Как санкции против ВТБ, Банка Москвы и Россельхозбанка отразятся на российских заемщиках

Российские ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк в результате введения новых санкций США больше не смогут привлекать долгосрочное финансирование на Западе. Эксперты опасаются взрывного роста ставок

Американские власти ввели санкции против Россельхозбанка, ВТБ и подконтрольного ему Банка Москвы. В заявлении отмечается, что американским компаниям и гражданам запрещено предоставлять перечисленным банкам кредиты на срок более 90 дней.

Похожие меры 17 июля были приняты против Внешэкономбанка и Газпромбанка.

При том что под санкции подпали три российских госбанка, крупнейший из них — Сбербанк — в черном списке пока не значится.

Это может быть связано с тем, что в Сбербанке сильно развит розничный сегмент, и в результате введения санкционных мер могут пострадать широкие слои населения, либо с наличием в нем почти 300 тыс. миноритарных акционеров.

Однако последнее, согласно законодательству США, само по себе не является препятствием для наложения санкций, ведь более 50% акций Сбербанка контролирует государство (50% плюс одна акция принадлежит ЦБ РФ). "Есть некоторое отличие: в случае со Сбербанком его контролирующим акционером является не государство, не Росимущество, а ЦБ. Сбербанк является крупнейшим финансовым институтом в России, может быть, в связи с этим его и вывели из-под риска санкций. Основную долю в балансе у него занимают корпоративные клиенты", — указывает аналитик "Совлинк" Ольга Беленькая.

Пока непонятно, подпадет ли под санкции розничный банк ВТБ24. И ВТБ, и РСХБ, и Газпромбанк, оказавшиеся под санкциями, — банки в первую очередь корпоративные. Банк ВТБ24 в заявлении министерства финансов США прямо не упомянут, однако предыдущие американские санкции распространялись и на те юридические лица, в которых материнской компании принадлежит более 50%. В данном случае ВТБ практически полностью контролирует ВТБ24, поэтому подпадание под санкции может произойти автоматически. Однако у экспертов есть и другое мнение. "ВТБ24 работает под отдельной лицензией. Если его в списке нет, значит нет. Если ВТБ как холдинг выпускал бонды, то они подпадают под ограничения", — указывает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

На первый взгляд, принятые санкции оказались не настолько жесткими.

Банки продолжат осуществлять краткосрочные операции, работать с открытыми кредитными линиями, сохранят все текущие расчеты (которые могли быть заморожены из-за санкций), не подлежат заморозке их остатки на корсчетах в зарубежных банках (как это произошло в случае с ранее подпавшими под санкции СМП-банком и банком "Россия").

Соединенные Штаты не ограничивают право клиентов банков на использование карт платежных операторов Visa и MasterCard. "Новый пакет экономических санкций США не оказывает влияния на операции Visa в России и не обязывает Visa приостанавливать или блокировать операции финансовых институтов, которые подпали под санкции, или банков, которые обслуживают платежные карты под их спонсорством. Мы продолжаем обрабатывать транзакции в обычном режиме", — сообщили в пресс-службе платежной системы.

Однако, по мнению экспертов, и введенных мер более чем достаточно для того, чтобы их почувствовали каждый заемщик и государство в целом.

Как отмечает Орлова, у ставших объектом санкций банков остается две опции. Они могут выходить на азиатские внешние рынки для привлечения средств, однако азиатские инвесторы плохо знают российский рынок, боятся претензий со стороны США и возможных штрафов. Более реалистично заменить внешние выпуски облигаций внутренним рублевым фондированием. Даже если у Центрального банка нет желания поддерживать госбанки в экстренных объемах, у него не останется другого выбора, иначе экономика уйдет в минус.

"Центральный банк оказался заложником ситуации. Повышение ставок зависит от действий регулятора, но если регулятор не примет мер, ставки могут вырасти на 3 процентных пункта. Если ЦБ не возместит убывающее фондирование, то экономика будет сжиматься, пойдут дефолты", — говорит Орлова.

Если ЦБ не поддержит банки, повышение ставок произойдет не только в банках, подпавших под санкции, но и распространится и на весь рынок. Впрочем, повышение ставок пока еще маловероятно. Центробанк и в хорошие времена наращивал кредитование банков, но теперь потребности возрастают. В настоящее время ЦБ финансирует 9% банковских активов и при таком уровне поддержки не может отказать банкам в необходимом фондировании. Регулятор уже объявил, что готов принять меры по поддержке ВТБ, РСХБ и Банка Москвы после введения против них санкций США. В сообщении мегарегулятора отмечается, что в случае необходимости "будут приняты адекватные меры по поддержке указанных организаций с целью защиты интересов их клиентов, вкладчиков и кредиторов".

Комментарии ВТБ и РСХБ к моменту сдачи заметки получить не удалось. В Банке Москвы отметили, что банк ориентирован на работу на внутреннем рынке и от введенных санкций его бизнес никак не страдает. "Фондирование за счет внешних заимствований несущественно и не превышает 2% валюты баланса банка", — сообщили в кредитной организации. Заимствования в иностранной валюте последний раз были осуществлены предыдущим менеджментом в 2010 году. Банк не планировал и не планирует в настоящее время осуществлять заимствования на иностранных рынках. Клиенты Банка Москвы от санкций также не пострадают: все клиентские счета размещены на территории РФ, никаких ограничений в их отношении не вводилось, говорят в банке. Пластиковыми картами банка также можно пользоваться без ограничений как на территории России, так и за рубежом.