитики и полезно посмотреть, как они работают: как можно мерять своего зрителя, анализировать его предпочтения. Отдельная тема — как привлекать деньги, на каких платформах созданы проекты, которые можно продавать в онлайне. Сейчас возникает все больше и больше американских, европейских платформ независимого кино, на которых можно это делать. Еще одна тема — как рекламировать свои проекты в онлайне самостоятельно, то есть, собственно, заменять дистрибьютора. Примеров этому тоже очень много.

И много других интересных технологий, технических хардверных решений: камеры 360, анимационные, технологии, 3D-технологии, VR-технологии. Со всем этим можно работать уже сегодня, экспериментировать и оптимизировать затраты на производство киноконтента.

На что потенциальные инвесторы обращают внимание, прежде всего, н а презентации проекта?

Оценивается профессиональность команды: чем занимались, где учились, давно ли вместе. Собранная впопыхах команда, что при снятии фильма, что при стартапе — это большие риски, что не сработаются. Большое значение имеют опыт, деловая хватка, видение стратегии кинопроекта и умение его реализовать, то есть важна продюсерская компонента.

Очень важен фактор образования и самообразования. Сегодня существует огромное количество ресурсов, на которых можно себя образовывать, причем или совсем бесплатно, или за минимальные деньги. И мы рассказываем о том, какие есть возможности. Это направление интеграции в работу киноакадемии всего, что связано с digital media: интеграция через общение, в первую очередь через прямые контакты с членами киноакадемии, которые являются лидерами общественного мнения.

Ни одна дискуссия о развитии украинской киноиндустрии не обходится без обсуждения проблем с финансированием. Видите прогресс в этом вопросе?

Цититирую Филиппа Ильенко (глава Госкино — ред.): "Если было легко взять деньги в банке на производство кино, ему бы нечего было делать в Госкино". Но, к сожалению, деньги в банке взять не просто. Потому темы альтернативного финансирования актуальны — и не только для киноиндустрии, но и в общем для украинского бизнеса — все ищут варианты для привлечения частных инвесторов. Но пока альтернативные формы у нас только начинаются. В интернет-бизнесе появляются гибридные форматы, когда можно взять заем до нескольких миллионов и отдавать по 5% дохода каждый месяц до момента, когда сумма возврата будет 2Х. Это немало, но в интернет-бизнесе, когда ожидают, что проект вернет в 10 раз больше вложенного в течение 5-7 лет, возможность вернуть 2Х в течении 5 лет и при этом не потерять долю в компании — это серьезно.

Во сколько обходиться ОМКФ?

ТАСКОМБАНК — не просто генеральный партнер фестиваля, это наш прародитель, взявший на себя основной финансовый груз, сказав: фестиваль будет в любом случае. Бюджет в 2 миллиона евро — это большие цифры. Мало кто понимает, что в ситуации, когда можно направить эти деньги на бизнес, — это тоже челлендж для банка. Вклад генерального партнера в десятки раз отличается от сумм первой десятки партнеров фестиваля.

  • Полный бюджет фестиваля — 2 млн. евро. Государственное агентство по вопросам кино в Украине выделило на финансирование кинофестиваля 1 млн. грн. Исполнительный комитет Одесского городского совета — 2 млн. грн. Одесская областная государственная администрация — 2 млн. грн.

Фестиваль может зарабатывать сам? На чем?

Конечно, фестиваль должен быть бизнес-проектом, как минимум должен окупаться. Возможно, будем брать фестивальную лицензию и в августе или сентябре прокатывать выборочно некоторые фильмы по основным украинским кинотеатрам. Сделать такой экспресс-прокат.

Беседовала Елена Гладских