Александр Никоряк: "Застройщики, разрушающие памятники, должны стать токсичными для Киева"

Александр Никоряк: "Застройщики, разрушающие памятники, должны стать токсичными для Киева"
Директор департамента охраны культурного наследия КГГА считает киевские "царь-балконы" уродством, рассчитывает на принятие жестких штрафов в новой редакции закона "Об охране культурного наследия" и рассказывает, что связей с застройщиками не имеет

Две недели назад в центре Киева застройщики, не дожидаясь рассмотрения кассации, снесли особняк на улице Лабораторной, 9-б. О ситуации с историческим наследием, угрозах на работе и скандалах вокруг памятников архитектуры, о новой редакции закона "Об охране культурного наследия" рассказал в эксклюзивном интервью Delo.ua 35-летний Александр Никоряк, директор созданного в прошлом году Департамента охраны культурного наследия КГГА.

О департаменте, бюджете и зарплатах

Вы во главе департамента охраны культурного наследия уже более года. До этого вы занимали должность замначальника управления охраны при департаменте культуры КГГА. Как Вы оцениваете создание отдельного департамента и эффективность его работы?

Создание отдельного департамента, не зависящего от других, — это нормальная европейская практика. Городская общественность много лет ждала создания отдельного органа по контролю за историческим наследием, и она получила его в прошлом году. Напомню, в Киеве более трех с половиной тысяч памятников, и за всеми ними нужно смотреть, охранять, часто — спасать. Вы сами знаете, какая ситуация в городе. То снесут особняк за ночь, то в суды подают с целью избавиться от исторического здания. И со всеми нужно бороться.

Лучше всяких оценок и похвал для нас мнение горожан. Посмотрите сколько за последние годы в городе отреставрировано памятников. Если сравнивать с 2012-2014 годами, то ситуация позитивная. Тогда управление по охране памятников почти не финансировалось в отношении реставрации зданий, а на скандалы вокруг сносов исторических памятников смотрели "сквозь пальцы". В последние годы есть отдельный департамент, и это уже хорошая тенденция. Мы освящаем каждый судебный процесс, скандальные стройки, реставрационные работы, которые проводим. Мы не боимся угроз от застройщиков — у нас есть одобрение от городских властей и, главное, от киевлян. И мы не отдадим наследие города в руки авантюристов.

Достаточно ли финансирования, которое вы получаете от КГГА?

В прошлом году, при создании отдельного департамента по охране культурного наследия, была разработана городская целевая программа, где на три года прописаны цели и задачи. Программа предусматривает множество задач: наведение порядка в учетных карточках памятников, инвентаризация объектов и их реставрация. Мы эту программу успешно защитили и за нее проголосовали депутаты Киеврады.

Конечно, наш бюджет не идет ни в какое сравнение с другими департаментами города. У культуры и образования бюджеты переваливают за миллиард, а у нас немногим более 200 миллионов гривен на три года. Но поверьте, раньше на охрану памятников и таких сумм никто не давал. Тем более, мы только стартовали и при надобности сумму можно корректировать. Конечно, хотелось бы больше, ведь у нас много объектов, которые нуждаются в реставрации. Людям важно знать, что мы не реставрируем все исторические сооружения в городе: почти у каждого департамента, коммунального предприятия, районной администраций есть объекты-памятники.

Александр Никоряк. Фото: Василий Михальчук/Delo.ua

Каждый должен при бюджетировании предусматривать суммы на их реставрацию. Но наша обязанность — следить за состоянием этих объектов и применять соответствующие санкции при нарушении охранного законодательства. Но перемены в лучшую сторону, несомненно есть. Если Вы пройдетесь по тому же Подолу, то увидите много изменений. Вот, заканчиваем обновление уникального домика Петра, особняка Апштейна, в котором мы с вами находимся, Подольский ЗАГС и приступаем к другим памятникам. Эти здания в ведении Департамента и деньги на их реставрацию выделяются нам.

Некоторые активисты обвиняют Ваш департамент в нецелевом распределении средств на реставрацию зданий.

Глупость! Если бы стоимость реставрации наших зданий составляла сотни миллионов — другое дело. Не поверите, но у нас на реставрацию пяти зданий на Подоле предусмотрено 21 миллион гривен. Все данные о тратах есть в публичном доступе. В том числе, и тендеры. Но бывают и такие "претензии". Например, много претензий, почему, мол, город не отреставрирует ту же усадьбу Сикорского.

Ну так почему же?

Да потому, что это здание в госсобственности, на балансе госпредприятия "Отель "Казацкий" (в подчинении Минобороны — Delo.ua). И город не против, а даже очень ЗА то, чтобы вложить деньги в его реставрацию. Но сначала его нужно передать на баланс города — из государственной в коммунальную собственность. Аналогично и с Гостиным двором. Слышал претензию относительно костела. Это памятник национального значения, на балансе государства. И именно государство должно выделить деньги на реставрацию. Таких примеров еще предостаточно.

Какая у Вас и сотрудников департамента заработная плата?

Как и у всех государственных служащих. Согласно штатному расписанию. Мой оклад — 11000 гривен, но есть еще надбавки, премии. Иногда доходит до более 20 тысяч гривен. Оклад моего зама около 10 тысяч гривен, начальников отдела -шесть с половиной тысяч. Оклад главных специалистов — 5000-5500 грн. Но все имеют разные надбавки в зависимости от выслуги лет, ранга, интенсивности и пр. Которые, к слову, не всегда есть — зависит от бюджета. Есть фиксированная премия, согласно закону и госслужбе — 20%.

Застройщики, взятки и законы: "Мы научились переубеждать даже самых влиятельных людей"

К Вам приходят собственники исторических памятников, консультируются по реставрации. Но есть такие, которые ни при каких обстоятельствах не собираются спасать здание. Им проще снести и не морочить себе голову. Как Вы поступаете в таких случаях?

Увы, историческое сознание у нас еще недостаточно развито. К тому же, в охранном законодательстве слишком много коллизий и пробелов, чем пользуются хитромудрые собственники памятников. Я разговариваю с каждым лично, убеждаю. Мы научились переубеждать даже самых влиятельных людей. Разговоры иногда длятся часами. Вот один говорит мне: "Да я позвоню наверх кому надо и плевать я хотел на всякие ваши замечания и рекомендации".

Я спокойно реагирую и продолжаю объяснять. Благо, многие принимают нашу сторону и спасают замечательные сооружения. Тенденция позитивная. Здесь очень кстати отметить и помощь активной общественности. Благодаря, в том числе, созданию резонансных историй многим неповадно больше идти напролом. Печальные исключения случаются, к сожалению, как с тем же особняком на Лабораторной... Но такие застройщики должны стать токсичными для города. Их вообще не должно быть.

Назовите успешные примеры.

Да тот же Kyiv Food Market, на территории завода "Арсенал", где недавно президент Украины давал свое многочасовое интервью. 

Kyiv Food Market, ставший одним из символом города, разместился в исторических цехах легендарного  завода "Арсенал"

За столом, где мы с вами сидим, сидели также собственники этого комплекса. Они мне говорили — мы хотим здание исключить из Реестра памятников, снести или надстроить четыре этажа. Люди непростые, скажем так. Мы всем коллективом их за этим же столом переубеждали, что этого нельзя делать ни в коем случае. Бороться в плане правовом мы не всегда можем. Сами понимаете, ресурсы и все дела. Здесь решили уже объяснять инвесторам, почему сохранение памятника важно для них и какие дивиденды они получат. Ведь кушать в старинных и стильных цехах легендарного завода — это круто. В итоге, и памятник сохранили, и закон не нарушили.

Теперь все туда ходят и получают удовольствие. Теперь инвестор хочет отреставрировать еще одно здание XIX века по очень красивому проекту. Так что всегда нужно находить общий язык с соблюдением закона. В случаях, когда владельцы таких памятников пытаются судиться, помешать этому может общественный резонанс, который журналисты обеспечивают. Спасибо всем вам за это. [block_4]

Взятки предлагают?

(Смеется) Взятки не предлагают. Знают, что нет смысла. А вот припугнуть знакомствами иногда пытаются. Благо, я человек самостоятельный и не боюсь банального шантажа.

Как известно, крупный бизнес, в частности застройщики , имеют влияние на многие процессы в городе, в том числе массовые сносы памятников архитектуры. Вы знакомы с известными застройщиками?

Цель нашего департамента — охрана культурного наследия, а не постройка ЖК и ТРЦ. Поэтому я могу сказать открыто — на меня никто никакого влияния не имеет. На занимаемой мной должности бизнес-знакомств не завожу. А вот для меценатов, которые хотят помочь нам с вами в сохранении нашей же истории, отреставрировав здание, двери всегда открыты. Одни меценаты в свое время сооружали все эти прекрасные здания. Другие наши современники могут их сохранить, продолжив добрую традицию.

Аж не верит ся.

Кому-как. Поверьте, крупным застройщикам наш департамент не станет угрозой на их пути. Там совсем другие рычаги влияния, думаю они с городом не связаны. Нет им смысла со мной разговаривать или с сотрудниками департамента. Они могут позвонить "кое-куда" и все.  И это явно не к городским властям. В таких ситуациях должен вступать в силу закон, подчеркиваю — строгий закон, который поставит на место любого нарушителя. Будь-то обычный житель, который смастерил себе "царь-балкон", или мультимиллионер. Такой закон уже лежит в Верховной Раде.

Это новые нормы ЗУ "Об охране культурного наследия", принятые Верховной Радой в первом чтении летом 2018 года?

Именно так, Верховная Рада  в прошлом году приняла в первом чтении законопроект № 8202 "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам усовершенствования системы охраны культурного наследия". Его разработала наша городская команда. Принятие этого закона усилит ответственность за пренебрежение законодательством и станет сильным механизмом в борьбе с нарушителями.

Среди прочего, этим законопроектом мы предлагаем сделать штраф за разрушение не только одинаковым для физических и юридических лиц, а еще и увеличить его в разы — до уровня, когда владельцам исторических зданий уже будет невыгодно доводить их до разрушения в надежде на строительство очередной многоэтажки, отделываясь смешным для них штрафом в 1700 гривен. Предусмотрено и внедрение ряда новых штрафов. Надеемся, не опустят правку относительно возможности применения финансовых санкций и к только выявленным объектам охраны культнаследия, прировняв таким образом к домам со статусом памятника.

Ведь историческое здание в статусе "только выявленного" может пробыть несколько лет пока Минкульт в кои-веки предоставит статус памятника и внесет в реестр. Так что, теперь таким горе-владельцам придется тысячу раз подумать, ведь заплатить придется не 1700 гривен, как сейчас, а 500 тысяч или миллион. Тогда проснется и совесть, и историческое сознание сформируется. Деньги наши бизнесмены терять не любят. К тому же, в законопроекте предусмотрена возможность выкупа зданий в коммунальную собственность. И наше городское руководство готово выкупать такие здания, проводить реставрацию и обеспечить их пользу для горожан.

Когда же законопроект примут окончательно?

Сейчас ведется активная работа. Законопроект уже поддержали на комитете, поэтому мы надеемся на его принятие Верховной Радой уже в ближайшие месяцы. Это очень важно для нашей страны. Ведь мы боремся за статус цивилизованного европейского государства, без уважения к историческому наследию о нем не может быть и речи. Посмотрите на Италию, Германию, Польшу. Далековато они от нас, правда? Там бездумно памятники архитектуры и истории не сносят, балконы на строят и пластиковые окна в рамы не ставят.

Да, "царь-балконы" — это "головная боль Киева".  Недавно о них даже выпустили книгу, которая имела большой успех, как в Украине, так и Европе. Как бороться с ними?

Лично меня эти уродства раздражают. Представьте себе красивый особняк с лепниной и пластиковый двухэтажный балкон!? В Киеве такое повсеместно. Наши инспекторы часто выезжают, составляют акты на владельцев таких архитектурных конструкций. Но что им те акты? Они могут не открыть дверь, ссылаясь на то, что это их частная собственность. И будут правы. Нужно со всеми проводить разъяснительную работу, объяснять почему важно сохранять фасады в первоначальном виде и какая в этом выгода. Туристам интересно смотреть нашу архитектуру, но вот эти балконы портят впечатление о нашей стране. Будет строгий закон и его исполнение — все станет лучше. Но еще важно культурное воспитание людей. Этому еще учиться и учиться.

Никоряк: "Царь-балконы меня бесят". Фото: Василий Михальчук/Delo.ua

Как Вы относитесь к сносу исторического здания и восстановлению его из современных стройматериалов. В некоторых странах так делают.

Больная тема для меня. В Азербайджане разговаривал на эту тему с одним архитектором. Там целые кварталы новостроев на месте исторических зданий. Просто сносят и строят внешне такие же. Я был в шоке, спрашиваю у архитектора: "А как же люди на это реагируют?". На что он мне отвечает: "А что люди? Если это нужно государству или городу, то вопрос закрыт". И никаких скандалов тебе. И это в стране, где проходила 43-сессия ЮНЕСКО. [block_1]

Как много инспекторов у вас работает?

Нет, увы штат не укомплектован. Сейчас работает 5 человек. Ищем еще двух. Сами понимаете — оклады небольшие. Мы ищем людей с историческим, юридическим или строительным образованием, которые смогут зафиксировать нарушения, сравнив то, что делают на объекте, с самим проектом. Скоро выпустим положение для инспекторов на общественных началах. Это регуляторный документ, требующий много согласований. Но уже очень много небезразличных горожан, готовых помочь нам.

Как привлекаете сотрудников к себе на работу?

Молодежь приходит и сразу уходит, когда видит количество работы в департаменте. Например, приходит юрист и смотрит на количество судебных дел. Если на предыдущей работе у него было 2-3 дела, то здесь десятки! И всех их нужно вести. Привлекаем престижностью работы, возможностью карьерного роста. Слава Богу, у нас есть молодежь, которая готова работать и получать знания и опыт, а не сразу хватается получить большой оклад.

Что бы вы сказали молодым специалистам, которые могут стать сотрудниками департамента?

Я хочу призвать молодежь любить город, чаще гулять по его улицам, смотреть на дома, на архитектуру. Тогда многие проникнутся проблематикой и, уверен, захотят что-то изменить. Ну а мы с удовольствием дадим такую возможность в нашем департаменте.

Как работу департамента оценивает столичный глава, Виталий Кличко?

Наверное, правильнее задать вопрос непосредственно мэру. Некорректно было бы отвечать на вопрос о нашей работе от его имени. Могу лишь сказать, что на всех коллегиях к нашему департаменту вопросов и претензий практически нет.

О "мосте Кличко" и Гостином дворе

Многие общественные активисты выступали против возведения пешеходного моста между Владимирской горкой и Крещатым парком. Мол, там охранная зона и опасный участок для строительства.  Вы как представитель охранного учреждения как бы оценили этот проект?

Идея построить мост не нова. Еще до революции были идеи создать тут переправу. Эскизы моста рисовали и до войны, и после — когда готовили грандиозную реконструкцию Крещатика. И лишь в этом году эту идею удалось реализовать. Не вижу ничего плохого.

Вопрос в том, нужен ли городу мост за 260 миллионов, когда нет метро на Троещину, асфальта во многих дворах и на реставрацию тех же памятников архитектуры?

Смотрите, всего сразу не построишь и не отреставрируешь. Все делается постепенно, по намеченному и утвержденному плану. В последние годы наш город уже на том уровне, что большинство исторических зданий, которые на балансе у города, в нормальном состоянии, в отличие от частных. Так что, обвинять город в бездействии бессмысленно. На этот мост были предусмотрены деньги в бюджете, так что не вижу здесь ничего зазорного.

На мосту всегда толпы людей.

Тем более! Там такие панорамы города открываются. Наш мэр очень хотел реализовать этот проект для горожан. Ему это удалось.

Открытие стеклянного моста на Владимирской горке в Киеве. Фото: КГГА

Но стекла трещат одно за одним.

Конструкция новая, немного проседает. Был я в Лондоне, там знаменитое здание, "Огурец" называют его (смеется) (Неброскреб "Мэри-экс" зеленого цвета, из-за чего местные жители прозвали его огурцом — автор). Да, вид у небоскреба интересный довольно. Так вот, там года два стекла трескались чуть ли не каждый день. Объект большой, дает осадку. Ничего страшного. Все заменили, теперь здание — символ города. Также и у нас. И новый мост на Владимирской горке — это уже признанный и очень популярный туристический объект города. Тут уже побывал и Том Круз и солист культовой группы "Skorpions".

Его признают памятником?

Напомню, департамент не предоставляет статус памятников.

Хорошо, с мостом понятно. А другой не менее интересный объект — Гостиный двор на Контрактовой площади спасут? Ведь он уже с 2013 года пустует, тянутся суды.

Гостиный двор — это вопрос не нашей компетенции. Исключительно в части надзора за состоянием памятника. Сейчас дело по Гостиному закрыто, исковое заявление прокуратура отозвала. Теперь дело за Кабмином: передать памятник из государственной в коммунальную собственность, чтобы город смог отреставрировать и сохранить здание. Город уже миллион раз обращался с этим предложением к Кабмину. [block_2]

Гостиный двор на Контрактовой площади пустует с 2013 года. Фото: Информатор

Как вернуть знаменитый памятник архитектуры городу?

Этим вопросом занимается Кабмин, передаст — можно сразу приступать к восстановительным работам. В противном случае дело затянется еще на многие годы и реставрировать будет нечего. Но думаю, что все будет хорошо и памятник уже скоро вернется в собственность города.

Как Вы оцениваете работу КГГА в целом?

За последние годы подняты и решаются многие вопросы: это и строительство мостов, метро, защита культурного наследия, реформирование в системе образования, в том числе и питание в школах, в сфере ЖКХ. Проанализируйте прошлые годы, много ли было таких масштабных проектов? Нет. Бегали вокруг да около старых проблем.

Оцениваю позитивно, но нам еще работать и работать. Хороший результат — это дело многолетнего труда. Горожане и журналисты тоже за этим всегда следят и указывают нам на все недочеты. 

Беседовал Василий Михальчук, специально для Delo.ua