Из Днепра в Хьюстон: как украинцы продвигают уникальные медицинские технологии

Украинский стартап Planexta разработал браслет для электрокардиографии, которым заинтересовались даже в американском космическом ведомстве

Евгений Найштетик, основатель биотехнологической компании Planexta inc. долгое время работал в больших фармацевтических корпорациях. Построив карьеру в таких компаниях, как Novartis, Genzyme, Merck, Pfizer, он получил опыт и репутацию, затем стал работать на себя. В это время в Украине началась антитеррористическая операция на Востоке, и будущий предприниматель решил идти добровольцем на фронт. Опыт работы в медицинской сфере пригодился там как нельзя кстати. Евгений основал Первый добровольческий мобильный госпиталь, и это была единственная специализированная медицинская помощь на линии столкновения.

Вернувшись с фронта, он не перестал заниматься вопросами здоровья и провел в Хмельницкой области крупнейший в истории Украины кардиоскрининг. Команда врачей исследовала электрокардиограммы, артериальное давление и уровень глюкозы 22 433 пациентов в 565 населенных пунктах в течение 52 дней.

В начале 2016 года Евгений основал биотехнологический стартап Planexta Inc, который специализируется на разработках инновационных медицинских технологий. Компания создала уникальное устройство для отслеживания сердечных показателей и уровня стресса как в медицинских, так и в домашних условиях.

Евгений, расскажите, как возникла идея создать такое устройство?

Мы проанализировали данные нашего масштабного скрининга и выявили прямую связь между физиологическим стрессом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Об этом раньше уже писали в научной литературе, но качественных исследований не было. А мы смогли провести четкую параллель, учитывая, что обследовали десятки тысяч пациентов — это внушительная выборка.

Потом мы поняли, что уровень стресса можно постоянно мониторить с помощью анализа вариабельности ритма сердца. Но никакие носимые гаджеты, кроме ЭКГ-сенсоров, не могут дать качественные данные. Перед нами стояла задача создать сенсор, который мог бы точно отслеживать все показатели ЭКГ с одной руки. Мы с моим бизнес-партнером Татьяной Боцьвой и группой экспериментальных физиков взялись за эту разработку. Он измеряет частоту сердечных сокращений и другие параметры ЭКГ и на основе этого анализирует эмоциональные паттерны и определяет уровень стресса.  Затем на базе уже разработанного сенсора сделали прототип устройства для безманжетного мониторинга артериального давления и назвали его Planexta Care.

Вы привлекали медиков к разработке устройства?

В нашей лаборатории в Днепре трудится 20 специалистов, 18 из которых — экспериментальные физики. Мы сотрудничаем с врачами, но медики не делают сенсоры, у них другой профиль и другая компетенция. Лечебное дело — это прикладная наука, которая потребляет продукты, созданные физиками, химиками и биологами.

Врач без диагностики и терапии — это шаман с бубном.

Сколько времени и денег ушло на создание прототипа?

С момента того самого масштабного скрининга прошло 30 месяцев. Все разработки и создание прототипа стоили около 2 млн долларов.

Это привлеченные инвестиции?

Да, нас финансировали разные частные инвесторы. Сейчас мы в процессе поиска институциональных инвестиций. Наши сенсоры выиграли многие мировые конкурсы в области технологий и потребительской электроники, мы являемся резидентами Техасского медицинского центра — крупнейшего в мире, работаем с NASA.

Расскажите, как вы вышли на сотрудничество с NASA? На каком этапе оно сейчас находится?

В том же Техасском медицинском центре нас познакомили с представителями NASA. Это ведомство еще с 70-х годов стремилось фиксировать самочувствие астронавтов, но оптимального решения до сих пор не было найдено. В NASA существует телеметрия всего чего угодно: уровень радиации, кислорода, солнечной активности, запаса батарей и пр. Все что угодно, кроме самого главного — человека. А здесь самые важные показатели — это артериальное давление и адаптация к среде. Planexta Care может их замерять и анализировать. Это целый ансамбль сенсоров: ЭКГ, фотоплетизмографические, барометр и пр., которые отсекают факторы, влияющие на точность измерения артериального давления.

Когда в NASA увидели, что у нас есть рабочий прототип, включили нас в список официальных проектов для сотрудничества. Впереди еще много работы — предстоят испытания устройства на центрифуге с живым астронавтом, затем еще ряд доработок. Сейчас Planexta Care — устройство четвертого уровня технологической готовности. Чтобы дойти до необходимого шестого уровня, уйдет еще 9 месяцев и около миллиона долларов. Сейчас мы не располагаем такими ресурсами, поэтому ищем инвестиции и партнеров.

Пока у нас есть грант Фраунгоферского института интегральных схем, их специалисты будут помогать нам совершенствовать микроэлектронную часть устройства. Мы надеемся, что к 2020 году наш гаджет будет использоваться на орбите.

Вы разработали еще SenceBand — упрощенную потребительскую версию ЭКГ-браслета, на производство которого собрали $130 тыс. на Kickstarter. Бекеры (люди, которые вложили деньги в проект — ред. ) уже получили свои образцы?

Сейчас получают. У нас довольно сложная логистическая задача — на краудфандинговых платформах Kickstarter и Indiegogo браслет заказали пользователи из 60 стран — от Новой Зеландии до Аляски. Больше всего заказов получили из США и англоязычных стран. Есть также заказы из Южной Кореи, Японии и Гонконга.

А украинцы?

Украинцы заказали 84 штуки из 2 тысяч устройств.

Насколько отечественный потребитель заинтересован в таком устройстве?

В Америке борьба с последствиями стресса — часть культуры. У них с 1987 года есть протокол предотвращения стресс-индуцированных заболеваний на рабочем месте. Они посчитали, что стресс обходится американской экономике в $300 млрд в год. В каждом из двадцати ведущих американских университетов есть подразделения, которые учат медитативным практикам для снижения стресса. У них это осознанная потребность.

В Украине эта потребность, к сожалению, неосознанная. Так происходит потому, что мы начинаем понимать ситуацию только тогда, когда уже что-то ломается, начинает болеть — периферическая нервная система посылает сигналы о болевом синдроме. А вот сигналы от автономной (вегетативной), предупреждающей о возможном сбое и контролирующей органы — не распознаем. Те методы анализа автономной нервной системы, которые мы используем в своей практике, в Украине применяются исключительно гурманами от науки. И даже на уровне частных клиник — лидеров рынка — уровень осведомленности очень низкий.

Вы ориентируетесь на западные рынки?

Да, они активно покупают, почему не ориентироваться на них? Мировой рынок носимых гаджетов сейчас составляет $6 млрд, и до недавнего времени 80% его занимали США. Этот факт нельзя игнорировать.

Когда вы планируете приступить к серийному производству SenceBand?

Сейчас мы сделали пока только первую партию из 2200 устройств, и почти все разослали бекерам. Чтобы наладить крупное производство, мы должны повысить уровень производственной готовности продукта, который позволит нам выйти на большие рынки. Наша цель — производить 300 тысяч единиц в месяц.

Производим устройства в Китае, потому что там есть десятки площадок, которые могут работать с той платой, которую мы используем в браслете. В Украине нет таких мощностей в принципе. А уже финальный контроль качества, сборку и упаковку мы делаем здесь.

Как эффективнее всего продавать такой продукт?

Около 10% продаж — это e-commerce, все остальное — это аффилиативная сеть по сферам применения. Мы уверены, что в мониторинге физиологического стресса заинтересованы не только врачи и психологи, но даже хиропрактикам и акупунктуристам важно  отслеживать болевые ощущения у своих пациентов. Именно такие профессиональные группы мы рассматриваем в качестве клиентов и партнеров.

Каким образом врачи могут использовать устройство?

У SenceBand два интерфейса. Для потребителей — простой и красочный, который показывает психоэмоциональное состояние, помогает контролировать стресс и уровень запаса жизненных сил, частоту сердечных сокращений и так далее. А более расширенный интерфейс уже видит в облаке врач, с помощью которого и мониторит своих пациентов.

Какие аналоги SenceBand есть на рынке?

Те ЭКГ-устройства, которые существуют на рынке, это, как правило, нагрудные гаджеты, двуручные носимые сенсоры, "умная одежда" или медицинские холтеры (набор датчиков, крепящийся на теле — ред.), — все это не позволяет комфортно использовать сенсоры в быту. Кроме того, у многих этих устройств есть определенные технические ограничения — они не обеспечивают постоянного прилегания электродов к телу. Поэтому здесь мы уникальны, и рассчитываем на то, что именно эта уникальность позволит нам занять не менее 5% рынка в ближайшие пять лет.  

Браслет только отслеживает состояние человека, но не может на него повлиять. Вы нашли решение этой проблемы?

Да, когда мы начали больше работать с показателями стресса, поняли, что, нужно еще что-то, что поможет этот стресс снизить. Кроме того, потребность в этом была и у пользователей SenceBand.

Мы начали "копать" в эту сторону и в результате полуторагодичных экспериментов придумали Pure Purr — VR-шлем с короткими роликами для релаксации, которые за пятиминутный сеанс снижают уровень стресса в разы. Он активирует парасимпатическую нервную систему, то есть физиологическое восстановление организма, используя для этого звуковые стимулы на основе модифицированного кошачьего мурлыканья. Ни одно лекарство не дает таких результатов.

Сейчас мы заканчиваем клинические исследования и скоро запустим Pure Purr в производство. Некоторые клиники в Украине уже ждут свои экземпляры, некоторые уже назначают пациентам как физиотерапию. Мы рассчитываем, что это будет продукт для клиник, гостиниц, рекреационных учреждений и даже авиакомпаний.

Вы разработали облачную систему автоматизированной интерпретации ЭКГ. Как она функционирует?

Раньше врач смотрел на ленту ЭКГ, приблизительно определял критические паттерны и в соответствии с этим ставил диагноз.

Врач с большим опытом может отследить таким образом до 15 паттернов, а PRECISE — наша система автоматизированной интерпретации ЭКГ — анализирует около 760 параметров и выдает результат на основании всех существующих международных стандартов. За счет этого мы расширили технологический диапазон применения ЭКГ как метода. К примеру, нашу систему используют в харьковской нейрореабилитационной клинике. Там работают нейрохирурги, которые в принципе не читают ЭКГ, а PRECISE дает им возможность делать это качественно. Для нейрореабилитации ЭКГ — надежный способ отследить состояние автономной нервной системы до и после реабилитационных процедур.

Изначально мы планировали позиционировать PRECISE как решение для целых систем здравоохранения. Нас заинтересовала гонконгская система — она государственная, при этом "университетская" и довольно богатая. Поэтому мы начали с внедрения PRECISE в Гонконге.

Параллельно проводили исследования в Украине. Врачи видели, как это работает и тоже захотели пользоваться в клинической практике. Наша бизнес-модель предполагает предоставление бесплатной аренды современных цифровых кардиографов для всех контрактных абонентов. И сейчас уже 6 украинских частных клиник ждут своего ПО и оборудования.