Как агрессия России на Азовском море может повлиять на украинский экспорт

Фото: Нацбанк
Фото: Нацбанк
Проблема Азовского моря возникла не на этой неделе, отмечают в инвестиционной компании ICU. Ситуация была сложной, начиная с апреля-мая 2018 года. Россия взяла тактику на постепенное удушение экспортных потоков Украины

Блокирование Россией входа и выхода судов в украинские порты на Азовском море (Мариупольский и Бердянский порты) может заставить украинский бизнес переориентироваться на отгрузку продукции для экспорта через порты Черного моря. Об этом сообщил Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций инвестиционной компании ICU.

"На самом деле, проблема Азовского моря возникла не на этой неделе, — говорит Александр Мартыненко. — Ситуация была достаточно сложной, начиная с апреля-мая этого года. Россия взяла тактику на постепенное удушения экспортных потоков Украины. В частности, российские военные останавливали корабли, тщательно досматривали грузы и палубы кораблей".

По словам аналитика, представители компании "Метинвест" еще в сентябре этого года говорили, что из-за действий России время ожидания их судов со сталью, которая шла на экспорт, увеличилось от нескольких часов-дней до недели-двух.

"Для портов Азовского моря основная статья грузов — это сталь, которая производится на Мариупольском ММК им. Ильича (входит в "Метинвест" — Ред.) и на "Азовстали". По отгрузкам стали Мариупольский порт занимает второе место, через него отгружается 4,5 млн тонн. Для "Метинвеста" Мариупольский порт обеспечивает около 50% их экспортных поставок морем. Всего Мариупольский порт в 2017 году обеспечил около 20% всего украинского экспорта стали, в денежном выражении — это около $2,3 млрд", — рассказывает Александр Мартыненко.

Основные товары, которые отгружаются через второй порт Азовского моря, Бердянский порт, — это зерно и руда, говорит аналитик.

По его словам, если ситуация с блокированием экспортных поставок продолжится, металлургические компании смогут переориентироваться с Азовских портов на Черноморские. Но это будет для них дороже. По оценкам ICU, дополнительные расходы составят около $8-10 на тонну. Но компании уже сейчас несут расходы из-за задержек грузов и в результате нарушения обязательств по контрактам.

"Пропускная способность железной дороги достаточна, чтобы перевести поставки с Азовских портов на Черноморские. Мне кажется, что будет достаточно легко переориентироваться. Но это в теории. На практике, если будет необходимость переориентироваться, включатся другие факторы. Ведь на практике у "Укрзализныци" есть постоянные проблемы с локомотивами и вагонами", — поясняет Александр Мартыненко.

В целом аналитик ICU считает, что даже в случае блокирования Россией азовских грузопотоков Украина в состоянии с этим справиться.

Напомним, 25 ноября в районе Керченского пролива в Черном море пограничные катера ФСБ России  открыли огонь по кораблям Военно-Морских Сил Украины. В результате, по данным украинских ВМС, Россия  захватила три корабля и ранила 6 украинских военных. Еще 24 моряка были арестованы российскими властями. 

В ответ на атаку в Керченском проливе президент Украины Петр Порошенко созвал заседание Совета национальной безопасности и призвал ввести военное положение.

Верховная Рада поддержала введение военного положения в 10 регионах Украины, которые граничат с Россией и Приднестровьем. Военное положение вводится в Винницкой, Луганской, Донецкой, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Азово-Керченской акватории. 

Вместе с тем министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что на вечер 28 ноября порты Бердянска и Мариуполя оставались заблокированными Россией для захода и выхода судов. По его информации, разрешения на прохождение ожидают 18 судов. В целом Россией заблокированы 35 судов. Движение осуществляется только в направлении российских портов на Азове.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram