Волчий билет: как долго Украина может жить без НКРЭКУ

Волчий билет: как долго Украина может жить без НКРЭКУ
Почти месяц энергетики и коммунальщики живут без бдительного ока регулятора: на кого отсутствие кворума в комиссии уже повлияло, а кого неприятности еще ждут?

В ноябре комиссия, регулирующая энергетику и коммунальные услуги лишилась кворума, а вся сфера — арбитра. Для производителей электроэнергии с нового года наступает режим "заморозки" — тарифы застынут на нынешнем уровне. Так что же случилось, кто в этом виноват, и как все исправить?

Гвоздь и подкова

30 ноября "Ощадбанк" подписал кредитный договор на 2 млрд грн с ГП "Энергорынок": госпредприятие собирается погасить часть долгов перед теплоэлектростанциями (ТЭС) и теплоэлектроцентралями (ТЭЦ), чтобы те закупили уголь на зиму. Но дальше "Энергорынка" деньги не ушли, ведь по словам директора "Энергорынка" Юрия Гнатюка, нет утвержденного порядка распределения этих средств.

Порядок распределения 21 ноября должна была утвердить Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Но три недели назад один из ее членов, Борис Циганенко ушел на больничный и так и не вернулся на работу.

Неутвержденый порядок распределения средств до весны 2018 года выглядел примерно так.

Заблокированный кредит — один из примеров последствий больничного Циганенко для украинской энергетической отрасли. Ведь в НКРЭКУ осталось всего трое членов — Дмитрий Вовк, Руслан Машлякивский и Виктория Морозова, а для принятия решений нужны голоса четырех членов комиссии.

Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк говорит, что комиссия с лета готовилась к вероятности остаться без кворума в ноябре. Например, тарифы и инвестиционные программы для генерирующих компаний должны были утвердить в ноябре, а не декабре, как обычно. Ежемесячный пересмотр некоторых решений заменили на ежеквартальный. Но это не помогло. Непринятыми остались свыше 150 решений и постановлений.

Без кворума не утверждена цена электроэнергии в Украине в 2018 году, тарифы для производителей и поставщиков электроэнергии, тепла и воды. Для населения будет незаметно первые недели, может месяц, ведь тарифы на электроэнергию для нас не меняются. А вот для компаний все будет по-другому.

Закрытая копилка

Быстрее всех застой почувствуют 34 облэнерго, которые не получили новых тарифов и с начала года автоматически "слетают" на "нулевой" алгоритм. То бишь вынуждены будут отдавать все полученные деньги в общий котел — какие уж тут инвестиционные программы, аварийные ремонты, да и зарплат сотрудники будут ждать долго. Обычно "нулевой" алгоритм применяют ненадолго к облэнерго, которые не рассчитываются за электроэнергию с государственным "Энергорынком". Механизм запускается, и все деньги со счетов облэнерго списываются в пользу "Энергорынка".

Бездействие комиссии повлияет и на производителей. Без тарифов на отпуск электроэнергии останется 35 новых станций, работающих в секторе возобновляемой энергетики. Также НКРЭКУ не утвердила тарифы крупнейшим игрокам рынка электроэнергетики — НАЭК "Энергоатом" (атомные станции), ЧАО "Укргидроэнерго" (гидро- и гидроаккумулирующие станции), НЭК "Укрэнерго" (магистральные сети). По словам главы Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрея Геруса, тарифы для монополий пока останутся прежними.

Пускай они и будут получать деньги за произведенный товар, но в этом непринятии кроется куда большая опасность.

Без этих тарифов нельзя рассчитать оптово-рыночную цену (ОРЦ) на электроэнергию на 2018 год. В Украине ОРЦ не влияет напрямую на цену электроэнергии для населения, зато прямо влияет на тарифы для промышленности.

В новом году комиссия планировала поднять ОРЦ из-за роста курса валют (~4%), инфляции (~10-12%), стоимости импортного сырья для станций (уголь — на 36%, газ — на 16%), заработных плат (29%) и тарифов энергокомпаний (от 11 до 30%).

По оценке главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, цена на э/э для промышленных потребителей должна была вырасти примерно на 15% с января 2018 года. Чем дольше этот вопрос будет тянуться, тем сильнее это отразится на промтарифах и, соответсвенно, на стоимости конечных товаров.

Ограниченность маневра

Комиссия должна полностью обновить состав: за 1,5 года должности должны утратить назначенцы президента. Поэтому каждые полгода из НКРЭКУ увольняют по два члена, взамен представители парламента, Кабмина и президента должны отобрать новых. Но с 2016 года люди из НКРЭКУ только уходили, и к ноябрю 2017 года в комиссии осталось четверо — минимальный состав для кворума. Выбывание хотя бы одного, как показала болезнь Циганенко, погружает комиссию в стазис.

"Ситуация была создана искусственно и давно, критической стала уже летом и до предела обострилась в ноябре. Конкурсную комиссию должны были создать в январе-феврале 2017 года, чтобы вовремя выбрать новых членов регулятора", — комментирует Светлана Голикова, директор "ТрансЭнергоКонсалтинг". 17 ноября ее назначили членом номинационной комиссии от парламента — исправлять с коллегами по комиссии ситуацию с назначениями в НКРЭКУ.

Буквально первая проблема, с которой столкнется Голикова и остальные члены номинационной комиссии, — сколько вакансий есть в НКРЭКУ? Ведь президент нарушил собственный приказ о ротации членов НКРЭКУ: 27 ноября Порошенко уволил только Циганенко. Хотя в тот же день должен был уволить и Морозову.

"В законе четко указано, что за три месяца до ротации конкурсная комиссия должна объявить отбор. Но мы понимаем, что если ротация не произошла в установленные законом сроки, нужно определиться — проводить конкурс на три или четыре должности, или же на все пять", — объясняет Голикова.

Пока точно известно о трех свободных должностях: из комиссии уже уволены Валерий Тарасюк, Юрий Голяк и Владимир Евдокимов. Если Циганенко не будет обжаловать решение президента, то выйдя с больничного, получит на руки распорядительный документ об увольнении. Это будет четвертая свободная должность.

Викторию Морозову должны были уволить вместе с Циганенко, но приказа президента нет, вопрос по пятой должности открыт. "Мы надеемся, что к моменту объявления конкурса ситуация прояснится", — говорит Голикова.

Операция "заморозка"

Разница в подходах в одинаковой ситуации заставила задуматься — зачем Порошенко сохранил Морозовой должность?

Пожалуй, единственный вариант — он надеется, что комиссия сможет работать в урезанном составе. Например, после нескольких изменений переходных положений закона об НКРЭКУ: изменение порядка ротации, продление полномочий Морозовой, снижение кворума с четырех до трех членов. Это один из вариантов урегулирования ситуации.

Альтернатива — передать полномочия Кабмину, Верховной Раде или местным органам самоуправления. Но подобный подход нарушает независимость регулятора, что идет вразрез с так называемым Третьим энергопакетом ЕС да и с самой концепцией реформы НКРЭКУ. Голикова отмечает, что для коммунальных тарифов временная мера может сработать, но для госмонополий и крупных компаний такое "ручное управление" недопустимо.

По словам аналитика Dixi Андрея Билоуса, возможно продлить полномочия действующей комиссии посредством голосования в парламенте. Процесс подписания поправок в закон займет время, но период работы комиссии без кворума будет немного короче. Но такой шаг, по его мнению, "бьет по части политической независимости" регулятора, продлевая полномочия ставленников президента. А ведь ротация затевалась ради того, чтобы уйти от этой зависимости.

В парламенте же на ситуацию смотрят немного иначе. Народный депутат Алексей Рябчин считает, что страна может прожить какое-то без министерства, но без регулятора — нет. И все же идею сократить кворум НКРЭКУ до трех членов с помощью Верховной Рады и изменений законодательства депутат встречает в штыки.

"Самое правильное решение — решение по закону. У нас есть три месяца, когда конкурсная комиссия должна выбрать новых членов и назначить их (подать на выбор президенту по две кандидатуры — ред.). Все остальное — от лукавого", — считает нардеп. Тем не менее Рябчин вместе с коллегой Викторией Войцицкой зарегистрировал законопроект, позволяющий президенту на ограниченный срок до 6 месяцев назначить временных членов НКРЭКУ в рамках необходимого кворума.

"Самый логичный вариант: если президент создал этот искусственный кризис, то пусть он и решает его. Пусть назначает временных членов комиссии и несет полноту ответственности, чтобы люди знали, что все решения по тарифам, "роттердамам" ("Роттердам+", индекс API2+ используется при расчете стоимости угля для украинских ТЭС — ред.) принимают люди, назначенные президентом", — заявил Рябчин.

У предложения Рябчина-Войцицкой есть и альтернативы: законопроект №7342-1 Александра Домбровского (БПП), Юлия Иоффе (Оппоблок) и Михаила Бондаря (Народный фронт) против законопроекта №7358 Оксана Продан (БПП) и Лев Пидлисецкий ("Самопомич"). Текста законопроекта Домбровского пока нет. А Продан с Пидлисецким предлагают: на время неправомочности регулятора (например, отсутствия кворума) продолжают действовать решения, принятые на последних заседаниях. А новые будет принимать новый полномочный состав комиссии.

Ожидаемого законопроекта о сокращении кворума пока никто не внес, поэтому ситуация в отрасли остается "замороженной". Ведь в Кабмине не хотят брать на себя ответственность за повышение тарифов и цен на электроэнергию для бизнеса, местным властям никто не передаст контроль над госмонополиями, а в непредсказуемую Верховную Раду передавать такие полномочия не рискнут.