Как онлайн-банкинг упрощает жизнь предпринимателям

Как онлайн-банкинг упрощает жизнь предпринимателям
Обзор мобильных услуг для бизнеса от украинских банков
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Открыть счет в банке дистанционно, перевести средства с карты на карту без указания реквизитов, онлайн-бухгалтерия, электронная отчетность и даже бесплатное обслуживание всех бюджетных платежей — это далеко не полный перечень услуг, которые банки готовы предоставлять физическим лицам — предпринимателям. После введения обязательной уплаты ЕСВ и сокращения числа ФЛП в 2016 году, в 2017-м вновь наметился рост, а число зарегистрированных предпринимателей составило 264 тысячи. Всего же в Украине насчитывается около 1,7 млн представителей малого и среднего бизнеса. Это заставило финучреждения обратить внимание на МСБ и создать для них специальные пакеты услуг.

Как заметили в банках, свежеиспеченные бизнесмены — более "цифровые", не хотят тратить время на очереди в отделениях, заполнять анкеты со множеством вводных, а при выборе банка оценивают функционал возможностей, которые могут получать как физические лица. Уловив боли своих клиентов, наиболее активные финансовые учреждения уже с конца прошлого года стали заманивать новых клиентов упрощенной процедурой открытия счета и дополнительными функциями.

Сегодня украинские предприниматели могут выбирать среди трех интернет-банкингов: ПриватБанк, Альфа-Банк Украина, ТАСКОМБАНК. ПриватБанк  несколько лет назад запустил приложение "Приват24" и сегодня предоставляет уже 70 различных услуг для ФЛП. В декабре прошлого года к нему присоединился ТАСКОМБАНК со своим "ТАС24 Бизнес". А в сентябре 2018 года онлайн-банкинг, заточенный под потребности предпринимателей, запустил Альфа-Банк Украина.

Украинские банки превращают мобильный и интернет-банкинг в полноценные отделения с широким набором функций

Все эти банки в первую очередь обещают новым клиентам открытие счета без посещения отделения. Правда, в ПриватБанке получить доступ к полнофункциональному "Приват24 для бизнеса" могут только те клиенты, которые уже обслуживаются в банке как физлицо и предварительно получили цифровую подпись. В ПУМБ можно онлайн заполнить заявку на открытие счета, но потом все равно придется зайти в отделение, чтобы подписать заявление. Проще всего получить счет в  Альфа-Банке Украина: для этого не нужно быть клиентом банка, необходимо только ввести в системе "ОК, Альфа!" (в интернет-версии или мобильном приложении) индивидуальный налоговый номер и номер мобильного телефона, на который придет сообщение с реквизитами зарезервированного счета. Открыть счет и пройти регистрацию можно и при помощи чат-бота в мессенджере. После этого банк сам привезет все документы на подпись новому клиенту.

"Я как предприниматель-фрилансер открывал счет в Альфа-Банке, и мне понравилось, что не пришлось идти в отделение. Пока пользуюсь не очень большим набором услуг. Из того, что мне нужно постоянно, это управление счетом, разные выписки, оплата налогов — все работает быстро и без лагов", — комментирует предприниматель в сфере торговли Александр Величко.

Какие услуги доступны в мобильном банкинге 

С каждым годом увеличивается перечень банковских услуг, которыми предприниматель может пользоваться онлайн из любой точки мира. Из общего списка можно выделить так называемый обязательный минимум и дополнительные услуги, которые доступны пока не во всех банках.

Самые популярные услуги, которыми практически каждый день пользуются предприниматели, это просмотр баланса и движения по основным счетам, платежи в гривне и валюте, а также обязательные платежи в бюджет. 

Популярность также набирают онлайн-кредиты и рассрочка без похода в банк. "Наиболее востребованы сегодня кредиты на текущие потребности бизнеса, кредитная линия, финансовый лизинг на технику и оборудование", — рассказывает заместитель председателя правления АО "ТАСКОМБАНК", руководитель онлайн-банка "ТАС24 Бизнес"Александр Николенко.

Так, владелец PIEL COSMETICS Ярослав Процько отмечает, что наличие услуги рассрочки платежей удобно для В2В-сегмента при совершении закупок на большую сумму. "Например, чтобы начинающий косметолог начал работу, он должен купить косметики на 12-15 тыс. грн, что для многих огромная сумма", — поясняет Ярослав Процько.

Приятный бонус большинства банковских приложений для предпринимателей — доступ к сервисам, которые помогают вести бизнес. Как отмечает председатель правления ПУМБ Сергей Черненко, банкиры давно заметили, что предприниматели, которые сегодня регистрируются как ФЛП, достаточно активные и требовательные люди. "Последние несколько лет каждый банк старается не только развивать диджитал-направление, но и предлагать самые необычные сервисы — такие, как например, размещение на Google Maps", — говорит банкир. 

В Альфа-Банке Украина, кроме классических банковских услуг, которыми можно пользоваться без визита в отделение, предлагают МСБ связь с банком 24/7, возможность получить обратную связь по любому вопросу в чате с менеджером или через контакт-центр, учет всех данных по финансовой деятельности, возможность оплаты налогов, помощь в развитии и ведении бизнеса, реализованную через специальные предложения от партнеров. Клиент получает также скидки на мобильную связь, спецпредложения по онлайн-продаже или продвижению товаров и услуг и другие предложения благодаря сотрудничеству банка с такими компаниями, как "Киевстар", "Лига: Закон", Prom.ua, TILDA, HeadHunter, "Битрикс", SendPulse, NETPEAK.

"ТАС24 Бизнес" тоже предоставляет предпринимателям доступ к бизнес-каталогу (партнерской платформе с сервисами для развития собственного дела, многие из которых доступны на специальных условиях), а также к торговой площадке "ТАСМАРКЕТ", на которой предприниматели могут продавать товары и услуги за полную стоимость или в рассрочку в потребительском и бизнес-сегменте.

Кроме расширения перечня онлайн-услуг, украинские банки также активно работают над удобством интернет-сервисов. "При проектировании интерфейса и наполнения "ОК, Альфа!" мы делали упор на удобство и простоту использования, адаптивность под различные устройства, омниканальность, то есть возможность начать процесс на любом мобильном устройстве и завершить в интернет-версии", — отмечает вице-президент, руководитель цифрового бизнеса в сегменте МСБ Альфа-Банка Украина Оксана Леонова.

Стоимость

Стоимость обслуживания счета ФЛП в месяц в любом банке зависит от выбранного тарифного пакета (от 50 грн до 900 грн). Некоторые банки предоставляют первый месяц использования услуги бесплатно и/или не взимают плату, если на протяжении месяца не было движения средств по счету.

Например, в пакете Test-Drive стоимостью 1 грн в "ОК, Альфа!" все платежи по Украине обойдутся в 3 грн/платеж, в пакетах Digital Start и Digital Active без комиссии предприниматель может совершить 10 и 15 платежей соответственно. Этого вполне достаточно для  большинства ФЛП, которые получают оплату за услуги. Для предпринимателей также доступен пакет Digital Expert с безлимитным количеством платежей без комиссии. Отметим, что в "ОК, Альфа!" к бесплатным сервисам также относится подача налоговой отчетности через партнерский сервис "Лига. Отчетность", юридический сервис формирования документов AxDraft и заказ справок онлайн в формате PDF с факсимиле банка. 

В ПУМБ для ФЛП все внутренние платежи на контрагентов банка бесплатны, также без комиссии можно совершить до 20 внешних платежей в месяц, остальные за комиссию в 1,5 грн/платеж. В ТАСКОМБАНК ежемесячная абонплата составляет 75 грн. Бесплатно банк проводит бюджетные платежи и платежи на счета внутри банка. Все внешние платежи — 2,50 грн. Стоимость обслуживания в ПриватБанке — 100 грн. Бесплатными являются платежи в адрес партнеров клиента на счета в ПриватБанке. Платежи на партнеров в других банках идут с фиксированной комиссией в размере 3 грн.

Как мы видим, банки в условиях нарастающей конкуренции выравнивают условия обслуживания, и их тарифы практически не отличаются. Борьба за клиента идет в разрезе добавочной стоимости, которую банки дают своим клиентам благодаря дополнительным сервисам, например, формирование налоговой отчетности или ведение внутренней бухгалтерии.

"По данным исследований, клиентов банков сегодня мало интересуют технологические особенности или кибербезопасность. Всем нужны очень простые и удобные сервисы. Если вы находитесь в лесу с пачкой денег, какой-нибудь сервис положит их вам на счет? Нет. А если бы вы могли сфотографировать деньги, отправить банку, идентифицировать себя и взять кредит с обязательством в течение указанного срока его закрыть? Банк проводит процедуру, а вы доберетесь до ближайшего отделения и закроете его. Такого сервиса нет, но тот, кто его запустит, закроет боль клиентов. Почему ПриватБанк востребован? Потому что он первым почувствовал боли конкретных клиентов и постарался их закрыть. Но все развивается, и должны появиться новые удобные сервисы. Кто первый это сделает, тот и завоюет рынок", — уверен директор образовательных программ Украинской ассоциации финтех и инновационных компаний Александр Гордеев.

В Альфа-Банке Украина тоже считают, что будущее за удобными сервисами, причем такими, которые выбирают сами предприниматели, исходя из потребностей, возникающих у них в процессе ведения и развития бизнеса.

"Мы рассматриваем онлайн-банкинг как платформу, которая в первую очередь должна полностью заменить физическое отделение и предоставлять все простые операции дистанционно. Для того чтобы предложить клиентам "ОК, Альфа!" только полезные услуги и не переполнять систему малоиспользуемыми сервисами, мы пошли к клиентам и спросили их о реальных потребностях. Определяя клиентские предпочтения и основываясь на них, мы активно развиваем свою онлайн-платформу, представляя обновления дважды в месяц", — резюмирует Оксана Леонова.