Автопроизводители преувеличивают проблемы, связанные с отменой утилизационного сбора — эксперт

Некоторые крупные украинские автосборщики заявили о негативных для них последствиях отмены в Украине утилизационного сбора. Эксперты парируют, утверждая, что отечественные производители сохраняют преимущество по сравнению с импортерами готовых авто

После отмены Верховной Радой сбора на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств украинские производители заговорили о снижении производственных планов или даже об остановке производства. В частности, на прошлой неделе губернатор Запорожской области Валерий Баранов на встрече премьер-министра Арсения Яценюка с губернаторами Днепропетровской и Запорожской областей заявил, что именно по этой причине может быть остановлен крупнейший производитель легковых авто в Украине Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ).

Кроме того, Баранов пригрозил, что это также приведет к увольнению половины работников предприятия. "Я думаю, что есть смысл еще раз вернуться и внимательно посмотреть на этот закон", — считает Валерий Баранов. В этом году ЗАЗ планировал произвести 40 тыс. легковых автомобилей — на 76 % больше, чем по итогам 2013 г. Такой существенный рост предприятие связывало в том числе и с введением утилизационного сбора, который должны были платить все производители и импортеры — кроме тех производителей, которые создадут мощности по утилизации старых авто. Каким образом будут скорректированы планы ЗАЗа, предприятие не сообщило.

Перспективу снижения производственных планов вчера подтвердил еще один крупный производитель легковых авто — корпорация "Богдан". В этом году корпорация планировала увеличить производство более чем вдвое — до 21,5 тыс. единиц. Однако пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля не смог уточнить, как теперь будут скорректированы производственные планы, добавив лишь, что на предприятии существует еще и угроза сокращения персонала.

Согласно отмененному уже закону, суммы утилизационного налога с нового легкового автомобиля составляли от 4,73 тыс. грн до 30,2 тыс. грн в зависимости от объема двигателя. Украинские производители рассчитывали, организовав центры по утилизации старых авто и таким образом добившись освобождения от уплаты сбора, серьезно потеснить импортеров, для которых уплата сбора не предусматривала никаких исключений.

Однако не все согласны с оценкой автопроизводителями ситуации как катастрофической. По мнению старшего аналитика инвестиционной компании "АРТ Капитал" Алексея Андрейченко, автопроизводители преувеличивают проблемы, вызванные отменой утилизационного сбора, и все равно сохраняют преимущество по сравнению с импортерами готовых авто. "Отмена утилизационного сбора не сопоставима с тем, как выросли цены на импортные автомобили из‑за девальвации гривни. Поэтому украинские автопроизводители сейчас все равно имеют преимущество над импортерами", — пояснил аналитик.

По его мнению, чтобы получить от девальвации гривни значительный эффект, автопроизводителям сейчас выгодно было бы увеличить степень локализации производства. "Потому что, если производители просто завозят корпуса, они дорожают практически так же, как и готовые автомобили", — добавил Алексей Андрейченко.

В конечном итоге эксперты прогнозируют, что в ближайшие месяцы украинский авторынок не перевалит за отметку больше 12 тыс. автомобилей, а восстановление спроса до 14 тыс. единиц в месяц и выше может проявиться уже во втором полугодии.