Бизнес-сообщество требует реформы антимонопольного законодательства

Бизнес требует утверждения прозрачной и понятной методики начисления штрафов Антимонопольным комитетом. Того же требует Соглашение об ассоциации с ЕС
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Бизнес-сообщество и группа народных депутатов призывают как можно скорее принять законодательство, необходимое для реформирования Антимонопольного комитета.

Деятельность АМКУ, по определению главы правления "Центра противодействия коррупции" Виталия Шабунина, "направлена на сохранение монополий, а не на защиту конкуренции". Прежде всего, проблема — в коррупции. Поэтому основой его реформирования должен стать зарегистрированный в Верховной Раде законопроект № 2431, который предусматривает утверждение четкой методики расчета штрафов за нарушение законодательства об экономической конкуренции.

Методология начисления штрафов

Тарас Качка, и.о. Президента Американской торговой палаты в Украине отмечает: "В украинских реалиях чрезмерная свобода действий Антимонопольного комитета превращается в огромный коррупционный риск. В прошлом мы имели совершенно парадоксальные ситуации, когда одна компания за незначительную ошибку в маркировке получала штраф размером 50 млн гривень, а другая — рекомендацию об исправлении ошибки". Более того, до конца расследования предприятие может и не знать, что именно ему угрожает.

Тарас Качка объясняет, что еще в 2008 году Организация экономического сотрудничества и развития рекомендовала Украине утверждения четкой методики наложения штрафов и публикацию решений АМКУ о наложении штрафов, впоследствии это положение было включено в Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. "По этому обязательству мы не имеем переходного периода, а следовательно, оно должно быть выполнено в день вступления в силу Соглашения", — отмечает Качка.

По словам Тараса Качки, утверждение методологии начисления штрафов — техническое требование, которое могло быть имплементировано Антимонопольным комитетом без участия Парламента. "Однако если за 7 лет АМКУ не сделал этого, то не стоит рассчитывать на то, что он сделает это сейчас. Поэтому приходится идти законодательным путем", — сказал он.

Виктория Пташник, народный депутат от фракции "Самопомощь", утверждает, что в Антимонопольном комитете все же существует так называемая "тайна методика" определения суммы штрафов, но это — документ внутреннего пользования, который никем не утвержден и нигде не обнародован. Это позволяет Комитету использовать его (или не использовать) по своему усмотрению.

Законопроект решает еще одну проблему — позволяет хозяйственным судам менять размер штрафа — пока что это может сделать только сам АМКУ. На сегодняшний день предприятие может обжаловать решение Комитета, но суд может лишь принять решение об отмене штрафа, но не может признать его сумму несправедливой — опять-таки, из-за отсутствия четкой методики начисления.

Сложившаяся ситуация, когда штрафы берутся "с потолка", опасна не только из-за коррупционной составляющей — она вредит инвестиционной привлекательности Украины, считает Тимур Бондарев, партнер адвокатского объединения Arzinger. Сейчас репутация страны как юрисдикции для ведения бизнеса оставляет желать лучшего, в том числе из-за непредсказуемости АМКУ. "Украинцы тратят на перелеты больше всего денег, потому что таких цен на билеты нет больше нигде. При этом из страны уходит единственный лоукост. Это не нормальный рынок", — говорит юрист. Он убежден, что закон не ликвидирует все проблемы, но даст сигнал инвесторам, что украинский рынок становится более цивилизованным.

По словам Тимура Бондарева, при разработке законопроекта команда руководствовалась сугубо европейскими практиками: "Много было заимствовано из одной из наиболее прогрессивных практик — венгерского. Речь идет не о том, чтобы накладывать меньше штрафы, 10% от годового оборота — это нормальный штраф за существенное нарушение. Мы стремимся прозрачности и объективного подхода к наказаниям за подобные правонарушения".

В свою очередь Виктория Пташник обращает внимание на то, что законопроект был подписан депутатами-представителями всех фракций коалиции. "Сама методика расчета штрафов уже готова, но должна быть утверждена как подзаконный акт к Законопроекту № 2431 после его принятия", — говорит Виктория Пташник.

Публичность решений Антимонопольного комитета

Депутат также напомнила, что есть еще один законопроект, призванный сделать деятельность АМКУ более прозрачной — 2102. Он требует от АМКУ публикации своих решений в течение 30 дней. Таким образом, информация о суммах штрафов, начисленных каждой компании будет публичной. Это не только преграда для коррупции и злоупотреблений, но и подсказка для предприятий — какой может быть ответственность за те или иные нарушения.

Кроме того, это позволит контролировать поступление средств от уплаты штрафов в бюджет. "Ведь существует параллельный мир — по решению Антимонопольного комитета с компании должны взыскать 5 млн гривень в бюджет, а по факту перечисляется только 30 тыс. гривень", — добавляет Бондарев.

Проект был зарегистрирован в Раде, однако АМК попросил отозвать его, чтобы внести свои предложения. Пташник уверяет, что за месяц никаких предложений от Комитета не поступало.

Оба законопроекта поддерживают Американская торговая палата в Украине, ОО "Центр противодействия коррупции", информационная кампания "Сильные Вместе" и ряд народных депутатов.