Авторское право в Рунете скопируют с американского

Рабочая группа при Минкомсвязи России почти закончила подготовку законопроекта по интернет-законодательству

надо было представить в правительство в октябре, но из-за противодействия Минкульта и Росохранкультуры в сроки уложиться не удалось.

Ожидается, что проект будет готов до конца года. В нем предлагается освободить интернет-компании от ответственности за пиратский контент, размещенный пользователями, если владельцы сайтов оперативно реагируют на жалобы правообладателей. Таким образом, основные принципы авторского права в Сети в России будут те же, что в США и Евросоюзе.

Американский образец

По словам представителя компании Google Сергея Говядинова, в DMCA перечислены четыре условия, при которых интернет-компанию нельзя наказать за размещенные на ее сайтах пиратские материалы:

1) на сайте предусмотрена процедура уведомления администрации о нарушениях копирайта;
2) компания не препятствует работе технических средств правообладетелей;
3) администрация сайта не знает о противозаконной деятельности своих посетителей, а если узнаёт, то незамедлительно пресекает ее;
4) администрация сайта не имеет возможности контролировать противозаконную деятельность посетителей.

Как видно, критерии местами расплывчаты (к примеру, юристы могут долго спорить об отсутствии возможности контроля в конкретном случае). Но именно DMCA позволил Google в 2010 году отбиться от претензий ViacomАмериканский холдинг Viacom владеет кинокомпаниями Paramount Pictures и Dreamworks, а также MTV Networks по поводу пиратского видео на YouTube.Крупнейший видеосервис принадлежит Google с 2006 года.

Когда условия явно не выполнены, американский суд принимает сторону правообладателей, рассказывает Говядинов. К примеру, если доля пиратского контента на сайте больше 90% и трудно поверить, что администрация сайта о нем не знала (дело Columbia Pictures против Fung). Или если ответчик не реагирует на жалобы правообладателя (дело MGM Studios против Grockster).

Российский законопроект

При этом правообладатель, по словам вице-президента Mail.ru по правовым вопросам Максима Бобина, в письме администрации сайта должен будет указать точный интернет-адрес контрафактного материала.

Во Франции правила жестче, отмечает Елена Войниканис. Там у пользователя нет права на возражение — зато есть возможность попасть в черный список и остаться вовсе без интернета.

Ключевой пункт законопроекта, по словам Максима Бобина, в том, что он распространяет на интеллектуальную собственность действие закона «Об информации». За контрафактный контент, как за любую противоправную информацию, будет отвечать тот, кто его разместил в Сети.

Позиция правообладателей

Тем не менее многие крупные владельцы прав на аудио и видео, похоже, смирились с американскими порядками в Рунете. Как рассказал гендиректор отраслевой ассоциации НП Сергей Бобза, правообладатели на следующей неделе предложат интернетчикам подписать соглашение. В нем будут зафиксированы все те же американские принципы — невиновность при незнании и быстрая реакция на жалобы.

Источник: Маркер